1. НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ, ЧИСЛИТСЯ СУДНО, КОТОРОЕ ВНЕСЕНО В РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР СУДОВ (РМРС). ПЕРЕВОЗКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ЛИБО ИЗ РОССИЙСКОГО ПОРТА В ИНОСТРАННЫЙ ПОРТ, ЛИБО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.07.09 03-04-06-01/158

        1. НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
       ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ, ЧИСЛИТСЯ СУДНО, 
          КОТОРОЕ ВНЕСЕНО В РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР 
      СУДОВ (РМРС). ПЕРЕВОЗКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ЛИБО ИЗ РОССИЙСКОГО 
      ПОРТА В ИНОСТРАННЫЙ ПОРТ, ЛИБО МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМИ ПОРТАМИ. 
       ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ В СВЯЗИ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ 
       СУДОВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В РМРС, НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ 
   НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 33 П. 1 СТ. 251 И П. 48.5 
     СТ. 270 НК РФ. В СВЯЗИ С ЭТИМ И УЧИТЫВАЯ П. 3 СТ. 236 НК РФ, 
      ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ УПЛАЧИВАЕТ ЕСН, А ТАКЖЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА 
    ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ПРИ ВЫПЛАТЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ 
       ПО ТРУДОВЫМ ДОГОВОРАМ ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА УКАЗАННОГО СУДНА. В 
    СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ОБЯЗАН ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ВЫПЛАЧИВАТЬ ПОСОБИЕ 
   ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЧЛЕНУ ЭКИПАЖА СУДНА И В СЛУЧАЕ, 
    ЕСЛИ ОБЯЗАН, КАКОВ ПОРЯДОК ЕГО РАСЧЕТА? ПОДЛЕЖАТ ЛИ УПЛАТЕ ЕСН 
      И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ 
          В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОМИМО МОРСКИХ 
       ПЕРЕВОЗОК ИНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ НА 
   ПРИБЫЛЬ? ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН И СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ 
      ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ СУММЫ ВЫПЛАТ ПО ТРУДОВЫМ ДОГОВОРАМ 
           ПЕРСОНАЛУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ?
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА СУДНО У ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ В 2006 Г. И 
  В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО СУДНО ПОДЛЕЖАЛО РЕГИСТРАЦИИ В РМРС, ОРГАНИЗАЦИЯ 
      БЫЛА ОСВОБОЖДЕНА ОТ УПЛАТЫ НДС ПРИ ЕГО ВВОЗЕ НА ТАМОЖЕННУЮ 
   ТЕРРИТОРИЮ РФ. ВОЗНИКАЕТ ЛИ У ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ 
     НДС В СЛУЧАЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ СУДНА ИЗ РМРС? ПОДЛЕЖИТ ЛИ ОБЛОЖЕНИЮ 
      НДС РЕАЛИЗАЦИЯ СУДНА, ИСКЛЮЧЕННОГО ИЗ РМРС, РОССИЙСКОЙ ИЛИ 
  ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ПОДЛЕЖИТ, КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ 
                 СТАВКИ ПО НДС ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ?
          3. ПОДЛЕЖИТ ЛИ УПЛАТЕ ВВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА В 
                   СЛУЧАЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ СУДНА ИЗ РМРС?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            7 июля 2009 г. 
                          N 03-04-06-01/158
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  в  соответствии  со  ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     1.  По  вопросу  обложения единым социальным налогом и страховыми
взносами   на   обязательное  пенсионное  страхование  выплат  и  иных
вознаграждений,  производимых  организацией  в  пользу членов экипажей
судов,  зарегистрированных в Российском международном реестре судов, а
также персоналу, осуществляющему управление компанией.
     Согласно  п.  1  ст.  236 Кодекса объектом налогообложения единым
социальным  налогом  для  налогоплательщиков,  производящих  выплаты в
пользу  физических  лиц,  признаются  выплаты  и  иные вознаграждения,
начисляемые  налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание  услуг  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным  предпринимателям,  адвокатам, нотариусам, занимающимся
частной практикой), а также по авторским договорам.
     В  соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(далее  -  Закон  N  167-ФЗ)  объектом обложения страховыми взносами и
базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения
и  налоговая  база по единому социальному налогу, установленные гл. 24
Кодекса.
     В  п.  3  ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в п. 1 ст.
