ДОЛЖНО ЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ) УЧИТЫВАТЬ НА БАЛАНСЕ ИМУЩЕСТВО, СОСТАВЛЯЮЩЕЕ КАЗНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И УПЛАЧИВАТЬ В ОТНОШЕНИИ НЕГО НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.04.09 03-05-04-01/24

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики совместно с
Департаментом  бюджетной  политики  и методологии рассмотрел письмо об
учете  и  налогообложении  имущества  государственной  (муниципальной)
казны и сообщает.
     Согласно  п.  1  ст.  374 Налогового кодекса Российской Федерации
объектами   налогообложения   для  российских  организаций  признается
движимое  и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во
временное   владение,   в   пользование,  распоряжение,  доверительное
управление,  внесенное  в  совместную  деятельность  или полученное по
концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов
основных  средств  в порядке, установленном для ведения бухгалтерского
учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.
     Разъяснения  об учете и налогообложении имущества государственной
(муниципальной)  казны  направлены  Министерством  финансов Российской
Федерации  Письмом  от  11.01.2009  N  03-05-04-01/2, в соответствии с
которым   объекты   основных   средств,  составляющих  государственную
(муниципальную)  казну,  учитывались согласно Инструкции по бюджетному
учету,   утвержденной   Приказом   Министерства   финансов  Российской
Федерации  от 10.02.2006 N 25н (утратил силу), на счете бухгалтерского
учета   010100000  "Основные  средства"  и,  следовательно,  подлежали
налогообложению налогом на имущество организаций.
     Согласно  ст.  5  Федерального  закона  от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете", ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
а  также  Положению  о  Министерстве  финансов  Российской  Федерации,
утвержденному  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
30.06.2004  N  329, полномочия по обеспечению общего методологического
руководства  бухгалтерским  учетом в Российской Федерации, в том числе
по  установлению  единой методологии бюджетного учета, осуществляемого
участниками  бюджетного  процесса  в  пределах  закрепленных  за  ними
соответствующих  полномочий, закреплены исключительно за Министерством
финансов Российской Федерации.
     Поэтому   Федеральное  агентство  по  управлению  государственным
имуществом и его территориальные органы по вопросам ведения бюджетного
учета  имущества казны обязаны руководствоваться нормативными актами и
разъяснениями Минфина России.
     Полномочия  налоговых  органов по вопросу контроля за соблюдением
законодательства  о  налогах  и  сборах,  за правильностью исчисления,
полнотой  и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему
Российской  Федерации  налогов и сборов определены гл. 5 (ст. ст. 30 -
33 и 35) Налогового кодекса Российской Федерации.
     В   целях  реализации  положений  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации,  регламентирующих  ведение бюджетного учета (бухгалтерского
учета в секторе государственного управления), порядок учета имущества,
составляющего  государственную (муниципальную) казну, осуществляется с
1  января  2009  г.  в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,
утвержденной  Приказом  Минфина  России  от 30.12.2008 N 148н (далее -
Инструкция N 148н).
     Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для
всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
     Являющиеся   объектом   налогообложения   налогом   на  имущество
организаций  объекты основных средств учитываются, согласно Инструкции
N 148н, на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000
"Основные  средства"  (010101000 - 010109000) с отражением начисленных
по  ним  сумм  амортизации  на  соответствующих  аналитических  счетах
010401000 - 010409000.
     Что  касается имущества государственной (муниципальной) казны, то
в  соответствии  с  Инструкцией  N 148н данное имущество учитывается в
составе  нефинансовых  активов.  При  этом  с  1 января 2009 г. введен
обособленный  учет  объектов,  имущества, составляющих государственную
(муниципальную)   казну,   на  счете  010800000  "Нефинансовые  активы
имущества  казны"  с отражением начисленных по ним сумм амортизации на
соответствующих    счетах   аналитического   учета   счета   010400000
"Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
     В  связи  с  тем  что  объекты  государственного (муниципального)
имущества,   составляющего   казну   публично-правового   образования,
учитываются  в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав
объектов  основных средств, которые находятся в пользовании участников
бюджетного  процесса,  указанные  объекты  не подлежат налогообложению
начиная с расчетов по налогу на имущество организаций за 2009 г.
     
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
22 апреля 2009 г.
N 03-05-04-01/24