О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (Редакция на 18.06.2002) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 12 октября 2000 г. N 2925 (ЮИАИ) С целью создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого использования информационных образовательных технологий, в соответствий с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389 приказываю: 1. Утвердить следующую структуру органов формирования и управления программы "Создание системы открытого образования" (далее именуется программа): - руководящий совет программы; - управляющий комитет программы; - организаторы конкурса по подпрограммам; - экспертные комиссии. 2. Возложить функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, созданного Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489. 3. Возложить функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования", созданный Приказами Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110. 4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для объявления конкурса (Приложение). 5. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А. Полякову) в недельный срок: 5.1. Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ по подпрограммам: (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования"; (2) "Создание системы открытого профессионального образования"; (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно - исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета); (4) "Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы" (по отдельной программе). 5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" и "Создание системы открытого профессионального образования". 6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы. 7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" В.П. Тихомирова, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. 8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (2) "Создание системы открытого профессионального образования" И.Б. Федорова, ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. 9. Председателям экспертных комиссий В.П. Тихомирову, И.Б. Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных комиссий. 10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт - Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор - Д.В. Пузанков). 11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В. Пузанкову) обеспечить до 10 ноября 2000 г. представление в Управление развития и планирования научных исследований (М.Н. Стриханову) согласованного с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов вузов, имеющих плановый объем финансирования по заданиям министерства на 2001 год свыше 900 тыс. рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме. 12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н. Стриханову) предусмотреть при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п. 3.1 Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389. 13. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А. Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования". 14. Управлению научно - инновационной деятельности (А.В. Суворинову) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание системы открытого профессионального образования". 15. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М. Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на 2001 - 2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств на подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования". 16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 12 октября 2000 г. N 2925 Приложение к Приказу Минобразования России от 12 октября 2000 года N 2925 СТРУКТУРА МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Назначение. Межвузовская научно - техническая программа "Создание системы открытого образования" (далее - Программа) является организационной основой политики Минобразования России в области стратегии развития образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными заведениями различных регионов. Программа может включать в свой состав республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные, социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств. Финансирование Программы осуществляется за счет: - плановых средств федерального бюджета на НИОКР Минобразования России; - бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития и функционирования системы открытого образования; - дополнительного целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций). Государственный заказчик: Министерство образования Российской Федерации. Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные организации любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции. Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы. Главная цель Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Система открытого образования Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности: - меняется характер развития, приобретения и распространения знаний; - открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; - расширяется доступ к высшему образованию; - изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание). В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные открытые университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый университет и др.). Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века. Обеспечение возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные и региональные, международные и исторические культуры в условиях культурного плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической гражданственности. Открытость образования предполагает: - открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей"); - открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы); - свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг); - свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения); - свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения). Система открытого образования ориентирована: - на массовость и общедоступность независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских правах и т.