О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (РЕДАКЦИЯ НА 18.06.2002). Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 12.10.00 2925

           О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
       ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
                       (Редакция на 18.06.2002)
 
                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          12 октября 2000 г.
                                N 2925

                                (ЮИАИ)


   

     С целью   создания   системы   открытого  образования  Российской
Федерации,  обеспечивающей общенациональный доступ  к  образовательным
ресурсам    на    основе    широкого    использования   информационных
образовательных  технологий,  в   соответствий   с   Планом   действий
Правительства  Российской  Федерации  в  области социальной политики и
модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденным распоряжением
Правительства  Российской  Федерации  от  26.07.2000  N  1072-р,  и во
исполнение  Приказа  Минобразования  России  от  02.08.2000   N   2389
приказываю:
     1. Утвердить   следующую   структуру   органов   формирования   и
управления  программы  "Создание системы открытого образования" (далее
именуется программа):
     - руководящий совет программы;
     - управляющий комитет программы;
     - организаторы конкурса по подпрограммам;
     - экспертные комиссии.
     2. Возложить  функции  руководящего совета программы на президиум
Совета  по   дистанционному   обучению   в   сфере   профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации,  созданного
Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.
     3. Возложить   функции   управляющего   комитета   программы   на
управляющий   комитет   программы  "Научное,  научно  -  методическое,
материально  -  техническое  и  информационное   обеспечение   системы
образования",  созданный Приказами Минобразования России от 28.10.1999
N 659 и от 11.07.2000 N 2110.
     4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для
объявления конкурса (Приложение).
     5. Управлению  информационных  и образовательных технологий (А.А.
Полякову) в недельный срок:
     5.1. Опубликовать  в печати объявление о конкурсе проектов научно
- исследовательских,  опытно - конструкторских и технологических работ
по подпрограммам:
     (1) "Научное,  научно - методическое и информационное обеспечение
создания системы открытого образования";
     (2) "Создание системы открытого профессионального образования";
     (3) "Создание   федеральной   (национальной,   межрегиональной  и
муниципальной)  инфраструктуры  открытого   образования"   (в   рамках
формирования  тематических  планов  научно  - исследовательских работ,
проводимых  по  заданиям  Минобразования  России  и  финансируемых  из
средств федерального бюджета);
     (4) "Создание   единого   информационного   пространства   общего
среднего  образования,  приоритетно  включая  малокомплектные сельские
школы" (по отдельной программе).
     5.2. Представить   на   утверждение   кандидатуры   организаторов
конкурса  по  подпрограммам  "Научное,   научно   -   методическое   и
информационное  обеспечение  создания системы открытого образования" и
"Создание системы открытого профессионального образования".
     6. Возложить  функции  конкурсной комиссии на управляющий комитет
программы.
     7. Назначить  председателем  экспертной  комиссии по подпрограмме
(1) "Научное,  научно  -  методическое  и  информационное  обеспечение
создания  системы  открытого  образования"  В.П.  Тихомирова,  ректора
Московского  государственного  университета  экономики,  статистики  и
информатики.
     8. Назначить председателем экспертной  комиссии  по  подпрограмме
(2)  "Создание  системы  открытого профессионального образования" И.Б.
Федорова,   ректора    Московского    государственного    технического
университета им. Н.Э. Баумана.
     9. Председателям  экспертных  комиссий  В.П.   Тихомирову,   И.Б.
Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных
комиссий.
     10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3)
"Создание федеральной (национальной,  межрегиональной и муниципальной)
инфраструктуры    открытого   образования"   Санкт   -   Петербургский
государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор  -  Д.В.
Пузанков).
     11. Головной организации по  подпрограмме  (3)  (Д.В.  Пузанкову)
обеспечить до 10 ноября 2000 г.  представление в Управление развития и
планирования научных исследований (М.Н.  Стриханову) согласованного  с
Управлением   информационных   и   образовательных   технологий  (А.А.
Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в  рамках  тематических  планов
вузов,  имеющих плановый объем финансирования по заданиям министерства
на 2001 год свыше 900 тыс.  рублей,  а также  вузов,  имеющих  меньший
плановый  объем  финансирования,  но  заявивших  о  готовности принять
участие в подпрограмме.
     12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н.
Стриханову) предусмотреть при формировании плана  финансирования  НИР,
выполняемых  вузами  и  подведомственными организациями Минобразования
России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п.
3.1 Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.
     13. Управлению информационных и образовательных технологий  (А.А.
Полякову)  при  проведении  конкурса  и организации работ по программе
"Научное,  научно  -  методическое,  материально   -   техническое   и
информационное  обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001
год выделение 10%  средств от планового объема  финансирования  данной
программы  на  подпрограмму  (1)  "Научное,  научно  -  методическое и
информационное обеспечение создания системы открытого образования".
     14. Управлению   научно   -   инновационной   деятельности  (А.В.
Суворинову) совместно с Управлением информационных  и  образовательных
технологий  (А.А.  Поляковым)  при  проведении  конкурса и организации
работ по программе "Научные исследования высшей школы по  приоритетным
направлениям  науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10%
средств  от  планового  объема  финансирования  данной  программы   на
подпрограмму   (2)   "Создание   системы  открытого  профессионального
образования".
     15. Управлению  прогнозирования  и  развития  системы образования
(В.М.  Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных
технологий (А.А.  Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по
Федеральной программе развития образования  на  2001  -  2002  годы  с
учетом  выделения  согласованного  объема  средств на подпрограмму (1)
"Научное,  научно - методическое и информационное обеспечение создания
системы открытого образования".
     16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
12 октября 2000 г.
N 2925


                                                            Приложение

                                       к Приказу Минобразования России
                                               от 12 октября 2000 года
                                                                N 2925


                              СТРУКТУРА
             МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
               "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
                         НА 2001 - 2002 ГОДЫ

                               ВВЕДЕНИЕ

     Назначение. Межвузовская научно - техническая программа "Создание
системы   открытого   образования"   (далее   -   Программа)  является
организационной  основой  политики  Минобразования  России  в  области
стратегии   развития   образования.   Программа  определяет  стратегию
приоритетного  развития  системы   открытого   образования   во   всех
направлениях,   обеспечивая  ее  воплощение  в  проектах,  реализуемых
учебными заведениями различных регионов.  Программа может  включать  в
свой  состав  республиканские,  региональные  и  отраслевые  программы
развития образования,  которые учитывают национальные и  региональные,
социально - экономические,  экологические, культурные, демографические
и другие особенности и реализуют  мероприятия,  отнесенные  к  ведению
субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления и
отраслевых ведомств.
     Финансирование Программы осуществляется за счет:
     - плановых средств федерального бюджета на  НИОКР  Минобразования
России;
     - бюджетов всех уровней,  необходимых для полноценного развития и
функционирования системы открытого образования;
     - дополнительного     целевого     финансирования      Программы,
обеспечивающего  реализацию  мероприятий  и  проектов,  нацеленных  на
решение первоочередных задач развития  системы  на  основе  достижений
науки и практики (инноваций).
     Государственный заказчик:  Министерство  образования   Российской
Федерации.
     Исполнители и     соисполнители.      Исполнителями      являются
государственные  образовательные  учреждения  и  научные  организации,
подведомственные  Минобразованию  России.   Соисполнителями   являются
заинтересованные  образовательные  учреждения  и  научные  организации
любой  ведомственной  подчиненности  и   формы   собственности.   Роль
системного   интегратора   работ   возлагается   на  ГосНИИ  системной
интеграции.
     Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы.
     Главная цель Программы - создание системы  открытого  образования
(ОО),   обеспечивающей   общенациональный   доступ  к  образовательным
ресурсам путем широкого использования  информационных  образовательных
технологий  дистанционного  обучения  и на этой основе предоставляющей
условия для  наиболее  полной  реализации  гражданами  своих  прав  на
образование,  по  структуре  и  качеству  соответствующее потребностям
развития экономики и гражданского общества.

