О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК. Постановление. Правительство РФ. 05.08.09 643

                   О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
            И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ
            РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
                  В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          5 августа 2009 г.
                                N 643

                                 (Д)


     В  соответствии  со статьей 6 Федерального закона "О естественных
монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования
деятельности  субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных
перевозок Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Положение  о  государственном  регулировании  и контроле тарифов,
сборов  и  платы  в  отношении  работ  (услуг)  субъектов естественных
монополий в сфере железнодорожных перевозок;
     перечень  работ  (услуг) субъектов естественных монополий в сфере
железнодорожных  перевозок,  тарифы, сборы и плата в отношении которых
регулируются государством.
     2.  Признать  утратившим силу пункт 1 постановления Правительства
Российской  Федерации  от  15  декабря  2004  г. N 787 "Об утверждении
Положения   об   основах  государственного  регулирования  тарифов  на
железнодорожном  транспорте  и  Правил  предоставления  исключительных
тарифов  на  железнодорожном  транспорте"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  2004,  N  51,  ст.  5201)  в части утверждения
Положения   об   основах  государственного  регулирования  тарифов  на
железнодорожном транспорте.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
5 августа 2009 г.
N 643


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 5 августа 2009 года
                                                                 N 643

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                   О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
            И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ
        РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ
                      ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

