О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. Постановление. Правительство РФ. 21.08.00 613

          О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
              АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          21 августа 2000 г.
                                N 613

                                (НТЦС)


     В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти  и
защиты   населения   и  окружающей  природной  среды  от  их  вредного
воздействия Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемые Основные требования к разработке планов
по  предупреждению   и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов.
     2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к
разработке планов по предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
     3. Министерству  Российской  Федерации   по   делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России
разработать в 3-месячный срок мероприятия, направленные на поддержание
в состоянии постоянной  готовности  к  ликвидации  аварийных  разливов
нефти  и нефтепродуктов организаций независимо от формы собственности,
осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и
нефтепродуктов,  и  внести предложения по вопросам,  требующим решения
Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
21 августа 2000 г.
N 613


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 21 августа 2000 года
                                                                 N 613

                         ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

          к разработке планов по предупреждению и ликвидации
              аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

     1. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования
планов по предупреждению  и  ликвидации  аварийных  разливов  нефти  и
нефтепродуктов   (далее   именуются  -  планы),  которые  относятся  к
чрезвычайным   ситуациям   локального,   местного,   территориального,
регионального   и   федерального   значения,   а   также   организации
взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
     2. Планы    разрабатываются   в   соответствии   с   действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально  возможного  объема
разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих
объектов:
     нефтеналивное судно - 2 танка;
     нефтеналивная баржа - 50  процентов  ее  общей  грузоподъемности;
     стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные
терминалы -  1500  тонн;  автоцистерна   -   100   процентов   объема;
     железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;  трубопровод  при  порыве  -   25   процентов
     максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на
порваном участке трубопровода;
     трубопровод при  проколе  -  2  процента   максимального   объема
прокачки в течение 14 дней.
     3. В зависимости от объема разлившихся нефти и  нефтепродуктов  и
площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
     локального значения   -   100   тонн    разлившихся    нефти    и
нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта;
     местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и  нефтепродуктов,
площадь  разлива  охватывает территорию населенного пункта,  в котором
расположен объект;
     территориального значения   -   1000  тонн  разлившихся  нефти  и
нефтепродуктов,  площадь  разлива   охватывает   территории   субъекта
Российской Федерации;
     регионального значения  -   5000   тонн   разлившихся   нефти   и
нефтепродуктов,  площадь  разлива охватывает территории двух субъектов
Российской Федерации;
     федерального значения  -  более  5000  тонн  разлившихся  нефти и
нефтепродуктов,  площадь  разлива  охватывает  территории  более  двух
субъектов Российской Федерации.
     4. Планом должны предусматриваться:
     а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
     б) количество  сил  и   средств,   достаточное   для   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  связанных  с  разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте
сил   и   средств   задачам  ликвидации  и  необходимость  привлечения
профессиональных аварийно-спасательных формирований;
     в) организация взаимодействия сил и средств;
     г) состав и дислокация сил и средств;
     д) организация управления, связи и оповещения;
     е) порядок обеспечения постоянной  готовности  сил  и  средств  с
указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание
в установленной степени готовности;
     ж) система  взаимного  обмена  информацией  между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
     з) первоочередные  действия  при получении сигнала о чрезвычайной
ситуации;
     и) географические,                 навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности  района  разлива  нефти  и
нефтепродуктов,  которые  учитываются  при  организации  и  проведении
операции по его ликвидации;
     к) обеспечение  безопасности  населения  и  оказание  медицинской
помощи;
     л) график  проведения  операций  по  ликвидации  разливов нефти и
нефтепродуктов;
     м) организация     материально-технического,     инженерного    и
финансового  обеспечения  операций  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов.
     5. При расчете  необходимого  количества  сил  и  средств  должны
учитываться:
     а) максимально    возможный    объем    разлившихся    нефти    и
нефтепродуктов;
     б) площадь разлива;
     в) год  ввода  в  действие  и год последнего капитального ремонта
объекта;
     г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
     д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
     е) влияние места расположения объекта на скорость распространения
нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в  морские  и
речные акватории, во внутренние водоемы;
     ж) гидрометеорологические,  гидрогеологические и другие условия в
месте расположения объекта;
     з) возможности имеющихся  на  объекте  сил  и  средств,  а  также
профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в
регионе (при условии их письменного согласия на участие  в  ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов);
     и) наличие  полигонов  по  перевалке,  хранению   и   переработке
нефтяных отходов;
     к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива  нефти
и нефтепродуктов;
     л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
     м) время  локализации разлива нефти и нефтепродуктов,  которое не
должно превышать 4 часов при разливе в  акватории  и  6  часов  -  при
разливе на почве.
     6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов   на   море   на   федеральном  уровне  разрабатывается
Государственной  морской   аварийной   и   спасательно-координационной
службой  Российской  Федерации  по согласованию с Федеральным горным и
промышленным  надзором  России,  Министерством  энергетики  Российской
Федерации,  Министерством обороны Российской Федерации,  Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается  Министерством
транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  и  Министерством  природных ресурсов
Российской Федерации.
     План по  предупреждению  и  ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на  речных  акваториях  и  во  внутренних  водоемах  на
федеральном   уровне   разрабатывается  и  утверждается  Министерством
энергетики Российской Федерации,  Министерством транспорта  Российской
Федерации  и  Министерством  Российской Федерации по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных
бедствий  по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором
России,  Министерством  обороны  Российской  Федерации,  Министерством
сельского  хозяйства  Российской  Федерации  и Министерством природных
ресурсов Российской Федерации.
     Планы по  предупреждению  и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на региональном уровне  разрабатываются  организациями,
осуществляющими добычу,  транспортировку, переработку и хранение нефти
и нефтепродуктов,  по согласованию с  органами  исполнительной  власти
соответствующих   субъектов   Российской  Федерации,  территориальными
органами  Федерального  горного  и   промышленного   надзора   России,
Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,
Министерства  сельского  хозяйства Российской Федерации,  Министерства
природных ресурсов Российской Федерации и  утверждаются  Министерством
энергетики  Российской  Федерации и Министерством Российской Федерации
по делам гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий.
     7. Отчет о проведении операции  по  ликвидации  разлива  нефти  и
нефтепродуктов должен содержать:
     а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
     б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
     в) оценку  воздействия  разлива   нефти   и   нефтепродуктов   на
окружающую природную среду и здоровье населения;
     г) затраты по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов,  включая
расходы  на  локализацию,  сбор,  утилизацию  нефти и нефтепродуктов и
последующую реабилитацию территории;
     д) уровень остаточного загрязнения.
     8. В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях
проводятся  комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже
одного раза в 2 года.
     Порядок и   периодичность  проверки  готовности  сил  и  средств,
привлекаемых  для   ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов
локального,   местного   и   территориального  значения,  определяются
комиссиями  по  чрезвычайным   ситуациям   соответствующих   субъектов
Российской Федерации.