                    Система открытого образования

     Переход от индустриального к информационному обществу приводит  к
существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности,  в
частности:
     - меняется  характер  развития,  приобретения  и  распространения
знаний;
     - открываются  возможности  для  обновления содержания обучения и
методов преподавания;
     - расширяется доступ к высшему образованию;
     - изменяется роль преподавателя в  учебном  процессе  (постоянный
диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
     В этой связи в мире происходят глубинные и  объективные  процессы
формирования    единого   открытого   образовательного   пространства.
Создаются   специализированные   открытые   университеты    (например,
Каталонский  открытый  университет,  Британский открытый университет и
др.).  Поиск соответствующей организационной  структуры  и  учреждений
образования  (особенно  образования  взрослых),  которые обеспечили бы
переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование
через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.
     Обеспечение возможности  для  получения  высшего  образования   и
обучения  на  протяжении  всей  жизни,  предоставление  учащимся права
свободного выбора  места,  времени  и  технологий  обучения  в  рамках
системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью
позволяют  сохранять,  развивать  и  распространять   национальные   и
региональные,   международные   и  исторические  культуры  в  условиях
культурного  плюрализма,  содействовать  воспитанию  молодежи  в  духе
ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.
     Открытость образования предполагает:
     - открытое  поступление  в высшее учебное заведение (как правило,
без анализа исходного  уровня  знаний,  без  вступительных  испытаний;
политика "открытых дверей");
     - открытое    планирование    обучения    (свобода    составления
индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных
курсов соответствующей программы);
     - свободу  выбора  преподавателя (определение того преподавателя,
который в наибольшей степени потенциально соответствует  потребностям,
особенно в дальнейшем,  когда обучение может перейти в образовательный
консалтинг);
     - свободу  в  выборе  времени,  ритма  и темпа обучения (прием на
обучение  в  течение  всего  года,  отсутствие  фиксированных   сроков
обучения);
     - свободу  в  выборе  места   обучения   (самостоятельный   выбор
территории обучения).
     Система открытого образования ориентирована:
     - на  массовость  и  общедоступность  независимо  от  социального
статуса,  территориального  расположения,  ограничения  в  гражданских
правах и т.п.;
     - обеспечение  широкого  доступа   к   национальным   и   мировым
образовательным ресурсам;
     - возможность    получения    второго    образования,    например
экономического  образования специалистами естественнонаучного профиля,
технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.
     Система ОО должна стать таким социальным институтом,  который был
бы  способен  предоставить  человеку   разнообразные   образовательные
услуги,  позволяющие  учиться  непрерывно,  и  обеспечить  возможность
получения современного профессионального знания. Подобная система дает
возможность    каждому   обучаемому   выстроить   ту   образовательную
траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и
профессиональным способностям,  где бы территориально он ни находился.
В итоге должна быть  сформирована  ассоциация  (консорциум)  связанных
друг  с  другом  учебных  учреждений,  которая  обеспечивает  создание
пространства  образовательных  услуг,  взаимосвязь  и  преемственность
программ,  способных  удовлетворять  запросы  и потребности населения.
Таким образом создается возможность многомерного движения  специалиста
в  образовательно  -  профессиональном  пространстве,  развития  через
обучение    и    функционирование     постоянного     образовательного
профессионального консалтинга.
     Ключевым элементом   системы   ОО   является   специализированная
информационно  - образовательная среда (ИОС),  позволяющая реализовать
технологии дистанционного обучения.  ИОС представляет  собой  системно
организованную  совокупность  средств передачи данных,  информационных
ресурсов,  протоколов  взаимодействия,  аппаратно  -  программного   и
организационно   -   методического   обеспечения,  ориентированную  на
удовлетворение  образовательных  потребностей  пользователей.  Поэтому
именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать
подготовке  обучающихся  к  полноценному  участию  в  общественной   и
профессиональной   областях   деятельности   в  условиях  современного
информационного сообщества.
     При этом  следует  иметь  в  виду,  что  система  ОО  не заменяет
традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные
очную,  очно - заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в
настоящее время,  может существенно дополнить указанные формы. В то же
время,   технологии   дистанционного   обучения,  составляющие  основу
открытого образования,  успешно интегрируются и в  существующие  формы
образования,  прежде  всего  в заочное (заочно - дистанционная форма),
что в будущем может привести к конвергенции различных  форм  получения
образования.

                 Принципы создания и функционирования
                    системы открытого образования

