О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ ПО ДОГОВОРУ О СПОНСОРСКОЙ ПОМОЩИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/102 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета в целях налогообложения прибыли денежных средств, получаемых некоммерческим партнерством по договору о спонсорской помощи, сообщает следующее. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 7-ФЗ могут являться, среди прочего, добровольные имущественные взносы и пожертвования. В целях налогообложения прибыли, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 Кодекса. Данный перечень поступлений является исчерпывающим. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса РФ. Исходя из изложенного, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ, получаемые некоммерческим партнерством, не учитываются в целях налогообложения прибыли. В письме указано, что по договору о спонсорской помощи некоммерческое партнерство в рамках осуществления своей уставной деятельности - организации спортивных мероприятий для ветеранов принимает на себя обязательство провести рекламную кампанию спонсора. При этом в письме не указано, каким образом отражены средства спонсорской помощи в налоговом учете организации-спонсора. В этой связи необходимо учитывать, что, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 27.05.2008 N КА-А40/4424-08 пришел к выводу, что спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества. В случае если у организации-спонсора средства спонсорской помощи признаны расходами на рекламу, данные поступления у спонсируемой организации могут быть признаны доходами от оказания услуг и учитываться в целях налогообложения прибыли в установленном гл. 25 Кодекса порядке. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В.ТРУНИН 26 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/102 |