ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 07.08.09 01/11347-9-32

          ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
                    ПРИ ОКАЗАНИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          7 августа 2009 г.
                           N 01/11347-9-32

                                 (Д)


     По результатам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека в 2008 году было
проверено  2149 субъектов туристской деятельности, из них 1551 субъект
осуществлял   туристскую   деятельность   с   нарушениями   требований
законодательства  о  защите  прав потребителей. При этом по обращениям
граждан  проверки  проводились  в  каждом  4  случае  от  общего числа
проверок,  доводы  которых  подтверждены в 69%. В ходе данных проверок
было  выявлено  4095  фактов  нарушений  требований  законодательства,
регулирующего  правоотношения  в  области  туристической деятельности,
где:
     31%  приходится  на  нарушение  права  потребителей (туристов) на
информацию  об  исполнителе  (туроператоре,  турагенте),  о туристском
продукте  (статьи 8 - 12 Закона о защите прав потребителей; статьи 6 и
14  Закона  об  основах  туристской  деятельности, пункты 4 и 5 Правил
оказания услуг по реализации туристского продукта);
     34%   приходится  на  нарушения  порядка  заключения  договора  о
реализации  туристского  продукта,  из  них  25% (348 фактов) касаются
включения  в договор условий, ущемляющих права потребителей (статья 16
Закона  о  защите  прав  потребителей,  статьи 10, 10.1 и 17 Закона об
основах туристской деятельности);
     9%  приходится на ненадлежащее исполнение условий договора, в том
числе  в отношении качества услуг, нарушения сроков передачи договоров
(статьи  4, 28 - 32 Закона о защите прав потребителей, пункт 19 Правил
оказания услуг по реализации туристского продукта).
     Осуществление  государственного контроля (надзора) за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей при оказании туристических
услуг остается для Роспотребнадзора актуальным и в настоящее время.
     Так,  в  ходе  проведения  Федеральной службой по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и благополучия человека эпидемиологических
расследований  случаев  заболевания  высокопатогенным  вирусом  гриппа
A(H1N1)  среди  детей,  выезжавших  в  составе организованных групп за
рубеж  на  учебу по программам, интерпретируемым как "языковые курсы",
было   установлено,  что  выезд  организовывался  частными  лицами  по
договоренности  с  учебными  заведениями  и туристическими компаниями.
Признаки   заболевания   в  большинстве  случае  отмечались  в  период
нахождения детей на курсах.
     В связи с возникновением угрозы причинения вреда здоровью граждан
территориальными     органами    Роспотребнадзора    были    проведены
предусмотренные  действующим  законодательством  меры, направленные на
выявление  нарушений  законодательства  о  защите  прав потребителей в
части  соблюдения  требований к предоставлению потребителям информации
при оказании им туристических и иных услуг по организации путешествий.
     В   результате   проведенных   мероприятий  были  выявлены  факты
нарушений  требований  пунктов  7,  10  и  18 Правил оказания услуг по
реализации    туристского    продукта,   утвержденных   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  18.07.2007  N  452  (далее -
Правила  оказания  туристских услуг), статьи 14 Федерального закона от
24.11.1996  N  132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон об основах туристской деятельности) и статьи
10  Закона  Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей"  (далее  -  Закон  о  защите  прав потребителей) в части
несоблюдения  прав  потребителей  на  получение  полной  и достоверной
информации  о  туристском  продукте, об опасности повышенного риска по
инфекционным   заболеваниям,  с  которыми  турист  (экскурсант)  может
встретиться     при     совершении     путешествия,    а    также    о
санитарно-эпидемиологических правилах.
     Кроме   этого   установлено,   что   договорные  отношения  между
субъектами   Закона   о   туристической   деятельности  оформлялись  с
использованием  различных  форм  договоров,  предусмотренных частью II
Гражданского   кодекса   Российской   Федерации,  а  именно  сторонами
заключались   договоры  на  участие  в  образовательной  программе  за
рубежом,   на   информирование  и  консультационное  обслуживание,  на
оказание   образовательных   услуг,   а  также  в  форме  поручения  и
агентирования  и  т.п., условия которых ущемляют установленные законом
права потребителя.
     В  этой  связи  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей    и   благополучия   человека   обращает   внимание   на
необходимость  усиления  контроля  со  стороны территориальных органов
Роспотребнадзора    за    соблюдением    хозяйствующими    субъектами,
осуществляющими   туристическую   деятельность,  прав  потребителей  с
применением    к    нарушителям   адекватных   мер   ограничительного,
предупредительного  и профилактического характера в рамках компетенции
Роспотребнадзора.