     Реализация государственной политики  России  в  части  расширения
возможностей   личности   для   получения   высшего  профессионального
образования  и  повышения  доступности   образования   широким   слоям
населения,  включая  русскоязычное население стран ближнего и дальнего
зарубежья,  неизбежно  приводит  к  необходимости  создания  открытого
образовательного   пространства,  существенно  дополняющего  структуру
существующей системы образования и позволяющего реализовать  парадигму
открытого образования.
     Создание перспективной системы образования, способной подготовить
российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в
условиях конкурентоспособной экономики,  - одна из важных и актуальных
проблем,  решение  которой  возможно  лишь  на  уровне государственной
политики.   Развитие   системы   образования   в   нынешних   условиях
определяется     необходимостью     непрерывного,    самостоятельного,
опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.
     При создании  системы  открытого образования должны быть в полной
мере использованы накопленные  в  российской  высшей  школе  научно  -
методический,  кадровый  и производственный потенциал,  информационные
ресурсы  и  технологии,  опыт  проведения   дистанционного   обучения,
существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы
связи) и организационные структуры высшей школы.
     Ведущая роль   в   формировании   системы  открытого  образования
принадлежит именно вузам,  поскольку  они,  являясь  составной  частью
системы   образования,   начинающейся   с   дошкольного  воспитания  и
начального образования и  продолжающейся  на  протяжении  всей  жизни,
должны:
     - вести  в  своих  стенах  соответствующую  работу,  чтобы   быть
компонентом этой системы и содействовать ее развитию;
     - работать  в  тесном  сотрудничестве  с   родителями,   школами,
учащимися, социально - экономическими группами и общинами;
     - оставить  открытым  доступ  для  тех,  кто  успешно  оканчивает
среднюю   школу   или   представляет  свидетельства,  необходимые  для
поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.
     Общее среднее образование при этом должно:
     - готовить квалифицированных  кандидатов  для  получения  высшего
образования путем развития у них способностей;
     - открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки
для самой различной работы.
     Должно быть  обеспечено  эффективное  объединение  усилий  вузов,
других  образовательных  учреждений и организаций в области создания и
внедрения в практику принципов открытого образования на основе:
     - требований государственного образовательного стандарта;
     - общих психолого - педагогических,  методических  и  технических
требований к учебно - методическим и информационным ресурсам ОО;
     - единых  требований  к   уровню   психолого   -   педагогической
компетентности) кадров системы ОО;
     - создания единой информационно - образовательной среды ОО;
     - объединения  бюджетных и внебюджетных источников финансирования
на развитие ОО в целом;
     - координации функционирования системы.
     Информационно - образовательная среда  (ИОС)  системы  ОО  должна
представлять   собой   совокупность   региональных   информационно   -
образовательных  сред,  объединяющих  в  своем   составе   виртуальные
представительства  учебных  заведений своего региона.  Единые принципы
построения региональных информационно - образовательных сред  позволят
проводить  каталогизацию  ресурсов  всей  среды на федеральном уровне,
осуществлять ее мониторинг  и  формировать  статистические  показатели
работы на различных уровнях.
     Согласованность работы всех компонентов среды  ОО  обеспечивается
рядом общесистемных соглашений,  охватывающих различные аспекты работы
системы ОО от организационных до форматов баз данных.
     В итоге   выполнения   Программы   должна  быть  создана  система
открытого     образования,     реализующая     следующие      принципы
функционирования:
     Децентрализация. Предоставление    образовательным    учреждениям
федерального   и  регионального  уровня  права  самостоятельно  решать
вопросы организации учебного процесса в системе ОО.  Создание  условий
взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами.
     Демократизация. Создание   равных   прав   всем   образовательным
учреждениям  в  решении  нормативно  -  правовых  вопросов  и вопросов
коммерциализации учебного процесса в системе ОО.
     Глобализация. Открытость  информационных  ресурсов  и организации
учебных процессов во  всех  точках  системы  ОО  на  WWW-серверах  для
глобального взаимодействия и обмена передовым опытом.
     Регионализация. Региональные    соглашения,     объединения     и
группировки  для  содействия  торговой  и  экономической  интеграции в
качестве средств усиления их конкурентоспособности.
     Непрерывность. Обеспечение   в   ОО   всех  уровней  образования,
принятых  в  системе  непрерывного  образования  России:   начального,
среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего,
дополнительного, послевузовского.
     Интеграция. Создание  виртуальной  электронной библиотеки учебных
курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания,
с защитой авторских прав.
     Структура Программы и  перечень  проектных  заданий  обеспечивают
взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания системы ОО
и обеспечивает создание реально действующей системы на  федеральном  и
региональном уровнях.

           СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ

           I. Подпрограмма "Научное, научно - методическое
            и информационное обеспечение создания системы
                        открытого образования"

