МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 30 ноября 2000 г. (Д) Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства согласились с нижеследующим: Статья 1 Настоящее Соглашение определяет основные подходы по созданию необходимых условий для использования с 1 января 2005 года рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства. Статья 2 В целях проведения поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно - кредитной сферах Российской Федерации и Республики Белоруссия, достаточных для создания условий по введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные элементы Плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг., подлежащего разработке в соответствии со статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются). Статья 3 В качестве первоочередных мер Стороны согласились осуществить следующие мероприятия: в 2000 году: а) устранить множественность обменного курса белорусского рубля; б) снять все ограничения на проведение расчетов в национальных валютах между резидентами Российской Федерации и Республики Белоруссия по текущим операциям; в первом квартале 2001 года: а) унифицировать принципы и механизмы установления обменных курсов российского рубля и белорусского рубля к иностранным валютам; б) Национальному банку Республики Белоруссия перейти к политике привязки белорусского рубля к российскому рублю. Статья 4 Правительство Российской Федерации предоставит Правительству Республики Белоруссия кредит в сумме до 100 млн. долларов США, в том числе в 2000 году - 30 млн. долларов США и в 2001 году - до 70 млн. долларов США для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия. Национальный банк Республики Белоруссия сформирует стабилизационный валютный фонд, частью которого станет кредит Центрального банка Российской Федерации в сумме 4,5 млрд. российских рублей. Предоставление указанных кредитов будет осуществляться в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Белоруссия порядке и оформляться отдельными соглашениями. Предоставление Правительством Российской Федерации Правительству Республики Белоруссия кредита в 2001 году, а также использование предоставленного Центральным банком Российской Федерации кредита Национальным банком Республики Белоруссия будет осуществляться при выполнении конкретных мер в области денежно - кредитной, налогово - бюджетной и структурной политики, дополняющие указанные в статье 3 первоочередные меры. Статья 5 По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами, которые составят неотъемлемую часть настоящего Соглашения. Статья 6 Настоящее Соглашение вступает в силу после выполнения внутригосударственных процедур <*>. -------------------------------- <*> Соглашение вступило в силу 18 января 2002 года. Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. (Подписи) Приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГГ. Основные элементы настоящего Плана представляют собой перечень основных задач Правительства и Центрального банка Российской Федерации и Правительства и Национального банка Республики Белоруссия на период 2001 - 2005 гг., намеченных к осуществлению после выполнения Сторонами неотложных мер, указанных в статье 3 проекта Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы. В 3-месячный срок после вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства правительствами и центральными банками двух стран будут приняты согласованные решения по мероприятиям и срокам реализации следующих задач, направленных на обеспечение введения единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра Союзного государства: 1. В денежно - кредитной сфере Достижение уровней важнейших макроэкономических и финансовых показателей, включая показатели платежных балансов, необходимых для введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Союзного государства, и обеспечение с этой целью: - снижения годового уровня инфляции и величины дефицита государственного бюджета каждой Стороны до согласованных уровней; - недопущения формирования обязательных резервов кредитных организаций Российской Федерации и Республики Белоруссия в иностранной валюте и в государственных ценных бумагах; - прекращения использования кредитов Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия на финансирование дефицита государственного бюджета и других государственных фондов, включаемых в определение расширенного бюджета правительства, в том числе покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении; - прекращения целевого кредитования со стороны Национального банка Республики Белоруссия предприятий и организаций любых отраслей экономики и обеспечения предоставления кредитов коммерческим банкам только на рыночных условиях. 2. В области политики обменного курса белорусского рубля - осуществление Национальным банком Республики Белоруссия мероприятий по поддержанию стабильным обменного курса белорусского рубля к российскому рублю; - создание в ближайшие годы условий для взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса, а в последующем и по его капитальным статьям. 3. В области валютного регулирования Установление единых: - определений валютных ценностей, валютных операций, включая их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента; - порядка открытия резидентами счетов в иностранных валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия, счетов в кредитных организациях иных государств, а также порядка открытия нерезидентами счетов в иностранной и национальной валютах в кредитных организациях Российской Федерации и Республики Белоруссия и совершения операций по этим счетам; - порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и на территории Республики Белоруссия; - принципов осуществления валютного контроля. 4. В области регулирования деятельности кредитных организаций Установление единых: - порядка регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; - требований при регистрации и лицензировании деятельности кредитных организаций и банковских групп, а также к аудиту банковской деятельности; - принципов и условий функционирования платежных систем и правил совершения расчетов в целях создания единой платежной системы; - стандартов совершения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций. 5. В области налогово - бюджетной политики - унификация методологии статистики государственных финансов; - унификация налогового законодательства и выравнивание уровней налоговых изъятий; - повышение эффективности государственных расходов за счет сокращения субсидирования предприятий и организаций и повышения степени адресности социальных субсидий; - консолидирование ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в государственном бюджете, отказ от их целевого статуса, переход к реализации принципа совокупного покрытия расходов доходами; - усиление роли и значения казначейств, в том числе путем введения лицевых счетов бюджетополучателей и учета средств в доходной и расходной статьях государственных бюджетов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; - ограничение и контроль за потреблением государственными предприятиями Республики Белоруссия энергоресурсов в целях упорядочения торгового баланса; - минимизация масштабов предоставления государственных гарантий при реализации коммерческих проектов; - совершенствование процедуры государственных закупок, в том числе за счет расширения практики их осуществления на конкурсной основе; - введение Республикой Белоруссия экспортных пошлин на товары, по которым введены экспортные пошлины в Российской Федерации, в первую очередь на нефтепродукты. 6. В области структурных преобразований - унификация законодательства о естественных монополиях, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках; - унификация механизмов ценообразования, включающая отмену государственного регулирования цен на продукцию отраслей, не являющихся естественными монополиями, и регулирования тарифов на транспортировку нефти; - выделение из системы естественных монополий неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация; - создание новых организационных форм управления финансово - промышленными группами, холдинговыми акционерными компаниями, межотраслевыми и межрегиональными ассоциациями, банковскими союзами и межгосударственными компаниями и соответствующие изменения в этих целях действующего законодательства; - подготовка и реализация предложений о приватизации производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства; - завершение приватизации объектов и предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; - организация продаж акций на валютно - фондовой бирже за рубли и свободно конвертируемую валюту при осуществлении приватизации, дополненную соответствующим совершенствованием нормативно - правовой базы. Перечисленные выше меры в указанных сферах не являются исчерпывающими элементами настоящего Плана совместных действий. Правительства двух стран обеспечат также сближение политики в сферах таможенно - тарифного регулирования, функционирования фондовых рынков и рынка страховых услуг, а также в других сферах, необходимых для введения единой денежной единицы Союзного государства. После выполнения мероприятий, предусмотренных Программой действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства и Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы, Межбанковскому валютному совету с участием представителей правительств двух стран предстоит провести оценку состояния экономической интеграции государств - участников и подготовить для внесения в Совет Министров Союзного государства предложения о целесообразности введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства Союзного государства. |