ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НЕСКОЛЬКИХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 июля 2009 г. N 03-05-06-01/32 (Д) Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу исчисления налога на имущество физических лиц с имущества, находящегося в общей долевой собственности, и сообщает. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон от 09.12.1991 N 2003-1) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества. Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона от 09.12.1991 N 2003-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1, а также принимая во внимание, что данным Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного строения, помещения и сооружения). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона от 09.12.1991 N 2003-1, в частности, к инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного строения, помещения и сооружения. Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (в частности, квартиры) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта. На основании п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1 за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности. Следовательно, при исчислении сумм налога на имущество физических лиц всем собственникам объекта налогообложения (квартиры) "доля" каждого собственника в квартире применяется не к инвентаризационной стоимости объекта, а к исчисленной сумме налога за квартиру в целом, что соответствует законодательству о налогах и сборах. Учитывая названные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфином России дано разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности нескольких физических лиц (Письмо от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19). Вместе с тем отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме. Что касается земельного налога, то гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации в отличие от указанного Закона не предусмотрено установление налоговой ставки в зависимости от стоимости объекта налогообложения. Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении изменений в ст. 2 Закона от 09.12.1991 N 2003-1 в части установления в качестве объекта налогообложения доли в объектах, указанных в данной статье Закона. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 15 июля 2009 г. N 03-05-06-01/32 |