-------------------------------------------------------------------------------------
|   N   |    Раздел        |   Подраздел        |       Проектные задания           |
|  п/п  |                  |                    |                                   |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|  I.   | 1.1. Научное и   | 1.1.1.             | 1. Особенности методологии        |
|       | научно -         | Исследование       | преподавания различных            |
|       | методическое и   | влияния            | дисциплин с использованием        |
|       | концептуальное   | сетевых            | информационных технологий         |
|       | обеспечение      | информационных     |-----------------------------------|
|       | функционирования | технологий на      | 2. Психолого  - педагогические    |
|       | системы          | организацию        | принципы представления  знаний    |
|       | открытого        | учебного           | в информационно              -    |
|       | образования      | процесса и         | образовательной среде             |
|       |                  | формирование       |-----------------------------------|
|       |                  | знаний             | 3. Образовательные стратегии в    |
|       |                  |                    | ОО                                |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Формы  и методы обеспечения    |
|       |                  |                    | качества образования в системе    |
|       |                  |                    | ОО                                |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Педагогические  особенности    |
|       |                  |                    | ОО для  различных   возрастных    |
|       |                  |                    | групп             (непрерывное    |
|       |                  |                    | образование)                      |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.1.2.             | 1. Вариативные учебные планы и    |
|       |                  | Методическое       | программы в ОО                    |
|       |                  | обеспечение        |-----------------------------------|
|       |                  | открытого          | 2. Разработка     методических    |
|       |                  | образования        | рекомендаций для   организации    |
|       |                  |                    | системы психолого            -    |
|       |                  |                    | педагогической       поддержки    |
|       |                  |                    | обучающегося                      |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Учебные  планы  и программы    |
|       |                  |                    | для подготовки  преподавателей    |
|       |                  |                    | системы ОО                        |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Типовые            методики    |
|       |                  |                    | использования    интерактивных    |
|       |                  |                    | средств в ОО                      |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Создание федерального фонда    |
|       |                  |                    | учебных курсов системы ОО         |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Разработка      методологии    |
|       |                  |                    | создания курсов дистанционного    |
|       |                  |                    | обучения по        техническим    |
|       |                  |                    | дисциплинам, основанной     на    |
|       |                  |                    | проективной педагогике       и    |
|       |                  |                    | продуктивных знаниях              |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 7. Создание виртуального фонда    |
|       |                  |                    | физических,        химических,    |
|       |                  |                    | биологических,  геометрических    |
|       |                  |                    | и других  эффектов  и  явлений    |
|       |                  |                    | для обеспечения   обучения  по    |
|       |                  |                    | естественнонаучным           и    |
|       |                  |                    | техническим дисциплинам ОО        |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.1.3.             | 1. Модели организации учебного    |
|       |                  | Концептуальные     | процесса в системе ОО             |
|       |                  | основы открытого   |-----------------------------------|
|       |                  | образования        | 2. Модели организации  учебных    |
|       |                  |                    | заведений и                 их    |
|       |                  |                    | представительств в системе ОО     |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Модели организации учебного    |
|       |                  |                    | процесса по       интегральным    |
|       |                  |                    | (распределенным)       учебным    |
|       |                  |                    | планам                            |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.1.4.             | 1. Эргономические требования к    |
|       |                  | Исследование и     | экранным элементам  управления    |
|       |                  | разработка научно  | в программных    обучающих   и    |
|       |                  | обоснованных       | тестирующих комплексах            |
|       |                  | рекомендаций по    |-----------------------------------|
|       |                  | медико -           | 2. Критерии             оценки    |
|       |                  | физиологическим и  | психоэмоционального напряжения    |
|       |                  | психофизическим    | при работе  за  компьютером  в    |
|       |                  | требованиям к      | системе ОО                        |
|       |                  | организации        |-----------------------------------|
|       |                  | учебного процесса  | 3. Медико   -  физиологические    |
|       |                  | в открытом         | критерии организации занятий в    |
|       |                  | образовании        | системе ОО                        |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Разработка        критериев    |
|       |                  |                    | ограничения работы           с    |
|       |                  |                    | компьютером в системе ОО          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       | 1.2.             | 1.2.1. Разработка  | 1. Принципы         построения    |
|       | Дидактика        | дидактических      | учебного материала для системы    |
|       | открытого        | принципов          | ОО по гуманитарным дисциплинам    |
|       | образования      | открытого          |-----------------------------------|
|       |                  | образования        | 2. Принципы         построения    |
|       |                  |                    | учебного материала для системы    |
|       |                  |                    | ОО по   естественнонаучным   и    |
|       |                  |                    | инженерным дисциплинам            |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация       групповой    |
|       |                  |                    | работы учащихся в системе ОО      |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Организация          работы    |
|       |                  |                    | преподавателей в системе ОО  в    |
|       |                  |                    | зависимости от     контингента    |
|       |                  |                    | учащихся                          |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Разработка        дидактики    |
|       |                  |                    | креативной       (проективной)    |
|       |                  |                    | педагогики в ОО                   |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Разработка   технологий   и    |
|       |                  |                    | средств развития    творческих    |
|       |                  |                    | способностей обучаемых       в    |
|       |                  |                    | системе ОО                        |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.2.2. Создание    | 1. Инструментальные   средства    |
|       |                  | инструментальных   | для подготовки  информационных    |
|       |                  | средств разработки | ресурсов системы ОО               |
|       |                  | электронных        |-----------------------------------|
|       |                  | средств обучения   | 2. Инструментальные   средства    |
|       |                  |                    | интерактивного взаимодействия     |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Электронные  справочники  и    |
|       |                  |                    | энциклопедии                      |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Экспертные системы             |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Рекомендации             по    |
|       |                  |                    | использованию инструментальных    |
|       |                  |                    | средств в учебном процессе        |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.2.3.             | 1. Разработка         методики    |
|       |                  | Исследования       | обучения с      использованием    |
|       |                  | дидактических      | электронной библиотеки       и    |
|       |                  | особенностей       | электронной почты            и    |
|       |                  | использования      | исследование            границ    |
|       |                  | сетевых сервисных  | применимости данного подхода      |
|       |                  | средств с учетом   |-----------------------------------|
|       |                  | различных факторов | 2. Рекомендации             по    |
|       |                  |                    | использованию  телеконференций    |
|       |                  |                    | (off-line) в  зависимости   от    |
|       |                  |                    | профиля дисциплины           и    |
|       |                  |                    | контингента учащихся              |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Рекомендации             по    |
|       |                  |                    | использованию групповой работы    |
|       |                  |                    | в ЧАТ (on-line) в  зависимости    |
|       |                  |                    | от профиля     дисциплины    и    |
|       |                  |                    | контингента учащихся              |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Рекомендации             по    |
|       |                  |                    | использованию аудио-         и    |
|       |                  |                    | видеоконференций в зависимости    |
|       |                  |                    | от профиля     дисциплины    и    |
|       |                  |                    | контингента учащихся              |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Рекомендации             по    |
|       |                  |                    | использованию очных  семинаров    |
|       |                  |                    | в зависимости    от    профиля    |
|       |                  |                    | дисциплины и       контингента    |
|       |                  |                    | учащихся                          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       | 1.3.             | 1.3.1.             | 1. Принципы      каталогизации    |
|       | Информационное и | Каталогизация всех | ресурсов, порядок актуализации    |
|       | маркетинговое    | ресурсов системы   | каталога и      предоставления    |
|       | обеспечение      | открытого          | ресурсов пользователям            |
|       | открытого        | образования и      |-----------------------------------|
|       | образования      | организация        | 2. Создание         подсистемы    |
|       |                  | доступа к ним      | "электронный киоск"        для    |
|       |                  |                    | распространения учебно       -    |
|       |                  |                    | методических материалов      в    |
|       |                  |                    | любом               исполнении    |
|       |                  |                    | (полиграфическое, электронное,    |
|       |                  |                    | CD-ROM)                           |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание        WWW-сервера    |
|       |                  |                    | каталогов системы ОО и системы    |
|       |                  |                    | on-line заказов ресурсов          |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Создание        виртуальной    |
|       |                  |                    | библиотеки      полнотекстовых    |
|       |                  |                    | (гипертекстовых) учебников   и    |
|       |                  |                    | учебных пособий системы ОО        |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Создание       виртуального    |
|       |                  |                    | каталога     библиографических    |
|       |                  |                    | описаний основных   источников    |
|       |                  |                    | информации по ОО                  |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Создание                       |
|       |                  |                    | автоматизированного   кадастра    |
|       |                  |                    | информационных        ресурсов    |
|       |                  |                    | учебного назначения               |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.3.2. Создание    | 1. Мониторинг                и    |
|       |                  | системы            | прогнозирование         спроса    |
|       |                  | мониторинга        | населения России            на    |
|       |                  | потребностей       | образовательные        услуги,    |
|       |                  | населения России в | предоставляемые с      помощью    |
|       |                  | обучении в системе | технологий      дистанционного    |
|       |                  | ОО и возможностей  | обучения                          |
|       |                  | образовательных    |-----------------------------------|
|       |                  | учреждений по      | 2. Мониторинг     возможностей    |
|       |                  | обеспечению этих   | образовательных учреждений   в    |
|       |                  | потребностей       | предоставлении услуг ОО           |
|       |                  |                    |                                   |