     При   проведении  соответствующих  мероприятий  по  расследованию
случаев  заболевания  туристов  гриппом  A(H1N1) следует устанавливать
фактические   обстоятельства   доведения   до  потребителей  полной  и
достоверной  информации  о  туристском  продукте,  его потребительских
свойствах,  уделяя  особое  внимание  информированию  туриста в момент
заключения   соответствующего  договора,  в  объеме,  необходимом  для
обеспечения его безопасности в стране временного пребывания.
     Права  и обязанности субъектов договора оказания услуг, связанных
с  туристической  и  иной  деятельностью  по  организации путешествий,
предусмотренные  в  тех  или  иных формах договорных отношений, должны
рассматриваться  как  взаимные,  где  право  одной  из сторон договора
соответствует   обязанности   другой   стороны.  В  случае  отсутствия
урегулирования  в  этих  договорах  порядка  и  объема  информирования
туриста к ним должны применяться соответствующие нормы правовых актов.
     В  частности,  право  потребителя (туриста) на получение полной и
достоверной  информации  (о  туристском продукте и его потребительских
свойствах), обеспечивающей возможность правильного выбора, императивно
установлено  п.  7  Правил оказания туристских услуг, ст. 14 Закона об
основах  туристической  деятельности  и  ст.  10  Закона о защите прав
потребителей.
     При  этом  требования  к информированию потребителя, определенные
ст.  14  Закона  об  основах  туристической  деятельности,  необходимо
рассматривать   во   взаимосвязи   со  ст.  7  Закона  о  защите  прав
потребителей как одну из мер, направленных на обеспечение безопасности
туриста во время путешествия.
     Помимо  этого  необходимо  учесть, что право граждан на получение
информации   о   санитарно-эпидемиологической   обстановке   в  стране
пребывания  также  может основываться на положениях ст. 8 Федерального
закона   от   30.03.1999   N   52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом
благополучии  населения"  при  наличии  соответствующей  обязанности у
юридических   лиц,   осуществляющих   туроператорскую  и  турагентскую
деятельность,   установленной   ст.   11   этого  же  Закона  и  п.  8
Постановления  Главного  государственного санитарного врача Российской
Федерации  от  11  мая  2007  г.  N  27  "О  реализации  международных
медико-санитарных   правил  (2005)"  (зарегистрировано  в  Минюсте  РФ
31.05.2007 N 9575).
     В  целях установления обстоятельств правонарушений, совершаемых в
указанной   области   правоотношений,  необходимо  также  использовать
предоставленные    полномочия    по    проведению    административного
расследования  в  порядке, установленном Кодексом Российской Федерации
об  административных  правонарушениях  (далее  -  КоАП  РФ).  При этом
необходимо  учитывать, что административное расследование представляет
собой     комплекс    процессуальных    действий    должностных    лиц
Роспотребнадзора,  направленных  на  установление  всех  обстоятельств
административного   правонарушения,   их   фиксирование,   юридическую
квалификацию и процессуальное оформление.
     Проведение  административного  расследования  должно  состоять из
реальных  действий,  направленных на получение необходимых сведений, в
том  числе  путем  установления  потерпевших, свидетелей, истребования
необходимых сведений и иных мер, предусмотренных в гл. 26, 27 КоАП РФ.
     Помимо  этого  необходимо  обратить внимание на ряд особенностей,
связанных  с правовым регулированием договорных отношений, возникающих
между  хозяйствующими субъектами и потребителями в сфере туристической
деятельности.
     На  сегодняшний день при осуществлении туристической деятельности
применяются  различные  формы  договоров,  предусмотренных  частью  II
Гражданского  кодекса Российской Федерации, легитимность существования
которых  в  данной  сфере  правоотношений  обуславливается положениями
Закона  об  основах  туристической деятельности и Гражданского кодекса
Российской Федерации.
     В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности
туристская    деятельность    -   это   деятельность,   осуществляемая
туроператорами и турагентами, а также иная деятельность по организации
путешествий.   Где,   иная  деятельность  по  организации  путешествий
туристов,  не  связанная с непосредственной реализацией туристического
продукта, возможна в форме оказания иных возмездных услуг.