п.; - обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам; - возможность получения второго образования, например экономического образования специалистами естественнонаучного профиля, технического образования специалистами медицинского профиля и т.п. Система ОО должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно - профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга. Ключевым элементом системы ОО является специализированная информационно - образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно - программного и организационно - методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной областях деятельности в условиях современного информационного сообщества. При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные очную, очно - заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в настоящее время, может существенно дополнить указанные формы. В то же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу открытого образования, успешно интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в заочное (заочно - дистанционная форма), что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования. Принципы создания и функционирования системы открытого образования Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования. Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования. При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно - методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы. Ведущая роль в формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни, должны: - вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию; - работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально - экономическими группами и общинами; - оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации. Общее среднее образование при этом должно: - готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей; - открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы. Должно быть обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования на основе: - требований государственного образовательного стандарта; - общих психолого - педагогических, методических и технических требований к учебно - методическим и информационным ресурсам ОО; - единых требований к уровню психолого - педагогической компетентности) кадров системы ОО; - создания единой информационно - образовательной среды ОО; - объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом; - координации функционирования системы. Информационно - образовательная среда (ИОС) системы ОО должна представлять собой совокупность региональных информационно - образовательных сред, объединяющих в своем составе виртуальные представительства учебных заведений своего региона. Единые принципы построения региональных информационно - образовательных сред позволят проводить каталогизацию ресурсов всей среды на федеральном уровне, осуществлять ее мониторинг и формировать статистические показатели работы на различных уровнях. Согласованность работы всех компонентов среды ОО обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспекты работы системы ОО от организационных до форматов баз данных. В итоге выполнения Программы должна быть создана система открытого образования, реализующая следующие принципы функционирования: Децентрализация. Предоставление образовательным учреждениям федерального и регионального уровня права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в системе ОО. Создание условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами. Демократизация. Создание равных прав всем образовательным учреждениям в решении нормативно - правовых вопросов и вопросов коммерциализации учебного процесса в системе ОО. Глобализация. Открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов во всех точках системы ОО на WWW-серверах для глобального взаимодействия и обмена передовым опытом. Регионализация. Региональные соглашения, объединения и группировки для содействия торговой и экономической интеграции в качестве средств усиления их конкурентоспособности. Непрерывность. Обеспечение в ОО всех уровней образования, принятых в системе непрерывного образования России: начального, среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего, дополнительного, послевузовского. Интеграция. Создание виртуальной электронной библиотеки учебных курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания, с защитой авторских прав. Структура Программы и перечень проектных заданий обеспечивают взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания системы ОО и обеспечивает создание реально действующей системы на федеральном и региональном уровнях. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ I. Подпрограмма "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" ------------------------------------------------------------------------------------- | N | Раздел | Подраздел | Проектные задания | | п/п | | | | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | I. | 1.1. Научное и | 1.1.1. | 1. Особенности методологии | | | научно - | Исследование | преподавания различных | | | методическое и | влияния | дисциплин с использованием | | | концептуальное | сетевых | информационных технологий | | | обеспечение | информационных |-----------------------------------| | | функционирования | технологий на | 2. Психолого - педагогические | | | системы | организацию | принципы представления знаний | | | открытого | учебного | в информационно - | | | образования | процесса и | образовательной среде | | | | формирование |-----------------------------------| | | | знаний | 3. Образовательные стратегии в | | | | | ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Формы и методы обеспечения | | | | | качества образования в системе | | | | | ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Педагогические особенности | | | | | ОО для различных возрастных | | | | | групп (непрерывное | | | | | образование) | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.1.2. | 1. Вариативные учебные планы и | | | | Методическое | программы в ОО | | | | обеспечение |-----------------------------------| | | | открытого | 2. Разработка методических | | | | образования | рекомендаций для организации | | | | | системы психолого - | | | | | педагогической поддержки | | | | | обучающегося | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Учебные планы и программы | | | | | для подготовки преподавателей | | | | | системы ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Типовые методики | | | | | использования интерактивных | | | | | средств в ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Создание федерального фонда | | | | | учебных курсов системы ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 6. Разработка методологии | | | | | создания курсов дистанционного | | | | | обучения по техническим | | | | | дисциплинам, основанной на | | | | | проективной педагогике и | | | | | продуктивных знаниях | | | | |-----------------------------------| | | | | 7. Создание виртуального фонда | | | | | физических, химических, | | | | | биологических, геометрических | | | | | и других эффектов и явлений | | | | | для обеспечения обучения по | | | | | естественнонаучным и | | | | | техническим дисциплинам ОО | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.1.3. | 1. Модели организации учебного | | | | Концептуальные | процесса в системе ОО | | | | основы открытого |-----------------------------------| | | | образования | 2. Модели организации учебных | | | | | заведений и их | | | | | представительств в системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Модели организации учебного | | | | | процесса по интегральным | | | | | (распределенным) учебным | | | | | планам | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.1.4. | 1. Эргономические требования к | | | | Исследование и | экранным элементам управления | | | | разработка научно | в программных обучающих и | | | | обоснованных | тестирующих комплексах | | | | рекомендаций по |-----------------------------------| | | | медико - | 2. Критерии оценки | | | | физиологическим и | психоэмоционального напряжения | | | | психофизическим | при работе за компьютером в | | | | требованиям к | системе ОО | | | | организации |-----------------------------------| | | | учебного процесса | 3. Медико - физиологические | | | | в открытом | критерии организации занятий в | | | | образовании | системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Разработка критериев | | | | | ограничения работы с | | | | | компьютером в системе ОО | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | 1.2. | 1.2.1. Разработка | 1. Принципы построения | | | Дидактика | дидактических | учебного материала для системы | | | открытого | принципов | ОО по гуманитарным дисциплинам | | | образования | открытого |-----------------------------------| | | | образования | 2. Принципы построения | | | | | учебного материала для системы | | | | | ОО по естественнонаучным и | | | | | инженерным дисциплинам | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Организация групповой | | | | | работы учащихся в системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Организация работы | | | | | преподавателей в системе ОО в | | | | | зависимости от контингента | | | | | учащихся | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Разработка дидактики | | | | | креативной (проективной) | | | | | педагогики в ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 6. Разработка технологий и | | | | | средств развития творческих | | | | | способностей обучаемых в | | | | | системе ОО | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.2.2. Создание | 1. Инструментальные средства | | | | инструментальных | для подготовки информационных | | | | средств разработки | ресурсов системы ОО | | | | электронных |-----------------------------------| | | | средств обучения | 2. Инструментальные средства | | | | | интерактивного взаимодействия | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Электронные справочники и | | | | | энциклопедии | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Экспертные системы | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Рекомендации по | | | | | использованию инструментальных | | | | | средств в учебном процессе | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.2.3. | 1. Разработка методики | | | | Исследования | обучения с использованием | | | | дидактических | электронной библиотеки и | | | | особенностей | электронной почты и | | | | использования | исследование границ | | | | сетевых сервисных | применимости данного подхода | | | | средств с учетом |-----------------------------------| | | | различных факторов | 2. Рекомендации по | | | | | использованию телеконференций | | | | | (off-line) в зависимости от | | | | | профиля дисциплины и | | | | | контингента учащихся | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Рекомендации по | | | | | использованию групповой работы | | | | | в ЧАТ (on-line) в зависимости | | | | | от профиля дисциплины и | | | | | контингента учащихся | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Рекомендации по | | | | | использованию аудио- и | | | | | видеоконференций в зависимости | | | | | от профиля дисциплины и | | | | | контингента учащихся | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Рекомендации по | | | | | использованию очных семинаров | | | | | в зависимости от профиля | | | | | дисциплины и контингента | | | | | учащихся | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | 1.3. | 1.3.1. | 1. Принципы каталогизации | | | Информационное и | Каталогизация всех | ресурсов, порядок актуализации | | | маркетинговое | ресурсов системы | каталога и предоставления | | | обеспечение | открытого | ресурсов пользователям | | | открытого | образования и |-----------------------------------| | | образования | организация | 2. Создание подсистемы | | | | доступа к ним | "электронный киоск" для | | | | | распространения учебно - | | | | | методических материалов в | | | | | любом исполнении | | | | | (полиграфическое, электронное, | | | | | CD-ROM) | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Создание WWW-сервера | | | | | каталогов системы ОО и системы | | | | | on-line заказов ресурсов | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Создание виртуальной | | | | | библиотеки полнотекстовых | | | | | (гипертекстовых) учебников и | | | | | учебных пособий системы ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Создание виртуального | | | | | каталога библиографических | | | | | описаний основных источников | | | | | информации по ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 6. Создание | | | | | автоматизированного кадастра | | | | | информационных ресурсов | | | | | учебного назначения | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.3.2. Создание | 1. Мониторинг и | | | | системы | прогнозирование спроса | | | | мониторинга | населения России на | | | | потребностей | образовательные услуги, | | | | населения России в | предоставляемые с помощью | | | | обучении в системе | технологий дистанционного | | | | ОО и возможностей | обучения | | | | образовательных |-----------------------------------| | | | учреждений по | 2. Мониторинг возможностей | | | | обеспечению этих | образовательных учреждений в | | | | потребностей | предоставлении услуг ОО | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.3.3. Сетевой | 1. Создание центрального | | | | маркетинг в | информационного сервера | | | | открытом | "Открытое образование" | | | | образовании |-----------------------------------| | | | | 2. Создание электронного | | | | | журнала "Открытое образование" | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Разработка принципов и | | | | | методик сетевого маркетинга ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Разработка принципов | | | | | маркетинга российского ОО | | | | | среди русскоязычного населения | | | | | зарубежных стран | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.3.4. Создание | 1. Разработка системы | | | | системы рейтинга | показателей для формирования | | | | по всем категориям | рейтинга учебных заведений в | | | | ресурсов | системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 2. Разработка системы | | | | | показателей для формирования | | | | | рейтинга качества | | | | | информационных ресурсов и | | | | | методического обеспечения | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Создание системы | | | | | формирования рейтингов по | | | | | определенным показателям | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | 1.4. | 1.4.1. Нормативная | 1. Разработка новой редакции | | | Нормативно - | база открытого | закона об образовании (с | | | правовое | образования | учетом особенностей | | | обеспечение | | информационного общества) | | | системы | |-----------------------------------| | | открытого | | 2. Документы, регламентирующие | | | образования | | лицензирование, аттестацию и | | | | | аккредитацию учебных | | | | | заведений, для работы по | | | | | системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Разработка нормативно - | | | | | методического сопровождения | | | | | государственных | | | | | образовательных стандартов для | | | | | направлений и специальностей, | | | | | которые реализуются с | | | | | полномасштабным использованием | | | | | информационно - | | | | | коммуникационных технологий в | | | | | учебном процессе | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Государственные | | | | | (отраслевые) стандарты ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Порядок работы Федерального | | | | | экспертного совета по | | | | | электронным изданиям с | | | | | системой ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 6. Сертификация учебных курсов | | | | | и порядок признания | | | | | сертификатов (перезачет) иными | | | | | учебными заведениями | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.4.2. Авторское | 1. Субъекты авторского права в | | | | право и его защита | системе ОО и порядок | | | | в системе | правопреемственности | | | | открытого |-----------------------------------| | | | образования | 2. Принципы использования | | | | | ресурсов без передачи | | | | | авторского права в системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Разработка типовых | | | | | авторских договоров различного | | | | | уровня | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Принципы и порядок | | | | | ответственности субъектов за | | | | | нарушение авторских прав | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.4.3. | 1. Принципы стандартизации | | | | Стандартизация в | представления ресурсов в | | | | системе открытого | системе ОО | | | | образования |-----------------------------------| | | | | 2. Корпоративные стандарты ОО | | | | | на технологии практических | | | | | работ в системе открытого | | | | | инженерного образования | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Стандартный набор сервисных | | | | | служб в виртуальном | | | | | представительстве учебного | | | | | заведения в системе ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Рекомендации по набору | | | | | инструментальных средств для | | | | | подготовки информационных | | | | | ресурсов в системе ОО | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | 1.5. Принципы и | 1.5.1. Принципы и | 1. Разработка концепции | | | программы | технологии работы | русскоязычного учебного центра | | | международной | с русскоязычными | системы ОО в зарубежных | | | деятельности в | диаспорами | странах и принципы его работы | | | открытом | различных стран и | с базовыми вузами | | | образовании | регионов мира |-----------------------------------| | | | | 2. Разработка принципов работы | | | | | и методик обучения на | | | | | иностранных языках через | | | | | виртуальное представительство | | | | | учебного заведения в системе | | | | | ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Разработка финансовых и | | | | | организационных механизмов для | | | | | работы зарубежного учебного | | | | | центра с базовыми вузами | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.5.2. Принципы | 1. Концепция виртуального | | | | интеграции | представительства зарубежного | | | | зарубежных учебных | учебного заведения в ИОС | | | | заведений в | системы ОО России | | | | информационно - |-----------------------------------| | | | образовательную | 2. Сопоставительный анализ | | | | среду (ИОС) | возможностей виртуальных | | | | открытого | представительств зарубежных | | | | образования в | вузов с представительствами в | | | | России | ИОС ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Разработка предложений об | | | | | организации конверторов | | | | | зарубежных виртуальных | | | | | представительств вузов в их | | | | | представительство в ИОС России | | | | |-----------------------------------| | | | | 4. Разработка концепции | | | | | зарубежного учебного центра | | | | | системы ОО России на примере | | | | | 2 - 3 стран и 2 - 3 | | | | | отечественных вузов | | | | |-----------------------------------| | | | | 5. Участие в международных | | | | | проектах по проблемам ОО | | | | |-----------------------------------| | | | | 6. Разработка методов | | | | | обеспечения академической | | | | | мобильности преподавателей, | | | | | специалистов и учащихся в | | | | | системе ОО | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.5.3. Принципы и | 1. Концепция "двойного" | | | | программы | диплома и принципы ее | | | | реализации | реализации в ИОС российской | | | | "двойного" диплома | системы ОО | | | | с зарубежными |-----------------------------------| | | | учебными | 2. Анализ зарубежных и | | | | заведениями через | отечественных вузов и их | | | | систему открытого | учебных программ для отработки | | | | образования | концепции "двойного" диплома | | | | | на практике | | | | |-----------------------------------| | | | | 3. Создание в ИОС пилотных | | | | | представительств вузов, | | | | | реализующих принцип "двойного | | | | | диплома", и запуск реального | | | | | учебного процесса по | | | | | интегральным (согласованным) | | | | | учебным планам | |-----------------------------------------------------------------------------------| | @ | | Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Структуры: | | редакция 2 - Приказ МОР от 18.06.02 N 2285 | | @ | |-----------------------------------------------------------------------------------| | | 1.6. Система | 1.6.1 | Система свободно распространяемых | | | свободно | | программных средств универсальных | | | распространяемых | | учебно - методических комплексов | | | программных | | электронной поддержки всех этапов | | | средств | | изучения учебных дисциплин в | | | информационных и | | режиме удаленного коллективного | | | теле - | | доступа к территориально | | | коммуникационных | | распределенным образовательным | | | технологий | | ресурсам | | | электронного |--------------------|-----------------------------------| | | обучения | 1.6.2 | Библиотека свободно | | | | | распространяемых программных | | | | | средств организации и проведения | | | | | автоматизированных лабораторных | | | | | практикумов в режиме | | | | | многопользовательского удаленного | | | | | доступа по сети Интернет | |-------|------------------|--------------------|-----------------------------------| | | | 1.6.3 | Библиотека свободно | | | | | распространяемых программных | | | | | средств поддержки виртуальных | | | | | тренажеров технологических | | | | | процессов на базе универсальных | | программ моделирования | ------------------------------------------------------------------------------------- II. Подпрограмма "Создание системы открытого профессионального образования" ---------------------------------------------------------------------------------- | II. | 2.1. | 2.1.1. Виды | 1. Элементы ОО в очном | | | Организационное | организации | образовании | | | обеспечение | учебного процесса |--------------------------------| | | открытого | в открытом | 2. Технологии ОО в вечернем и | | | образования | образовании | заочном обучении | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Экстернат и ОО, | | | | | исследование преемственности и | | | | | возможности перехода только к | | | | | ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.1.2. | 1. Правовые формы | | | | Организационные | представительств учебных | | | | формы учебных | заведений в среде ОО | | | | заведений и их |--------------------------------| | | | объединений в | 2. Разработка структуры | | | | среде открытого | открытого университета | | | | образования. | (локального и регионального | | | | Принципы контроля | масштаба) | | | | и обеспечения |--------------------------------| | | | качества в системе | 3. Принципы партнерства | | | | открытого | учебных заведений в системе ОО | | | | образования |--------------------------------| | | | | 4. Учебные центры системы ОО, | | | | | структура и порядок | | | | | сертификации | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Учебные центры открытого | | | | | инженерного образования | | | | |--------------------------------| | | | | 6. Структура ассоциации | | | | | (консорциума) учебных | | | | | заведений и научных учреждений | | | | | "Открытый университет | | | | | Российской Федерации" в | | | | | системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 7. Педагогические и | | | | | методологические возможности и | | | | | организация использования | | | | | тестового контроля знаний в | | | | | системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 8. Педагогические и | | | | | методологические возможности и | | | | | организация использования | | | | | интерактивных средств контроля | | | | | знаний (ЧАТ, теле-, аудио- и | | | | | видеоконференции) в системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 9. Очный контроль знаний в | | | | | системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 10. Требования к организации | | | | | мониторинга учебного процесса | | | | | в системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 11. Система показателей | | | | | качества учебного процесса в | | | | | ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | 