Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее. 1. Как следует из письма, банк приобретает банкоматы вместе с правом на использование программного обеспечения для них. В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли не подлежит амортизации амортизируемое имущество в виде приобретенных прав на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. В этом случае расходы, связанные с приобретением у правообладателей исключительных и неисключительных прав в виде программного обеспечения для ЭВМ и баз данных, учитываются равномерно в течение срока эксплуатации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса. В остальных случаях организация может включать стоимость приобретенного права на использование программного обеспечения для банкоматов в первоначальную стоимость банкоматов и учитывать расходы через амортизацию. 2. В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. В соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Согласно п. 2 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Пунктом 3 ст. 257 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Таким образом, нематериальными активами признается вышеназванное имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом. Согласно гл. 25 Кодекса нематериальные активы амортизируются, но их первоначальная стоимость не увеличивается в результате модернизации, реконструкции и т.п. 3. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов по вкладам в банках определяется в соответствии с положениями ст. 214.2 Кодекса. Указанной статьей Кодекса в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившей в силу с 1 января 2009 г., предусмотрено, что в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых. Возникновение правоотношений, регулируемых ст. 214.2 Кодекса, обусловлено получением налогоплательщиком дохода в виде процентов по вкладу. Подпунктом 1 п. 1 ст. 223 Кодекса определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Таким образом, при расчете налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам, полученным с 1 января 2009 г., применяются положения ст. 214.2 Кодекса в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ независимо от периода начисления данных процентов. 4. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы в виде процентов включаются для целей налогообложения прибыли в состав внереализационных расходов с учетом положений ст. 269 Кодекса. Согласно п. 3 ст. 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 Кодекса. Так, п. 1 ст. 328 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно отражает в аналитическом учете доходы (расходы) в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров (по ценным бумагам - согласно условиям эмиссии, по векселям - в соответствии с условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 Кодекса. Учитывая изложенное, по ценным бумагам, за исключением векселей, проценты в виде дисконта отражаются в налоговом учете только в том случае, если такой дисконт предусмотрен условиями эмиссии соответствующих ценных бумаг. По процентным (купонным) облигациям, условиями эмиссии которых не предусмотрено начисление процентов в виде дисконта, суммы дисконта в налоговом учете не начисляются. При этом Кодексом не предусмотрено распределение дисконта (премии) по таким долговым ценным бумагам пропорционально сроку их обращения. Налогообложение таких операций с ценными бумагами осуществляется в соответствии со ст. 280 Кодекса. 5. В силу п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из торгового реестра страны происхождения, а также может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица. Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. При этом согласно п. 3 ст. 310 Кодекса в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. Таким образом, применение справочника BIC directory и информационной системы Bloomberg возможно для подтверждения банковского статуса международного банка. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 мая 2009 г. N 03-03-06/2/105 |