     1. Настоящее Положение определяет:
     а)    цели,   основные   принципы   и   методы   государственного
регулирования  тарифов,  сборов  и  платы  в  отношении  работ (услуг)
субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за
исключением   тарифов,   сборов  и  платы  в  отношении  международных
транзитных   железнодорожных   перевозок   по   территории  Российской
Федерации (далее - тарифы, сборы и плата);
     б)  основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых
(оказываемых)    субъектами    естественных    монополий    в    сфере
железнодорожных перевозок;
     в)  правила  государственного  регулирования  тарифов,  сборов  и
платы,   а   также  контроля  за  их  определением  (установлением)  и
применением.
     2.   Тарифы   на  перевозки  железнодорожным  транспортом  общего
пользования  в  международном  транзитном  сообщении устанавливаются в
соответствии   с   международными   договорами  Российской  Федерации.
Введение  в  действие и применение тарифов на международные транзитные
железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с нормативными
правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации.
     3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
     "органы  регулирования"  - Федеральная служба по тарифам и органы
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное регулирование тарифов, сборов и платы и контроль за их
определением  (установлением)  и  применением в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
     "субъект  регулирования" - субъект естественной монополии в сфере
железнодорожных  перевозок,  выполняющий  работы (оказывающий услуги),
включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в
сфере  железнодорожных  перевозок,  тарифы,  сборы и плата в отношении
которых регулируются государством;
     "тариф"   -   ценовая  ставка  за  работы  (услуги),  выполняемые
(оказываемые) субъектами регулирования;
     "сбор"  -  не  включенная  в  тариф  ставка оплаты дополнительной
операции  или  работы  (услуги),  выполняемой (оказываемой) субъектами
регулирования.
     4.   Государственное   регулирование   тарифов,  сборов  и  платы
осуществляется в следующих целях:
     а)  создание условий для устойчивого безопасного функционирования
и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования;
     б)  обеспечение  баланса  интересов  организаций железнодорожного
транспорта и пользователей их услугами;
     в) оптимизация совокупных транспортных затрат;
     г)   создание   условий  для  экономического  роста  и  повышения
конкурентоспособности экономики страны;
     д)   сохранение   единого  социально-экономического  пространства
страны  и  создание  условий  для углубления транспортно-экономических
связей между регионами;
     е)  создание  условий для развития конкуренции на железнодорожном
транспорте общего пользования;
     ж)    обеспечение    недискриминационного   доступа   к   услугам
железнодорожного  транспорта общего пользования, в том числе к услугам
по  использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта общего
пользования;
     з)  повышение  инвестиционной  привлекательности железнодорожного
транспорта общего пользования;
     и)  создание  экономических  стимулов, обеспечивающих оптимизацию
себестоимости   услуг   железнодорожного  транспорта  и  улучшение  их
качества.
     5.   Государственное   регулирование   тарифов,  сборов  и  платы
основывается на следующих принципах:
     а)   формирование   тарифов,  сборов  и  платы  с  учетом  данных
раздельного  учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам
деятельности,  тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг),
сегментам    деятельности    (естественно-монопольный,   конкурентный)
субъектов регулирования;
     б)  установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и
уровня  рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности
субъектов регулирования;
     в)  применение  на  всей  территории  Российской Федерации единых
принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
     6.   Государственное   регулирование   тарифов,  сборов  и  платы
осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
     7.  Тарифы,  сборы и плата устанавливаются органами регулирования
применительно  к  конкретному  субъекту регулирования в соответствии с
перечнем  работ  (услуг)  субъектов  естественных  монополий  в  сфере
железнодорожных  перевозок,  тарифы, сборы и плата в отношении которых
регулируются государством.
     8.  Органы  регулирования в пределах их компетенции устанавливают
правила  применения  тарифов,  сборов и платы, порядок опубликования и
введения  в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их
применения,   а   также  внесенных  в  них  изменений,  если  иное  не
предусмотрено     законодательством     Российской    Федерации    или
международными договорами Российской Федерации.
     9.  Тарифы,  сборы  и  плата устанавливаются в виде фиксированных
(предельных)  ценовых  ставок  тарифов,  сборов и платы. Фиксированные
(предельные)  ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как
в  виде  абсолютных  значений,  так  и  в виде индексов к действующему
уровню тарифов, сборов и платы.
     10.   Порядок   расчета  тарифов,  сборов  и  платы  (индексов  к
действующему  уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной
службой по тарифам.
     11.  Принципы дифференциации тарифов, сборов и платы определяются
органом  регулирования  с  учетом  условий  организации  перевозочного
процесса,   влияющих   на   величину   расходов  и  доходов  субъектов
регулирования.
     12.   Тарифы,  сборы  и  плата  могут  предусматривать  выделение
тарифных составляющих, учитывающих расходы, связанные:
     а)  с  использованием  инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования (инфраструктурная тарифная составляющая);
     б)   с   выполнением   перевозок   грузов,   пассажиров,  багажа,
грузобагажа    железнодорожным    транспортом    общего    пользования
(перевозочная тарифная составляющая);
     в)   с  содержанием  и  эксплуатацией  локомотивов  (локомотивная
тарифная составляющая);
     г)  с содержанием и эксплуатацией вагонов и контейнеров (вагонная
и контейнерная тарифные составляющие);
     д)  с  обслуживанием  пассажиров  на  вокзалах и оказанием услуг,
связанных  с  обработкой  и  хранением  багажа, грузобагажа в багажных
отделениях  железнодорожных  станций  (вокзальная  и багажная тарифные
составляющие);
     е)  с  работой  терминальных  комплексов  при выполнении грузовых
железнодорожных перевозок (терминальная тарифная составляющая).
     13.  Основным  методом  государственного  регулирования  тарифов,
сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
     Органы  регулирования  могут  применять  и  иные  методы ценового
(тарифного) регулирования.
     По   мере   развития  конкуренции  в  отдельных  сегментах  рынка
железнодорожных  транспортных  услуг  Федеральная  служба  по  тарифам
принимает решение о применении методов регулирования тарифов, сборов и
платы, изменении этих методов или о прекращении регулирования.
     При  установлении  тарифов, сборов и платы с учетом необходимости
