ВПРАВЕ ЛИ БАНК, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ПО БРОКЕРСКОМУ ДОГОВОРУ С ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ПРИ ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДО ИСТЕЧЕНИЯ ОЧЕРЕДНОГО НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА ОПРЕДЕЛЯТЬ ДОЛЮ ДОХОДА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ АБЗ. 6 П. 8 СТ. 214.1 НК РФ, Т.Е. УЧИТЫВАТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТОВ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА БРОКЕРСКОМ СЧЕТЕ? ЕСЛИ НЕ ВПРАВЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ БАНКУ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ДОЛЮ ДОХОДА ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ СРЕДСТВ С БРОКЕРСКОГО СЧЕТА НА БАНКОВСКИЙ СЧЕТ КЛИЕНТА, РАССЧИТЫВАЕМУЮ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЩЕЙ СУММЫ ДОХОДА НА ОТНОШЕНИЕ СУММЫ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕСЛИ СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РАВНА НУЛЮ (ДО ДАТЫ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КЛИЕНТОМ БАНКА РЕАЛИЗОВАНЫ ВСЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ РАНЕЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ПОЛУЧЕН ДОХОД)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 марта 2009 г. N 03-04-06-01/63 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу расчета налоговой базы налоговым агентом по операциям с ценными бумагами физических лиц и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. На основании ст. 5 указанного Закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданных ему во владение и принадлежащими другому лицу ценных бумаг (денежных средств) в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц. На основании ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами по операциям с ценными бумагами, осуществляемым от имени и за счет физических лиц на основании брокерских договоров и договоров доверительного управления, признаются брокеры и доверительные управляющие соответственно. Пунктом 8 ст. 214.1 Кодекса установлено, что при осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог на доход физических лиц уплачивается с доли дохода, соответствующей фактической сумме выплачиваемых денежных средств. При этом доля дохода, рассчитываемая брокером, определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств, по которым налоговый агент выступает в качестве брокера, а доверительным управляющим - как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату выплаты денежных средств. Стоимостная оценка ценных бумаг определяется исходя из фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на их приобретение. Поскольку установленный Кодексом для брокера порядок расчета доли дохода при осуществлении выплаты денежных средств физическому лицу при отсутствии у физического лица ценных бумаг (стоимостная оценка ценных бумаг равна нулю) не позволяет определить долю дохода, с которой следует уплатить налог, банк, осуществляющий брокерскую деятельность, вправе применять методику расчета доли дохода, установленную для доверительных управляющих, т.е. при расчете доли дохода для расчета налога на доходы физических лиц учитывать денежные средства физических лиц, находящиеся на соответствующих брокерских счетах. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 марта 2009 г. N 03-04-06-01/63 |