ОБ УЧЕТЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЗ РЕЗЕРВА УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С ОКАЗАНИЕМ ОПЕРАТОРОМ СВЯЗИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УСЛУГИ СВЯЗИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 июля 2008 г. N 03-03-06/1/402 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли сумм возмещения из резерва универсального обслуживания, связанного с оказанием оператором связи универсальной услуги связи, и сообщает следующее. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) под универсальными услугами связи понимаются услуги связи, перечисленные в п. 1 ст. 57 Федерального закона N 126-ФЗ, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания. Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 242. Отбор операторов универсального обслуживания осуществляется по результатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона N 126-ФЗ для каждого субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 59 Федерального закона N 126-ФЗ в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания. Убытки операторов универсального обслуживания, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в размере, не превышающем установленного договором, заключенным по результатам конкурса, размера возмещения убытков (п. 1 ст. 61 Федерального закона N 126-ФЗ, п. 3 Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 246). Размер возмещения убытков оператору универсального обслуживания, с которым заключен договор по результатам конкурса, определяется как разность между его доходами от оказания универсальных услуг связи и расходами, понесенными им при оказании этих услуг. Для определения и обоснования размера убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, операторы универсального обслуживания обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи в отношении каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого операторы универсального обслуживания оказывают универсальные услуги связи (п. 2 ст. 61 Федерального закона N 126-ФЗ). Согласно пп. 28 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы, полученные операторами универсального обслуживания из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом сумма переплаты возмещения убытков, возвращенная оператором универсального обслуживания в резерв универсального обслуживания, также не учитывается в целях налогообложения прибыли. Что касается доходов, полученных оператором универсального обслуживания от населения в оплату универсальных услуг связи по государственному регулируемому тарифу, а также расходов, связанных с оказанием универсальных услуг связи, то такие доходы и расходы налогоплательщика учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 Кодекса. При этом расходы, связанные с оказанием универсальных услуг связи и удовлетворяющие критериям расходов, предусмотренных ст. 252 Кодекса, по нашему мнению, принимаются в части, превышающей сумму полученного из резерва универсального обслуживания возмещения. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 14 июля 2008 г. N 03-03-06/1/402 |