2.2. Особенности | 2.2.1. | 1. Системы моделирования, БД | | | открытого | Инструментальные | типовых моделей и средства | | | инженерного и | средства | адаптации моделей под нужды | | | естественно - | подготовки | учебного процесса (САПР) | | | научного | электронных |--------------------------------| | | образования | средств обучения | 2. Автоматизированные | | | | | лабораторные практикумы | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Создание сервера по | | | | | открытому инженерному | | | | | образованию и практическим | | | | | работам в системе ОО с | | | | | демоверсиями лучших | | | | | электронных средств обучения и | | | | | примерами методик ведения | | | | | учебного процесса | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.2.2. Методология | 1. Методики организации | | | | открытого | курсового и дипломного | | | | инженерного | проектирования в инженерном | | | | образования | образовании | | | | |--------------------------------| | | | | 2. Методики организации | | | | | научной работы учащихся | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Методики выполнения | | | | | удаленных практикумов | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Методики выполнения | | | | | практических и иных работ на | | | | | базе региональных центров | | | | | открытого инженерного | | | | | образования | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | 2.3. | 2.3.1. Структура и | 1. Разработка федеральной | | | Технологическое | состав федеральной | "карты" подключений учебных | | | обеспечение и | информационно - | заведений к Интернет через | | | инфраструктура | образовательной | региональные компьютерные сети | | | открытого | среды (ИОС) |--------------------------------| | | образования | открытого | 2. Ядро администрирования | | | | образования и | информационно - | | | | принципы ее | образовательной среды системы | | | | создания | ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Принципы создания | | | | | региональных центров открытого | | | | | инженерного образования и | | | | | учебных центров системы ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.2. Программный | 1. Структура программного | | | | комплекс | комплекса и принципы | | | | федеральной | администрирования на различных | | | | информационно - | уровнях | | | | образовательной |--------------------------------| | | | среды открытого | 2. Принципы и технологии | | | | образования | создания, хранения и | | | | | предоставления ресурсов | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Принципы и технология | | | | | взаимодействия региональных | | | | | ИОС в составе федеральной ИОС | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Технология генерации | | | | | виртуальных представительств | | | | | учебных заведений в ИОС | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.3. Сервисные | 1. Электронная библиотека | | | | средства | виртуального представительства | | | | виртуального | и ее подсистема | | | | представительства | администрирования | | | | учебного заведения |--------------------------------| | | | в информационно - | 2. Административный компонент | | | | образовательной | представительства (электронный | | | | среде | отдел кадров) | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Планирование и мониторинг | | | | | учебного процесса (электронный | | | | | деканат) | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Сетевая тестовая система | | | | | контроля знаний | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Интерактивные средства | | | | | взаимодействия | | | | |--------------------------------| | | | | 6. Информационная подсистема | | | | | представительства | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.4. Подсистема | 1. Подсистема безопасности | | | | безопасности, | информационных ресурсов | | | | мониторинга работы | виртуального представительства | | | | виртуального | по всем видам ресурсов | | | | представительства |--------------------------------| | | | и тарификации | 2. Подсистема мониторинга | | | | работ | виртуального представительства | | | | | с формированием справочных и | | | | | статистических показателей его | | | | | работы | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Финансовая подсистема | | | | | представительства с | | | | | формированием ценовых | | | | | параметров и тарификацией | | | | | работы пользователей | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.5. Материально | 1. Материально - техническое | | | | - техническое | обеспечение региональных ИОС | | | | обеспечение | (региональных виртуальных | | | | открытого | университетов) | | | | образования |--------------------------------| | | | | 2. Материально - техническое | | | | | обеспечение виртуальных | | | | | представительств учебных | | | | | заведений в ИОС | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Требования к материально - | | | | | техническому обеспечению | | | | | базовых вузов открытого | | | | | инженерного и | | | | | естественнонаучного | | | | | образования | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Требования к материально - | | | | | техническому обеспечению | | | | | центров открытого инженерного | | | | | и естественнонаучного | | | | | образования | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Требования к материально - | | | | | техническому обеспечению | | | | | учебных центров системы ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 6. Материально - техническое | | | | | обеспечение издательской | | | | | деятельности в ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 7. Материально - техническое | | | | | обеспечение мультимедиа и иных | | | | | лабораторий для подготовки | | | | | учебно - методического | | | | | обеспечения ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.6. Подсистема | 1. Разработка системы | | | | профессионального | профессиональных | | | | общения и обмена | телеконференций и порядка | | | | опытом | обеспечения доступа к ним | | | | |--------------------------------| | | | | 