236  Кодекса  выплаты  и  вознаграждения  (вне зависимости от формы, в
которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим  налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
     Согласно  п.  48.5  ст. 270 гл. 25 "Налог на прибыль организаций"
Кодекса  к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся
расходы  судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные
с  содержанием  и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском
международном  реестре судов (далее - РМРС). При этом в соответствии с
пп.  33  п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу
на   прибыль   организаций   не   учитываются  доходы  судовладельцев,
полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей
гл.  25  Кодекса  под  эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС,
понимается  использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров
и  их  багажа  и  оказания  иных  связанных с осуществлением указанных
перевозок  услуг,  при  условии,  что  пункт отправления и (или) пункт
назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а
также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
     Таким  образом,  в  части  деятельности  организации, связанной с
эксплуатацией вышеуказанных судов, налоговая база по налогу на прибыль
организаций не формируется.
     В  связи  с вышеизложенным на суммы выплат и иных вознаграждений,
начисляемых  в пользу членов экипажа судов, зарегистрированных в РМРС,
по   трудовым   и  гражданско-правовым  договорам,  предметом  которых
является  выполнение  работ,  оказание  услуг, в том числе связанных с
обслуживанием,  ремонтом  и  эксплуатацией  этих  судов,  п. 3 ст. 236
Кодекса  не распространяется и такие выплаты подлежат обложению единым
социальным  налогом  и  страховыми взносами на обязательное пенсионное
страхование в общеустановленном порядке.
     Что касается выплат физическим лицам - персоналу, осуществляющему
управление  организацией,  то  данные  выплаты также являются объектом
налогообложения  единым  социальным  налогом в соответствии с п. 1 ст.
236  Кодекса  и объектом обложения страховыми взносами на обязательное
пенсионное страхование на основании п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ.
     2. По вопросу уплаты НДС в случае исключения организации из РМРС.
     Согласно  пп.  4  п. 1 ст. 146 Кодекса ввоз товаров на таможенную
территорию  Российской  Федерации  признается объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
     Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от
налогообложения)   налогом  на  добавленную  стоимость  при  ввозе  на
таможенную   территорию   Российской  Федерации,  установлен  ст.  150
Кодекса.  Данным перечнем предусмотрены суда, подлежащие регистрации в
РМРС.
     На   основании  п.  2  ст.  151  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Таможенный  кодекс) условно выпущенные товары, в
отношении  которых предоставлены льготы по уплате налогов, в том числе
налога  на  добавленную  стоимость, в соответствии с законодательством
Российской    Федерации   могут   использоваться   только   в   целях,
соответствующих  условиям предоставления льгот. При этом согласно п. 3
ст.  327  Таможенного  кодекса  при  использовании  условно выпущенных
товаров  в  иных  целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено
освобождение  от  уплаты  налогов,  в  том числе налога на добавленную
стоимость,  применяются  ставки  налогов, действующие на день принятия
таможенной декларации таможенным органом.
     Таким  образом,  в  случае  если  судно,  ввезенное на территорию
Российской  Федерации  без  уплаты  налога  на  добавленную стоимость,
исключено  из  РМРС,  у  лица,  ввозившего  на  территорию  Российской
Федерации  такое  судно,  возникает  обязанность  по  уплате налога на
добавленную стоимость в порядке, установленном Таможенным кодексом.
     Что  касается  операций  по  реализации  на территории Российской
Федерации  указанного судна российской или иностранной организации, то
данные   операции   являются   объектом   налогообложения  налогом  на
добавленную  стоимостью в Российской Федерации на основании пп. 1 п. 1
ст. 146 Кодекса.
     Так,  в  соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса при реализации судна
на  территории  Российской Федерации налогообложение осуществляется по
ставке  в  размере 18 процентов. В случае реализации судна иностранной
организации  и вывоза его за пределы территории Российской Федерации в
таможенном  режиме  экспорта  налогообложение производится по ставке в
размере  0  процентов  согласно  п.  1  ст.  164  Кодекса  при условии
представления  в  налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165
Кодекса.  При  этом  сумма  налога,  уплаченная  таможенному  органу в
порядке,   установленном   Таможенным  кодексом,  подлежит  вычету  на
основании положений ст. ст. 171 и 172 Кодекса.
     3.  По  вопросу  уплаты ввозной таможенной пошлины организацией в
случае исключения ее из РМРС.
     В   соответствии   с   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  16.07.2007  N  448  "О  порядке предоставления тарифной
льготы  в  виде  освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной
судов,  регистрируемых  в  Российском  международном  реестре судов" в
случае  исключения  судна  из РМРС ввозная таможенная пошлина подлежит
уплате  лицом,  в  собственности  которого находится судно, не позднее
дня, следующего за днем исключения этого судна из РМРС.
     По  вопросу расчета пособия по временной трудоспособности следует
обратиться в Минздравсоцразвития России.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
7 июля 2009 г. 
N 03-04-06-01/158