обеспечения   доступности   услуг   железнодорожного   транспорта  для
населения,  а также конкурентоспособности экономики страны допускается
применение   перекрестного  субсидирования  в  отношении  регулируемых
тарифов,  сборов  и платы, а также при необходимости определяются меры
по  компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
     14.  Для  определения  величины  подлежащих установлению тарифов,
сборов  и  платы  производится расчет необходимой валовой выручки, при
этом учитываются:
     а)  расходы,  связанные  с  выполнением  работ  (оказанием услуг)
субъектами регулирования, в том числе:
     расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной
амортизации);
     расходы,   связанные  с  оплатой  услуг,  оказываемых  кредитными
организациями,   включая   уплату   процентов   за   предоставление  в
пользование  средств  (кредитов, займов), а также расходы, связанные с
продажей иностранной валюты;
     расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
     б)  отчисления  на  амортизацию  основных средств, определяемые с
использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
     в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных
средств  и  иных  активов,  необходимых для выполнения соответствующих
работ   (оказания   услуг)   субъектами   регулирования,   по   данным
бухгалтерского  учета  и  нормы  прибыли (рентабельности) на капитал с
учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта.
Норма   прибыли   (рентабельности)  на  капитал  определяется  органом
регулирования  для  каждого  субъекта  регулирования  в соответствии с
методикой   расчета   размера   экономически   обоснованных  затрат  и
нормативной  прибыли,  учитываемых  при формировании тарифов, сборов и
платы,  утверждаемой  Федеральной  службой  по тарифам в установленном
порядке;
     г)  налоги  и  иные  обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
     д)   субсидии,  а  также  иные  меры  государственной  поддержки,
предоставляемые   за   счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
     15.    Органы    регулирования   при   определении   экономически
обоснованных  затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы)
необоснованные     расходы     субъекта    регулирования,    вызванные
нерациональным     использованием    производственных    ресурсов    и
финансированием  за  счет  поступлений  от  оказания  услуг, тарифы на
которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не
относящейся к этим услугам.
     Выявленные   по   данным   отчетности   средства,  использованные
субъектом  регулирования в течение текущего и предшествующего периодов
регулирования  не  в  соответствии с прогнозом финансово-экономической
деятельности  субъекта  регулирования, принятым органами регулирования
при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут
учитываться   органами   регулирования  при  установлении  (изменении)
тарифов  на  последующий  период  регулирования  в  качестве источника
покрытия расходов в этот период.
     16.   В   целях  создания  условий  для  привлечения  инвестиций,
повышения  эффективности  работы  субъектов  регулирования,  внедрения
новых  технологий  и  подвижного  состава  при определении необходимой
валовой   выручки   на  период  окупаемости  инвестиционных  проектов,
направленных   на   повышение   эффективности   деятельности  субъекта
регулирования  и  снижение его расходов, а также в течение 2 лет после
завершения   периода   окупаемости   расходы   субъекта  регулирования
принимаются  без учета их снижения от реализации данных инвестиционных
проектов.
     17.   Органами  регулирования  может  устанавливаться  предельный
уровень  тарифов,  сборов  и  платы  в виде максимальных (минимальных)
величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы.
     Минимальная  величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна
обеспечивать  возмещение  экономически обоснованных расходов субъектов
регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания
услуг).
     18.  В случае если уровень действующих тарифов, сборов и платы не
позволяет  обеспечить  конкурентоспособность отдельных сегментов рынка
железнодорожных  транспортных  услуг  и (или) товарных рынков, с целью
обеспечения  конкурентоспособности  железнодорожного транспорта общего
пользования, обеспечения его доступности для пользователей услугами на
данных  рынках,  а  также  с  целью реализации государственных задач в
сфере    железнодорожного    транспорта   общего   пользования   могут
устанавливаться     исключительные     тарифы,    сборы    и    плата,
предусматривающие  применение  особых  условий тарификации выполняемых
субъектами регулирования работ (оказываемых услуг).
     В   случае   если   работы   (услуги)  выполняются  (оказываются)
субъектами    регулирования    в   сегментах   рынка   железнодорожных
транспортных    услуг,   имеющих   территориальную,   технологическую,
экономическую  специфику,  обусловливающую целесообразность применения
методов  регулирования  и  системы построения тарифов, отличающихся от
установленных,    в    целях    обеспечения    эффективности    работы
железнодорожного   транспорта   общего   пользования,   повышения  его
инвестиционной     привлекательности,    реализации    государственной
региональной     политики,     сокращения    размеров    перекрестного
субсидирования  на  железнодорожном  транспорте  общего  пользования в
отношении  таких  работ  (услуг) могут устанавливаться тарифы, сборы и
плата,   применяемые   в  отдельных  сегментах  рынка  железнодорожных
транспортных услуг.
     Правила  установления  исключительных  тарифов,  сборов и платы в
отношении  работ  (услуг)  субъектов  естественных  монополий  в сфере
железнодорожных   перевозок,   а   также   тарифов,  сборов  и  платы,
применяемых  в  отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных
услуг, определяются Правительством Российской Федерации.
     19.   Федеральная   служба  по  тарифам  утверждает  методические
указания   (методики)   по   вопросам  государственного  регулирования
тарифов,  сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования
и субъектами регулирования.
     20.  Порядок  рассмотрения  вопросов  по установлению (изменению)
тарифов,  сборов  и платы, а также перечень документов, представляемых
для  их  установления (изменения), утверждаются Федеральной службой по
тарифам.
     21.  Проверка  достоверности  сведений, предоставляемых субъектом
регулирования   для   целей  установления  тарифов,  сборов  и  платы,
осуществляется органом регулирования в установленном им порядке.
     22.  Органы  регулирования в пределах их компетенции осуществляют
государственный контроль по вопросам, связанным с применением тарифов,
сборов  и платы в сферах деятельности субъектов регулирования (далее -
государственный    контроль),    в   установленном   законодательством
Российской Федерации порядке.
     23.  Результаты  проверки достоверности сведений, предоставляемых
субъектом  регулирования, а также результаты государственного контроля
учитываются  органами регулирования при осуществлении государственного
регулирования,  в  том  числе  могут служить основанием для пересмотра
тарифов, сборов и платы.