|       |                  |                    |                                   |
|       |                  |                    |                                   |
|       |                  |                    |                                   |
|       |                  |                    |                                   |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.3.3. Сетевой     | 1. Создание       центрального    |
|       |                  | маркетинг в        | информационного        сервера    |
|       |                  | открытом           | "Открытое образование"            |
|       |                  | образовании        |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Создание       электронного    |
|       |                  |                    | журнала "Открытое образование"    |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка   принципов    и    |
|       |                  |                    | методик сетевого маркетинга ОО    |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Разработка        принципов    |
|       |                  |                    | маркетинга российского      ОО    |
|       |                  |                    | среди русскоязычного населения    |
|       |                  |                    | зарубежных стран                  |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.3.4. Создание    | 1. Разработка          системы    |
|       |                  | системы рейтинга   | показателей для   формирования    |
|       |                  | по всем категориям | рейтинга учебных  заведений  в    |
|       |                  | ресурсов           | системе ОО                        |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Разработка          системы    |
|       |                  |                    | показателей для   формирования    |
|       |                  |                    | рейтинга              качества    |
|       |                  |                    | информационных ресурсов      и    |
|       |                  |                    | методического обеспечения         |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание            системы    |
|       |                  |                    | формирования рейтингов      по    |
|       |                  |                    | определенным показателям          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       | 1.4.             | 1.4.1. Нормативная | 1. Разработка  новой  редакции    |
|       | Нормативно -     | база открытого     | закона об    образовании    (с    |
|       | правовое         | образования        | учетом            особенностей    |
|       | обеспечение      |                    | информационного общества)         |
|       | системы          |                    |-----------------------------------|
|       | открытого        |                    | 2. Документы, регламентирующие    |
|       | образования      |                    | лицензирование, аттестацию   и    |
|       |                  |                    | аккредитацию           учебных    |
|       |                  |                    | заведений, для    работы    по    |
|       |                  |                    | системе ОО                        |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка   нормативно   -    |
|       |                  |                    | методического    сопровождения    |
|       |                  |                    | государственных                   |
|       |                  |                    | образовательных стандартов для    |
|       |                  |                    | направлений и  специальностей,    |
|       |                  |                    | которые реализуются          с    |
|       |                  |                    | полномасштабным использованием    |
|       |                  |                    | информационно                -    |
|       |                  |                    | коммуникационных технологий  в    |
|       |                  |                    | учебном процессе                  |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Государственные                |
|       |                  |                    | (отраслевые) стандарты ОО         |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Порядок работы Федерального    |
|       |                  |                    | экспертного совета          по    |
|       |                  |                    | электронным изданиям         с    |
|       |                  |                    | системой ОО                       |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Сертификация учебных курсов    |
|       |                  |                    | и порядок            признания    |
|       |                  |                    | сертификатов (перезачет) иными    |
|       |                  |                    | учебными заведениями              |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.4.2. Авторское   | 1. Субъекты авторского права в    |
|       |                  | право и его защита | системе ОО      и      порядок    |
|       |                  | в системе          | правопреемственности              |
|       |                  | открытого          |-----------------------------------|
|       |                  | образования        | 2. Принципы      использования    |
|       |                  |                    | ресурсов без          передачи    |
|       |                  |                    | авторского права в системе ОО     |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка          типовых    |
|       |                  |                    | авторских договоров различного    |
|       |                  |                    | уровня                            |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Принципы     и      порядок    |
|       |                  |                    | ответственности субъектов   за    |
|       |                  |                    | нарушение авторских прав          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.4.3.             | 1. Принципы     стандартизации    |
|       |                  | Стандартизация в   | представления ресурсов       в    |
|       |                  | системе открытого  | системе ОО                        |
|       |                  | образования        |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Корпоративные стандарты  ОО    |
|       |                  |                    | на технологии     практических    |
|       |                  |                    | работ в   системе    открытого    |
|       |                  |                    | инженерного образования           |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Стандартный набор сервисных    |
|       |                  |                    | служб в            виртуальном    |
|       |                  |                    | представительстве     учебного    |
|       |                  |                    | заведения в системе ОО            |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Рекомендации   по    набору    |
|       |                  |                    | инструментальных средств   для    |
|       |                  |                    | подготовки      информационных    |
|       |                  |                    | ресурсов в системе ОО             |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       | 1.5. Принципы и  | 1.5.1. Принципы и  | 1. Разработка        концепции    |
|       | программы        | технологии работы  | русскоязычного учебного центра    |
|       | международной    | с русскоязычными   | системы ОО     в    зарубежных    |
|       | деятельности в   | диаспорами         | странах и принципы его  работы    |
|       | открытом         | различных стран и  | с базовыми вузами                 |
|       | образовании      | регионов мира      |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Разработка принципов работы    |
|       |                  |                    | и методик     обучения      на    |
|       |                  |                    | иностранных языках       через    |
|       |                  |                    | виртуальное  представительство    |
|       |                  |                    | учебного заведения  в  системе    |
|       |                  |                    | ОО                                |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка   финансовых   и    |
|       |                  |                    | организационных механизмов для    |
|       |                  |                    | работы зарубежного    учебного    |
|       |                  |                    | центра с базовыми вузами          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.5.2. Принципы    | 1. Концепция      виртуального    |
|       |                  | интеграции         | представительства  зарубежного    |
|       |                  | зарубежных учебных | учебного заведения    в    ИОС    |
|       |                  | заведений в        | системы ОО России                 |
|       |                  | информационно -    |-----------------------------------|
|       |                  | образовательную    | 2. Сопоставительный     анализ    |
|       |                  | среду (ИОС)        | возможностей       виртуальных    |
|       |                  | открытого          | представительств    зарубежных    |
|       |                  | образования в      | вузов с  представительствами в    |
|       |                  | России             | ИОС ОО                            |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка  предложений  об    |
|       |                  |                    | организации        конверторов    |
|       |                  |                    | зарубежных         виртуальных    |
|       |                  |                    | представительств вузов   в  их    |
|       |                  |                    | представительство в ИОС России    |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Разработка        концепции    |
|       |                  |                    | зарубежного учебного    центра    |
|       |                  |                    | системы ОО России  на  примере    |
|       |                  |                    | 2 - 3     стран    и    2 -  3    |
|       |                  |                    | отечественных вузов               |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Участие   в   международных    |
|       |                  |                    | проектах по проблемам ОО          |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Разработка          методов    |
|       |                  |                    | обеспечения      академической    |
|       |                  |                    | мобильности    преподавателей,    |
|       |                  |                    | специалистов и   учащихся    в    |
|       |                  |                    | системе ОО                        |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.5.3. Принципы и  | 1. Концепция        "двойного"    |
|       |                  | программы          | диплома и     принципы      ее    |
|       |                  | реализации         | реализации в   ИОС  российской    |
|       |                  | "двойного" диплома | системы ОО                        |
|       |                  | с зарубежными      |-----------------------------------|
|       |                  | учебными           | 2. Анализ     зарубежных     и    |
|       |                  | заведениями через  | отечественных вузов    и    их    |
|       |                  | систему открытого  | учебных программ для отработки    |
|       |                  | образования        | концепции "двойного"   диплома    |
|       |                  |                    | на практике                       |
|       |                  |                    |-----------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание  в  ИОС   пилотных    |
|       |                  |                    | представительств        вузов,    |
|       |                  |                    | реализующих принцип  "двойного    |
|       |                  |                    | диплома", и  запуск  реального    |
|       |                  |                    | учебного процесса           по    |
|       |                  |                    | интегральным   (согласованным)    |
|       |                  |                    | учебным планам                    |
|-----------------------------------------------------------------------------------|
| @                                                                                 |
| Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Структуры:                            |
| редакция 2 - Приказ МОР от 18.06.02 N 2285                                        |
| @                                                                                 |
|-----------------------------------------------------------------------------------|
|       | 1.6. Система     | 1.6.1              | Система свободно распространяемых |
|       | свободно         |                    | программных средств универсальных |
|       | распространяемых |                    | учебно - методических комплексов  |
|       | программных      |                    | электронной поддержки всех этапов |
|       | средств          |                    | изучения учебных дисциплин в      |
|       | информационных и |                    | режиме удаленного коллективного   |
|       | теле -           |                    | доступа к территориально          |
|       | коммуникационных |                    | распределенным образовательным    |
|       | технологий       |                    | ресурсам                          |
|       | электронного     |--------------------|-----------------------------------|
|       | обучения         | 1.6.2              | Библиотека свободно               |
|       |                  |                    | распространяемых программных      |
|       |                  |                    | средств организации и проведения  |
|       |                  |                    | автоматизированных лабораторных   |
|       |                  |                    | практикумов в режиме              |
|       |                  |                    | многопользовательского удаленного |
|       |                  |                    | доступа по сети Интернет          |
|-------|------------------|--------------------|-----------------------------------|
|       |                  | 1.6.3              | Библиотека свободно               |
|       |                  |                    | распространяемых программных      |
|       |                  |                    | средств поддержки виртуальных     |
|       |                  |                    | тренажеров технологических        |
|       |                  |                    | процессов на базе универсальных   |
                                                | программ моделирования            |
-------------------------------------------------------------------------------------

