ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОН ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЕНВД, ЕСЛИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН ИСПОЛЬЗУЕТ СОБСТВЕННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ПО ДОГОВОРЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СТОРОННИХ ЛИЦ? ПРИ ЭТОМ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ, НЕ ПРЕВЫШАЕТ 20 ЕДИНИЦ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 31 июля 2009 г. N 03-11-09/270 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. При этом определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в Кодексе отсутствует. В то же время п. 1 ст. 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому в целях применения гл. 26.3 Кодекса следует руководствоваться значением указанного понятия, приведенным в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" ГК РФ. Пунктом 1 ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Одновременно следует отметить, что нормами гл. 26.3 Кодекса не установлено каких-либо ограничений в отношении применения единого налога на вмененный доход в случае привлечения организацией, непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов и переведенной на уплату указанного налога, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. При этом налогоплательщиками единого налога на вмененный доход будут признаваться только те организация или индивидуальный предприниматель, с которыми заказчик (потребитель услуг) заключает договор на перевозку груза. Также следует отметить, что согласно ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов". Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности. Соответственно, организация, привлекающая в целях оказания услуг по перевозке грузов автотранспорт сторонних лиц, при расчете единого налога на вмененный доход должна учитывать количество указанного автотранспорта. Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства. При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 31 июля 2009 г. N 03-11-09/270 |