2. Электронная библиотека | | | | | открытых публикаций по | | | | | различным научным направлениям | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.7. Принципы | 1. Принципы построения и | | | | администрирования | функционирования ядра | | | | информационно - | администрирования ИОС - | | | | образовательной | консалтингового центра | | | | среды в целом и |--------------------------------| | | | работы ее | 2. Подсистема оперативного | | | | консалтингового | взаимодействия администраторов | | | | центра | всех региональных ИОС и | | | | | консалтингового центра | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Принципы и технология | | | | | формирования глобальных | | | | | каталогов ресурсов ИОС в целом | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Система интегральных | | | | | показателей работы ИОС и | | | | | средства их мониторинга | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.3.8. Принципы и | 1. Разработка системы | | | | технология | показателей и технологии | | | | мониторинга | обмена ими между ИОС и ИАИС на | | | | информационно - | региональном уровне | | | | образовательной |--------------------------------| | | | среды и ее | 2. Разработка системы | | | | взаимодействие с | показателей и нормативной | | | | ИАИС | информации, подлежащей обмену | | | | | между ИОС и ИАИС на | | | | | федеральном уровне | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Организация подсистемы | | | | | оперативной связи | | | | | административных служб ИАИС и | | | | | ИОС | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | 2.4. | 2.4.1. Финансовые | 1. Финансовые потоки в | | | Экономика | потоки в системе | виртуальном представительстве | | | открытого | ОО. Принципы | вуза в ИОС | | | образования | ценообразования в |--------------------------------| | | | системе ОО | 2. Финансовые связи | | | | | представительств учебных | | | | | заведений с ИОС регионального | | | | | и федерального уровней | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Организация финансовых | | | | | потоков при работе с | | | | | зарубежными учащимися и | | | | | учебными центрами | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Комплект типовых договоров, | | | | | регламентирующих финансовые | | | | | взаимоотношения в системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Оплата труда | | | | | преподавателей и иных | | | | | специалистов, обеспечивающих | | | | | учебный процесс в системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 6. Принципы ценообразования в | | | | | системе ОО с учетом различных | | | | | факторов | | | | |--------------------------------| | | | | 7. Методики ценообразования в | | | | | системе ОО по различным видам | | | | | образовательных услуг | | | | |--------------------------------| | | | | 8. Методика расчета стоимости | | | | | услуг для зарубежных учащихся | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.4.2. | 1. Разработка системы | | | | Экономические | экономических показателей | | | | показатели системы | работы учебного заведения в | | | | ОО | системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 2. Создание подсистемы ИОС, | | | | | реализующей систему | | | | | экономических показателей | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Создание компьютерной | | | | | поддержки инновационной | | | | | деятельности в ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | 2.5. | 2.5.1. Программы и | 1. Программы и методики | | | Кадровое и | методики | подготовки учебно - | | | методическое | подготовки | методического материала для | | | обеспечение | преподавательского | системы ОО | | | системы ОО | состава для |--------------------------------| | | | открытого | 2. Программы и методики по | | | | образования | организации учебного процесса | | | | | в системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Методики и технологии | | | | | оценки качества знаний в | | | | | системе ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Программы по | | | | | профессиональной ориентации | | | | | преподавателей в Интернет | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Организация в ИОС института | | | | | повышения квалификации | | | | | преподавателей по вопросам | | | | | открытого образования | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.5.2. Программы и | 1. Организация учебного | | | | методики | процесса в ИОС | | | | подготовки |--------------------------------| | | | менеджеров для | 2. Привлечение учащихся и их | | | | системы открытого | подготовка к обучению в ИОС | | | | образования |--------------------------------| | | | | 3. Организация взаимодействия | | | | | учебных заведений в ИОС ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Финансовые механизмы в | | | | | системе ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 2.5.3. Семинары по | | | | | распространению | | | | | опыта работы в | | | | | системе ОО | | ---------------------------------------------------------------------------------- III. Подпрограмма "Создание федеральной (национальной, межрегиональной) инфраструктуры открытого образования" ---------------------------------------------------------------------------------- | III. | 3.1. Научные | 3.1.1. | 1. Структура взаимодействия | | | основы | Организационные | региональной ИОС с органами | | | федерально - | принципы создания | местной власти и советом | | | региональной | региональных | ректоров | | | политики в | информационно - |--------------------------------| | | области | образовательных | 2. Разработка принципов и | | | открытого | сред и их | технологии привлечения | | | образования | взаимодействия в | региональных учебных заведений | | | | составе | к работе в ИОС ОО | | | | федеральной ИОС |--------------------------------| | | | | 3. Разработка технологии | | | | | проведения штатной и резервных | | | | | технологий взаимодействия | | | | | региональной ИОС в составе | | | | | федеральной ИОС | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Разработка финансовых | | | | | принципов взаимодействия | | | | | региональной ИОС с федеральной | | | | | ИОС и технологии их реализации | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 3.1.2. Типовая | 1. Типовая структура | | | | структура | региональной ИОС | | | | региональной | (административная, техническая | | | | информационно - | и организационная) | | | | образовательной |--------------------------------| | | | среды, ее | 2. Принципы взаимодействия | | | | оснащение и | учебных заведений и | | | | принципы работы с | распределение полномочий между | | | | региональными | всеми субъектами региональной | | | | учебными | ИОС | | | | заведениями |--------------------------------| | | | | 3. Финансовые принципы | | | | | взаимодействия субъектов | | | | | региональной ИОС и технология | | | | | их реализации | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 3.1.3. Создание и | 1. Принципы участия ассоциаций | | | | развитие | учебных заведений в работе ИОС | | | | региональных и |--------------------------------| | | | межрегиональных | 2. Принципы формирования на | | | | ассоциаций | базе региональных ИОС | | | | (консорциумов) | ассоциаций учебных заведений | | | | учебных заведений |--------------------------------| | | | на базе | 3. Разработка и проведение на | | | | региональных | регулярной основе открытых | | | | виртуальных | уроков для учебных заведений | | | | университетов | региона | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 3.1.4. Организация | 1. Организация регулярного | | | | регулярных | федерального выездного | | | | региональных школ | семинара по практике внедрения | | | | - семинаров по | технологий ОО в учебных | | | | практике внедрения | заведениях | | | | и использования |--------------------------------| | | | технологий | 2. Разработка системы | | | | открытого | региональных семинаров по | | | | образования | обмену опытом работы в ИОС с | | | | | региональной спецификой | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Организация регулярных | | | | | показательных уроков для | | | | | школьников через ИОС ОО | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | 3.2. Создание | 3.2.1. Создание | 1. Структура первой очереди | | | региональных ИОС | региональных | ИОС из 7 - 8 региональных ИОС | | | системы ОО и их | информационно - |--------------------------------| | | интеграция в | образовательных | 2. Создание сети учебных | | | федеральную | сред | центров открытого образования | | | систему ОО | | в различных регионах России с | | | | | ориентацией на определенные | | | | | базовые вузы | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Проведение распределенного | | | | | набора и обучения по | | | | | программам дополнительного | | | | | образования через систему ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Распространение опыта 1-й | | | | | очереди на следующие 15 | | | | | регионов | | | | |--------------------------------| | | | | 5. Проведение набора и начало | | | | | обучения по программам высшего | | | | | образования | | | | |--------------------------------| | | | | 6. Распространение опыта | | | | | внедрения ИОС по всем регионам | | | | | России | | | | |--------------------------------| | | | | 7. Создание профильных ИОС по | | | | | определенным направлениям | | | | |--------------------------------| | | | | 8. Рекомендации по | | | | | взаимодействию региональной | | | | | ИОС с региональными | | | | | коммерческими структурами (в | | | | | том числе провайдерами | | | | | Интернет) | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 3.2.2. Мониторинг | 1. Организация системы | | | | федеральной ИОС и | оперативной взаимосвязи | | | | ее | администраторов всех | | | | совершенствование | региональных ИОС | | | | |--------------------------------| | | | | 2. Мониторинг работы ИОС | | | | | регионального и федерального | | | | | уровней (на основе | | | | | утвержденной системы | | | | | показателей и | | | | | сертифицированных средств | | | | | мониторинга) | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Создание системы обратной | | | | | связи "пользователь - | | | | | администратор" и формирования | | | | | плана совершенствования среды | | | | | ОО | | | | |--------------------------------| | | | | 4. Создание системы анализа | | | | | качества учебного процесса в | | | | | ИОС и выработки мероприятий по | | | | | его повышению | |-------|------------------|--------------------|--------------------------------| | | | 3.2.3. Повышение | 1. Создание сетевого учебного | | | | квалификации | центра | | | | эксплуатационного |--------------------------------| | | | (технического) | 2. Создание сетевого учебного | | | | персонала | центра администраторов | | | | региональных ИОС | региональных ИОС | | | | |--------------------------------| | | | | 3. Организация постоянной | | | | | телеконференции по проблемам | | | | | совершенствования учебного | | | | | процесса в системе ОО | ---------------------------------------------------------------------------------- IV. Подпрограмма "Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы" (реализуется в рамках отдельной программы) ---------------------------------------------------------------------- | IV. | 4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы | |-------|------------------------------------------------------------| | | 4.2. Обеспечение доступа школ в национальную компьютерную | | | сеть и в Интернет и развитие национальной | | | образовательной сети | |-------|------------------------------------------------------------| | | 4.3. Переподготовка научно - педагогических, | | | педагогических и административных кадров | |-------|------------------------------------------------------------| | | 4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта и | | | сопровождения создаваемой инфраструктуры | |-------|------------------------------------------------------------| | | 4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения | ---------------------------------------------------------------------- |