             II. Подпрограмма "Создание системы открытого
                    профессионального образования"

----------------------------------------------------------------------------------
|  II.  | 2.1.             | 2.1.1. Виды        | 1. Элементы    ОО    в   очном |
|       | Организационное  | организации        | образовании                    |
|       | обеспечение      | учебного процесса  |--------------------------------|
|       | открытого        | в открытом         | 2. Технологии ОО в вечернем  и |
|       | образования      | образовании        | заочном обучении               |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Экстернат       и       ОО, |
|       |                  |                    | исследование преемственности и |
|       |                  |                    | возможности перехода  только к |
|       |                  |                    | ОО                             |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.1.2.             | 1. Правовые              формы |
|       |                  | Организационные    | представительств       учебных |
|       |                  | формы учебных      | заведений в среде ОО           |
|       |                  | заведений и их     |--------------------------------|
|       |                  | объединений в      | 2. Разработка        структуры |
|       |                  | среде открытого    | открытого         университета |
|       |                  | образования.       | (локального и    регионального |
|       |                  | Принципы контроля  | масштаба)                      |
|       |                  | и обеспечения      |--------------------------------|
|       |                  | качества в системе | 3. Принципы        партнерства |
|       |                  | открытого          | учебных заведений в системе ОО |
|       |                  | образования        |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Учебные центры системы  ОО, |
|       |                  |                    | структура и            порядок |
|       |                  |                    | сертификации                   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Учебные  центры   открытого |
|       |                  |                    | инженерного образования        |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Структура        ассоциации |
|       |                  |                    | (консорциума)          учебных |
|       |                  |                    | заведений и научных учреждений |
|       |                  |                    | "Открытый          университет |
|       |                  |                    | Российской Федерации"        в |
|       |                  |                    | системе ОО                     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 7. Педагогические            и |
|       |                  |                    | методологические возможности и |
|       |                  |                    | организация      использования |
|       |                  |                    | тестового контроля   знаний  в |
|       |                  |                    | системе ОО                     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 8. Педагогические            и |
|       |                  |                    | методологические возможности и |
|       |                  |                    | организация      использования |
|       |                  |                    | интерактивных средств контроля |
|       |                  |                    | знаний (ЧАТ,  теле-,  аудио- и |
|       |                  |                    | видеоконференции) в системе ОО |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 9. Очный   контроль  знаний  в |
|       |                  |                    | системе ОО                     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 10. Требования  к  организации |
|       |                  |                    | мониторинга учебного  процесса |
|       |                  |                    | в системе ОО                   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 11. Система        показателей |
|       |                  |                    | качества учебного  процесса  в |
|       |                  |                    | ОО                             |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       | 2.2. Особенности | 2.2.1.             | 1. Системы  моделирования,  БД |
|       | открытого        | Инструментальные   | типовых моделей   и   средства |
|       | инженерного и    | средства           | адаптации моделей  под   нужды |
|       | естественно -    | подготовки         | учебного процесса (САПР)       |
|       | научного         | электронных        |--------------------------------|
|       | образования      | средств обучения   | 2. Автоматизированные          |
|       |                  |                    | лабораторные практикумы        |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание     сервера     по |
|       |                  |                    | открытому          инженерному |
|       |                  |                    | образованию и     практическим |
|       |                  |                    | работам в    системе    ОО   с |
|       |                  |                    | демоверсиями            лучших |
|       |                  |                    | электронных средств обучения и |
|       |                  |                    | примерами методик      ведения |
|       |                  |                    | учебного процесса              |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.2.2. Методология | 1. Методики        организации |
|       |                  | открытого          | курсового и         дипломного |
|       |                  | инженерного        | проектирования в    инженерном |
|       |                  | образования        | образовании                    |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Методики        организации |
|       |                  |                    | научной работы учащихся        |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Методики         выполнения |
|       |                  |                    | удаленных практикумов          |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Методики         выполнения |
|       |                  |                    | практических и  иных  работ на |
|       |                  |                    | базе региональных      центров |
|       |                  |                    | открытого          инженерного |
|       |                  |                    | образования                    |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       | 2.3.             | 2.3.1. Структура и | 1. Разработка      федеральной |
|       | Технологическое  | состав федеральной | "карты" подключений    учебных |
|       | обеспечение и    | информационно -    | заведений к   Интернет   через |
|       | инфраструктура   | образовательной    | региональные компьютерные сети |
|       | открытого        | среды (ИОС)        |--------------------------------|
|       | образования      | открытого          | 2. Ядро      администрирования |
|       |                  | образования и      | информационно                - |
|       |                  | принципы ее        | образовательной среды  системы |
|       |                  | создания           | ОО                             |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Принципы           создания |
|       |                  |                    | региональных центров открытого |
|       |                  |                    | инженерного образования      и |
|       |                  |                    | учебных центров системы ОО     |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.2. Программный | 1. Структура      программного |
|       |                  | комплекс           | комплекса и           принципы |
|       |                  | федеральной        | администрирования на различных |
|       |                  | информационно -    | уровнях                        |
|       |                  | образовательной    |--------------------------------|
|       |                  | среды открытого    | 2. Принципы    и    технологии |
|       |                  | образования        | создания, хранения           и |
|       |                  |                    | предоставления ресурсов        |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Принципы    и    технология |
|       |                  |                    | взаимодействия    региональных |
|       |                  |                    | ИОС в составе федеральной ИОС  |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Технология        генерации |
|       |                  |                    | виртуальных   представительств |
|       |                  |                    | учебных заведений в ИОС        |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.3. Сервисные   | 1. Электронная      библиотека |
|       |                  | средства           | виртуального представительства |
|       |                  | виртуального       | и ее                подсистема |
|       |                  | представительства  | администрирования              |
|       |                  | учебного заведения |--------------------------------|
|       |                  | в информационно -  | 2. Административный  компонент |
|       |                  | образовательной    | представительства (электронный |
|       |                  | среде              | отдел кадров)                  |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Планирование  и  мониторинг |
|       |                  |                    | учебного процесса (электронный |
|       |                  |                    | деканат)                       |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Сетевая   тестовая  система |
|       |                  |                    | контроля знаний                |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Интерактивные      средства |
|       |                  |                    | взаимодействия                 |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Информационная   подсистема |
|       |                  |                    | представительства              |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.4. Подсистема  | 1. Подсистема     безопасности |
|       |                  | безопасности,      | информационных        ресурсов |
|       |                  | мониторинга работы | виртуального представительства |
|       |                  | виртуального       | по всем видам ресурсов         |
|       |                  | представительства  |--------------------------------|
|       |                  | и тарификации      | 2. Подсистема      мониторинга |
|       |                  | работ              | виртуального представительства |
|       |                  |                    | с формированием  справочных  и |
|       |                  |                    | статистических показателей его |
|       |                  |                    | работы                         |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Финансовая       подсистема |
|       |                  |                    | представительства            с |
|       |                  |                    | формированием          ценовых |
