ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ ОБ ОБЩИХ УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНИЯ КОНВЕРСИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОДАЖУ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ. В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРОВ КОНВЕРСИОННЫЕ СДЕЛКИ СЧИТАЮТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМИ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ БАНКОМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОНВЕРСИОННОЙ СДЕЛКИ (ЗАЯВКИ), ПОДПИСАННОГО КЛИЕНТОМ. В РАМКАХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВОК ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОДАЖА ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ КАК ПО ОБЫЧНЫМ КАССОВЫМ СДЕЛКАМ (С НЕМЕДЛЕННЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ), ТАК И ПО ФОРВАРДНЫМ СДЕЛКАМ (С ОТЛОЖЕННЫМ СРОКОМ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ). В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНЫЕ СДЕЛКИ, КАСАЮЩИЕСЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, КВАЛИФИЦИРУЮТСЯ КАК СДЕЛКИ НА ПРЕДМЕТ ПОСТАВКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В ОТНОШЕНИИ СРОЧНЫХ СДЕЛОК, КВАЛИФИЦИРУЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В КАЧЕСТВЕ СДЕЛОК НА ПОСТАВКУ ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ? КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) В ВИДЕ КУРСОВЫХ РАЗНИЦ, ВОЗНИКАЮЩИХ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ТРЕБОВАНИЙ (ОБЯЗАТЕЛЬСТВ), СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА НА ПОСТАВКУ ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ОПЛАТУ ТОВАРА ИЛИ ИНОГО ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 июля 2009 г. N 03-03-06/1/500 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета доходов (расходов) в виде курсовых разниц для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки. При этом п. 2 ст. 301 Кодекса определено, что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. В отношении сделок, квалифицируемых налогоплательщиком в качестве сделок на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, применяется общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный гл. 25 Кодекса. В соответствии с п. 11 ст. 250, а также пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных доходов (расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами ст. ст. 250 и 265 Кодекса для целей налогообложения прибыли текущей переоценке подлежат имущество и требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываемые на балансе налогоплательщика. Учитывая изложенное, при заключении договора на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, не предусматривающего предварительную оплату товара или иного предмета сделки, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, до момента поставки (оплаты) предмета сделки не возникает. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 30 июля 2009 г. N 03-03-06/1/500 |