                                                             УТВЕРЖДЕН
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 5 августа 2009 года
                                                                 N 643

                               ПЕРЕЧЕНЬ
        РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ
           ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ТАРИФЫ, СБОРЫ И ПЛАТА
            В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

     1.   Услуги   по  использованию  инфраструктуры  железнодорожного
транспорта общего пользования.
     2.    Перевозка   грузов   железнодорожным   транспортом   общего
пользования,   в   том   числе  перевозка  порожнего  железнодорожного
подвижного состава в составе грузовых поездов.
     3.  Дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов
железнодорожным транспортом общего пользования:
     а) перевозка грузов с объявленной ценностью;
     б) перегрузка грузов из вагонов, предназначенных для одной ширины
колеи,   в  вагоны,  предназначенные  для  другой  ширины  колеи,  при
перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов
в  прямом  международном сообщении, в непрямом международном сообщении
через   пограничные  передаточные  станции  Российской  Федерации  (за
исключением транзита);
     в)  перестановка  вагонов  на тележки, предназначенные для другой
ширины  колеи при перевозках по российским железным дорогам экспортных
и  импортных  грузов  в  прямом  международном  сообщении,  в непрямом
международном   сообщении   через   пограничные  передаточные  станции
Российской Федерации (за исключением транзита);
     г)  обеспечение  простоя  под перегрузкой иностранных вагонов при
перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов
в  прямом  международном сообщении, в непрямом международном сообщении
через   пограничные  передаточные  станции  Российской  Федерации  (за
исключением транзита);
     д)  накатка  и  выкатка  железнодорожного  подвижного  состава на
паромную переправу (с паромной переправы);
     е) проезд проводников, сопровождающих груз;
     ж)  переоформление  перевозочных  документов в случаях и порядке,
предусмотренных     законодательством     Российской    Федерации    и
международными  договорами  Российской  Федерации,  при  перевозке  по
российским  железным  дорогам  экспортных  и импортных грузов в прямом
международном  сообщении,  в  непрямом  международном  сообщении через
пограничные  передаточные станции Российской Федерации (за исключением
транзита);
     з)  восстановление сыпучести (отмораживание) грузов при перевозке
по  российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом
международном  сообщении,  в  непрямом  международном  сообщении через
пограничные  передаточные станции Российской Федерации (за исключением
транзита);
     и)  поение  водой  животных  при перевозке по российским железным
дорогам  в  прямом  международном  сообщении, в непрямом международном
сообщении  через пограничные передаточные станции Российской Федерации
(за исключением транзита);
     к)   сопровождение  и  охрана  грузов  в  пути  следования  и  на
железнодорожных  станциях,  обеспечиваемые  перевозчиком по договору с
грузоотправителем,      грузополучателем      или      уполномоченными
грузоотправителем,  грузополучателем  лицами,  при  перевозках  грузов
железнодорожным транспортом.
     4. Дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном
транспорте в местах общего пользования и необщего пользования:
     а)   выполнение  маневровой  работы  в  пределах  железнодорожных
станций, подача и уборка вагонов;
     б) предоставление вагонов, контейнеров в пользование;
     в)  предоставление  железнодорожных  путей общего пользования для
нахождения  на  них  железнодорожного подвижного состава независимо от
его принадлежности:
     в  течение  времени  ожидания  его подачи или приема по причинам,
зависящим    от    грузополучателей,   грузоотправителей,   владельцев
железнодорожных     путей    необщего    пользования,    обслуживающих
грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами;
     в  течение времени его задержки в пути следования, в том числе на
промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной
станцией  назначения  по  причинам,  зависящим  от  грузополучателей и
владельцев  железнодорожных  путей необщего пользования, обслуживающих
грузополучателей своими локомотивами;
     в  течение  времени  его  простоя,  не  связанного с перевозочным
процессом;
     г) взвешивание грузов в местах общего пользования при обеспечении
погрузки  и  выгрузки  перевозчиками  в  местах  общего  пользования и
обеспечении  погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями
в  местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего
пользования.
     5.   Перевозка   пассажиров  железнодорожным  транспортом  общего
пользования   во   внутригосударственном   сообщении  (за  исключением
перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе").
     6.  Перевозка  багажа,  грузобагажа  железнодорожным  транспортом
общего пользования во внутригосударственном сообщении.
     7.  Обеспечение  пробега  вагонов,  не принадлежащих перевозчику,
следующих в составе скорых, скоростных, пассажирских, почтово-багажных
и грузо-пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении.
     8.  Выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг), связанных
с   перевозкой  пассажиров,  багажа,  грузобагажа  на  железнодорожном
транспорте во внутригосударственном сообщении:
     а) перевозка багажа, грузобагажа с объявленной ценностью;
     б) услуга по пользованию комплектами постельного белья;
     в) передача транзитного багажа с одного вокзала на другой;
     г) перевозка ручной клади в вагоне - передвижной камере хранения;
     д)   резервирование   мест   в  поездах  и  оформление  проездных
документов  на  железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках
организованных групп пассажиров;
     е)  выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных
проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте;
     ж) переоформление проездных документов;
     з)   оформление  возврата  денег  за  неиспользованные  проездной
документ (билет) и (или) перевозочный документ;
     и)   уведомление  получателя  о  прибытии  в  его  адрес  багажа,
грузобагажа на железнодорожном транспорте;
     к)  подача  и  уборка пассажирских, багажных вагонов и маневровая
работа с данными вагонами.