|       |                  |                    | параметров и      тарификацией |
|       |                  |                    | работы пользователей           |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.5. Материально | 1. Материально  -  техническое |
|       |                  | - техническое      | обеспечение региональных   ИОС |
|       |                  | обеспечение        | (региональных      виртуальных |
|       |                  | открытого          | университетов)                 |
|       |                  | образования        |--------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Материально  -  техническое |
|       |                  |                    | обеспечение        виртуальных |
|       |                  |                    | представительств       учебных |
|       |                  |                    | заведений в ИОС                |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Требования  к материально - |
|       |                  |                    | техническому       обеспечению |
|       |                  |                    | базовых вузов        открытого |
|       |                  |                    | инженерного                  и |
|       |                  |                    | естественнонаучного            |
|       |                  |                    | образования                    |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Требования к материально  - |
|       |                  |                    | техническому       обеспечению |
|       |                  |                    | центров открытого  инженерного |
|       |                  |                    | и          естественнонаучного |
|       |                  |                    | образования                    |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Требования к материально  - |
|       |                  |                    | техническому       обеспечению |
|       |                  |                    | учебных центров системы ОО     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Материально  -  техническое |
|       |                  |                    | обеспечение       издательской |
|       |                  |                    | деятельности в ОО              |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 7. Материально  -  техническое |
|       |                  |                    | обеспечение мультимедиа и иных |
|       |                  |                    | лабораторий для     подготовки |
|       |                  |                    | учебно -         методического |
|       |                  |                    | обеспечения ОО                 |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.6. Подсистема  | 1. Разработка          системы |
|       |                  | профессионального  | профессиональных               |
|       |                  | общения и обмена   | телеконференций и      порядка |
|       |                  | опытом             | обеспечения доступа к ним      |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Электронная      библиотека |
|       |                  |                    | открытых публикаций         по |
|       |                  |                    | различным научным направлениям |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.7. Принципы    | 1. Принципы    построения    и |
|       |                  | администрирования  | функционирования          ядра |
|       |                  | информационно -    | администрирования ИОС        - |
|       |                  | образовательной    | консалтингового центра         |
|       |                  | среды в целом и    |--------------------------------|
|       |                  | работы ее          | 2. Подсистема     оперативного |
|       |                  | консалтингового    | взаимодействия администраторов |
|       |                  | центра             | всех региональных    ИОС     и |
|       |                  |                    | консалтингового центра         |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Принципы    и    технология |
|       |                  |                    | формирования        глобальных |
|       |                  |                    | каталогов ресурсов ИОС в целом |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Система        интегральных |
|       |                  |                    | показателей работы    ИОС    и |
|       |                  |                    | средства их мониторинга        |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.3.8. Принципы и  | 1. Разработка          системы |
|       |                  | технология         | показателей и       технологии |
|       |                  | мониторинга        | обмена ими между ИОС и ИАИС на |
|       |                  | информационно -    | региональном уровне            |
|       |                  | образовательной    |--------------------------------|
|       |                  | среды и ее         | 2. Разработка          системы |
|       |                  | взаимодействие с   | показателей и      нормативной |
|       |                  | ИАИС               | информации, подлежащей  обмену |
|       |                  |                    | между ИОС     и     ИАИС    на |
|       |                  |                    | федеральном уровне             |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация      подсистемы |
|       |                  |                    | оперативной              связи |
|       |                  |                    | административных служб ИАИС  и |
|       |                  |                    | ИОС                            |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       | 2.4.             | 2.4.1. Финансовые  | 1. Финансовые     потоки     в |
|       | Экономика        | потоки в системе   | виртуальном  представительстве |
|       | открытого        | ОО. Принципы       | вуза в ИОС                     |
|       | образования      | ценообразования в  |--------------------------------|
|       |                  | системе ОО         | 2. Финансовые            связи |
|       |                  |                    | представительств       учебных |
|       |                  |                    | заведений с  ИОС регионального |
|       |                  |                    | и федерального уровней         |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация      финансовых |
|       |                  |                    | потоков при      работе      с |
|       |                  |                    | зарубежными учащимися        и |
|       |                  |                    | учебными центрами              |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Комплект типовых договоров, |
|       |                  |                    | регламентирующих    финансовые |
|       |                  |                    | взаимоотношения в системе ОО   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Оплата                труда |
|       |                  |                    | преподавателей  и         иных |
|       |                  |                    | специалистов,   обеспечивающих |
|       |                  |                    | учебный процесс в системе ОО   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Принципы ценообразования  в |
|       |                  |                    | системе ОО  с учетом различных |
|       |                  |                    | факторов                       |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 7. Методики ценообразования  в |
|       |                  |                    | системе ОО  по различным видам |
|       |                  |                    | образовательных услуг          |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 8. Методика расчета  стоимости |
|       |                  |                    | услуг для зарубежных учащихся  |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.4.2.             | 1. Разработка          системы |
|       |                  | Экономические      | экономических      показателей |
|       |                  | показатели системы | работы учебного   заведения  в |
|       |                  | ОО                 | системе ОО                     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Создание  подсистемы   ИОС, |
|       |                  |                    | реализующей            систему |
|       |                  |                    | экономических показателей      |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание       компьютерной |
|       |                  |                    | поддержки        инновационной |
|       |                  |                    | деятельности в ОО              |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       | 2.5.             | 2.5.1. Программы и | 1. Программы    и     методики |
|       | Кадровое и       | методики           | подготовки учебно            - |
|       | методическое     | подготовки         | методического материала    для |
|       | обеспечение      | преподавательского | системы ОО                     |
|       | системы ОО       | состава для        |--------------------------------|
|       |                  | открытого          | 2. Программы   и  методики  по |
|       |                  | образования        | организации учебного  процесса |
|       |                  |                    | в системе ОО                   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Методики    и    технологии |
|       |                  |                    | оценки качества    знаний    в |
|       |                  |                    | системе ОО                     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Программы                по |
|       |                  |                    | профессиональной    ориентации |
|       |                  |                    | преподавателей в Интернет      |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Организация в ИОС института |
|       |                  |                    | повышения         квалификации |
|       |                  |                    | преподавателей по     вопросам |
|       |                  |                    | открытого образования          |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.5.2. Программы и | 1. Организация        учебного |
|       |                  | методики           | процесса в ИОС                 |
|       |                  | подготовки         |--------------------------------|
|       |                  | менеджеров для     | 2. Привлечение  учащихся  и их |
|       |                  | системы открытого  | подготовка к обучению в ИОС    |
|       |                  | образования        |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация  взаимодействия |
|       |                  |                    | учебных заведений в ИОС ОО     |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Финансовые    механизмы   в |
|       |                  |                    | системе ОО                     |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 2.5.3. Семинары по |                                |
|       |                  | распространению    |                                |
|       |                  | опыта работы в     |                                |
|       |                  | системе ОО         |                                |
----------------------------------------------------------------------------------

