О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (КВАРТИРУ), ВОЗНИКШЕГО У ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ДО 31.01.1998 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 ноября 2008 г. N 03-05-06-03/45 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество (квартиру), возникшего до 31 января 1998 г., и сообщает. Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации прав. В силу ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу данного Закона, является юридически действительной. Пунктом 2 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. В иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона N 122-ФЗ, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Из положений, предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона N 122-ФЗ, следует, что к иным случаям относятся государственная регистрация ограничения (обременения) права или государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта. Также в п. 6 ст. 33 Закона N 122-ФЗ указано, что Закон N 122-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения Закона N 122-ФЗ в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие. Следовательно, при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации. Однако для вовлечения объекта недвижимого имущества в хозяйственный оборот по сделке, требующей государственной регистрации, также требуется регистрация ранее возникшего права. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52 данного пункта, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 500 руб. Однако пп. 8 п. 3 ст. 333.35 Кодекса предусмотрено, что государственная пошлина за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества не уплачивается. В иных предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона N 122-ФЗ случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие данного Закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной гл. 25.3 Кодекса государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Таким образом, из положений ст. 6 Закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с положениями пп. 8 п. 3 ст. 333.35 Кодекса следует, что если государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права не связана с государственной регистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, а осуществляется по желанию правообладателя - физического лица, то государственная пошлина уплачивается в размере, установленном пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, т.е. в размере 500 руб. При этом за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении (например, договора купли-продажи, мены, дарения) объекта недвижимого имущества государственная пошлина не уплачивается. Кроме того, пп. 15 п. 1 ст. 333.35 Кодекса предусмотрено, что физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в компетенцию Минфина России не входят вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществление координации и контроля деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы (далее - Росрегистрация). В связи с этим по вопросам, связанным с осуществлением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и правомерностью деятельности территориальных органов Росрегистрации, необходимо обратиться в Росрегистрацию или в Министерство экономического развития Российской Федерации, в ведении которого находится Росрегистрация. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 17 ноября 2008 г. N 03-05-06-03/45 |