        III. Подпрограмма "Создание федеральной (национальной,
        межрегиональной) инфраструктуры открытого образования"

----------------------------------------------------------------------------------
|  III. | 3.1. Научные     | 3.1.1.             | 1. Структура    взаимодействия |
|       | основы           | Организационные    | региональной ИОС  с   органами |
|       | федерально -     | принципы создания  | местной власти    и    советом |
|       | региональной     | региональных       | ректоров                       |
|       | политики в       | информационно -    |--------------------------------|
|       | области          | образовательных    | 2. Разработка   принципов    и |
|       | открытого        | сред и их          | технологии         привлечения |
|       | образования      | взаимодействия в   | региональных учебных заведений |
|       |                  | составе            | к работе в ИОС ОО              |
|       |                  | федеральной ИОС    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Разработка       технологии |
|       |                  |                    | проведения штатной и резервных |
|       |                  |                    | технологий      взаимодействия |
|       |                  |                    | региональной ИОС   в   составе |
|       |                  |                    | федеральной ИОС                |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Разработка       финансовых |
|       |                  |                    | принципов       взаимодействия |
|       |                  |                    | региональной ИОС с федеральной |
|       |                  |                    | ИОС и технологии их реализации |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 3.1.2. Типовая     | 1. Типовая           структура |
|       |                  | структура          | региональной               ИОС |
|       |                  | региональной       | (административная, техническая |
|       |                  | информационно -    | и организационная)             |
|       |                  | образовательной    |--------------------------------|
|       |                  | среды, ее          | 2. Принципы     взаимодействия |
|       |                  | оснащение и        | учебных заведений            и |
|       |                  | принципы работы с  | распределение полномочий между |
|       |                  | региональными      | всеми субъектами  региональной |
|       |                  | учебными           | ИОС                            |
|       |                  | заведениями        |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Финансовые         принципы |
|       |                  |                    | взаимодействия       субъектов |
|       |                  |                    | региональной ИОС  и технология |
|       |                  |                    | их реализации                  |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 3.1.3. Создание и  | 1. Принципы участия ассоциаций |
|       |                  | развитие           | учебных заведений в работе ИОС |
|       |                  | региональных и     |--------------------------------|
|       |                  | межрегиональных    | 2. Принципы   формирования  на |
|       |                  | ассоциаций         | базе региональных          ИОС |
|       |                  | (консорциумов)     | ассоциаций учебных заведений   |
|       |                  | учебных заведений  |--------------------------------|
|       |                  | на базе            | 3. Разработка  и проведение на |
|       |                  | региональных       | регулярной основе     открытых |
|       |                  | виртуальных        | уроков для  учебных  заведений |
|       |                  | университетов      | региона                        |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 3.1.4. Организация | 1. Организация     регулярного |
|       |                  | регулярных         | федерального         выездного |
|       |                  | региональных школ  | семинара по практике внедрения |
|       |                  | - семинаров по     | технологий ОО    в     учебных |
|       |                  | практике внедрения | заведениях                     |
|       |                  | и использования    |--------------------------------|
|       |                  | технологий         | 2. Разработка          системы |
|       |                  | открытого          | региональных семинаров      по |
|       |                  | образования        | обмену опытом  работы  в ИОС с |
|       |                  |                    | региональной спецификой        |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация      регулярных |
|       |                  |                    | показательных уроков       для |
|       |                  |                    | школьников через ИОС ОО        |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       | 3.2. Создание    | 3.2.1. Создание    | 1. Структура  первой   очереди |
|       | региональных ИОС | региональных       | ИОС из 7 - 8 региональных ИОС  |
|       | системы ОО и их  | информационно -    |--------------------------------|
|       | интеграция в     | образовательных    | 2. Создание    сети    учебных |
|       | федеральную      | сред               | центров открытого  образования |
|       | систему ОО       |                    | в различных  регионах России с |
|       |                  |                    | ориентацией на    определенные |
|       |                  |                    | базовые вузы                   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Проведение  распределенного |
|       |                  |                    | набора и      обучения      по |
|       |                  |                    | программам     дополнительного |
|       |                  |                    | образования через систему ОО   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Распространение  опыта  1-й |
|       |                  |                    | очереди на     следующие    15 |
|       |                  |                    | регионов                       |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 5. Проведение набора и  начало |
|       |                  |                    | обучения по программам высшего |
|       |                  |                    | образования                    |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 6. Распространение       опыта |
|       |                  |                    | внедрения ИОС по всем регионам |
|       |                  |                    | России                         |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 7. Создание профильных ИОС  по |
|       |                  |                    | определенным направлениям      |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 8. Рекомендации             по |
|       |                  |                    | взаимодействию    региональной |
|       |                  |                    | ИОС с            региональными |
|       |                  |                    | коммерческими структурами   (в |
|       |                  |                    | том числе         провайдерами |
|       |                  |                    | Интернет)                      |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 3.2.2. Мониторинг  | 1. Организация         системы |
|       |                  | федеральной ИОС и  | оперативной        взаимосвязи |
|       |                  | ее                 | администраторов           всех |
|       |                  | совершенствование  | региональных ИОС               |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 2. Мониторинг    работы    ИОС |
|       |                  |                    | регионального и   федерального |
|       |                  |                    | уровней (на             основе |
|       |                  |                    | утвержденной           системы |
|       |                  |                    | показателей                  и |
|       |                  |                    | сертифицированных      средств |
|       |                  |                    | мониторинга)                   |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Создание  системы  обратной |
|       |                  |                    | связи "пользователь          - |
|       |                  |                    | администратор" и  формирования |
|       |                  |                    | плана совершенствования  среды |
|       |                  |                    | ОО                             |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 4. Создание   системы  анализа |
|       |                  |                    | качества учебного  процесса  в |
|       |                  |                    | ИОС и выработки мероприятий по |
|       |                  |                    | его повышению                  |
|-------|------------------|--------------------|--------------------------------|
|       |                  | 3.2.3. Повышение   | 1. Создание сетевого  учебного |
|       |                  | квалификации       | центра                         |
|       |                  | эксплуатационного  |--------------------------------|
|       |                  | (технического)     | 2. Создание  сетевого учебного |
|       |                  | персонала          | центра         администраторов |
|       |                  | региональных ИОС   | региональных ИОС               |
|       |                  |                    |--------------------------------|
|       |                  |                    | 3. Организация      постоянной |
|       |                  |                    | телеконференции по   проблемам |
|       |                  |                    | совершенствования     учебного |
|       |                  |                    | процесса в системе ОО          |
----------------------------------------------------------------------------------

                  IV. Подпрограмма "Создание единого
             информационного пространства общего среднего
           образования, приоритетно включая малокомплектные
                сельские школы" (реализуется в рамках
                         отдельной программы)
 
----------------------------------------------------------------------
|  IV.  | 4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы     |
|-------|------------------------------------------------------------|
|       | 4.2. Обеспечение доступа школ в национальную  компьютерную |
|       |      сеть    и   в   Интернет   и  развитие   национальной |
|       |      образовательной сети                                  |
|-------|------------------------------------------------------------|
|       | 4.3. Переподготовка        научно   -      педагогических, |
|       |      педагогических и административных кадров              |
|-------|------------------------------------------------------------|
|       | 4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта   и |
|       |      сопровождения создаваемой инфраструктуры              |
|-------|------------------------------------------------------------|
|       | 4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения  |
----------------------------------------------------------------------