     Соответственно, в таких случаях ответственность исполнителя услуг
будет  определяться  из  существа предоставляемой возмездной услуги по
организации  путешествия,  т.е.  из  его  содержания  (объема  прав  и
обязанностей  сторон)  и  предмета  договора. К такого рода договорным
отношениям будут применять положения гл. 39 ГК РФ и главы III Закона о
защите   прав   потребителей.  При  этом  непосредственная  реализация
туристического   продукта  возможна  исключительно  туроператором  или
турагентом,   на   основании  соответствующего  договора,  отвечающего
требованиям ст. 10 и 10.1 Закона об основах туристической деятельности
и Правил оказания туристских услуг.
     Об  особенностях  правоприменения  законодательства о защите прав
потребителей   при   реализации   туристического  продукта  необходимо
руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав  потребителей  и  благополучия  человека  от  31  августа 2007 г.
N 0100/8935-07-32.
     Важно  также  учесть, что заключение договора возмездных услуг по
форме,  отличной  от  установленной  Законом  об основах туристической
деятельности,  не  должно  подменять  фактических действий исполнителя
услуг по реализации туристского продукта.
     Усматривая    такого    рода    действия    исполнителя    услуг,
соответствующую  сделку  возможно  квалифицировать  как  совершенную с
целью  "прикрыть"  другую  сделку,  либо  она  совершена  под влиянием
заблуждения,  имеющего  существенное  значение.  К таким сделкам могут
быть применены соответствующие нормы ГК РФ о недействительности сделок
в установленном порядке.
     Помимо   этого  необходимо  также  иметь  в  виду,  что  правовое
регулирование   таких   гражданско-правовых  отношений,  где  стороной
договора  является  иностранный  эмитент,  осуществляется  по правилам
главы  68  ГК  РФ.  В частности, пределы применения законодательства о
защите прав потребителей императивно определены в ст. 1212 ГК РФ.
     По общему правилу выбор права, подлежащего применению к договору,
стороной  которого  является  физическое  лицо - потребитель, не может
повлечь  за собой лишение потребителя защиты его прав, предоставляемой
императивными  нормами права страны места жительства потребителя, если
имело  место  хотя  бы  одно из следующих обстоятельств: 1) заключению
договора   предшествовала   в   этой   стране   оферта,   адресованная
потребителю,  или  реклама,  и  потребитель  совершил в этой же стране
действия,   необходимые   для   заключения   договора;  2)  контрагент
потребителя  или представитель контрагента получил заказ потребителя в
этой стране; 3) заказ на приобретение движимых вещей, выполнение работ
или  оказание  услуг  сделан  потребителем  в другой стране, посещение
которой  было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения
потребителя к заключению договора.
     В  целях  недопущения  распространения  вируса  гриппа  A(H1N1) и
предупреждения   действий  по  его  заносу  на  территорию  Российской
Федерации   Федеральной   службой  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей  и благополучия человека в пределах своих полномочий были
предприняты  необходимые  меры  по  информированию  о  наличии  угрозы
инфекционных  заболеваний  в странах, неблагополучных по гриппу. В том
числе  информирование осуществлялось в рамках п. 8, п. 9 Постановления
Главного  государственного  санитарного врача от 6 мая 2009 г. N 29 "О
мерах  по  предотвращению  завоза  и распространению высокопатогенного
вируса  гриппа на территории Российской Федерации" (зарегистрировано в
Минюсте  РФ  14  мая  2009  г. N 13927) через Федеральное агентство по
туризму   письмами  Федеральной  службы  "О  мерах  по  предупреждению
завозных  случаев пандемического гриппа" от 27.04.2009 N 01/5667-9-23,
от  30.05.2009  N  01/7518-9-23,  от 17.07.2009 N 01/10134-9-23, через
средства   массовой   информации,   а   также   в  оперативном  режиме
соответствующая  информация регулярно размещалась на официальном сайте
Роспотребнадзора.
     Несмотря  на  принятые Федеральной службой меры по предупреждению
распространения   высокопатогенного   вируса   гриппа   на  территории
Российской  Федерации, продолжают регистрироваться новые случаи завоза
этого заболевания.
     Важно   отметить,   что   кроме   существенного   вреда  здоровью
пострадавшим   туристам   наносится   моральный   вред,   в   связи  с
недостижением   ими   целей   туристической   поездки   (путешествия),
государством  при этом тратится 250 тысяч рублей на одного заболевшего
для  восстановления  его  здоровья. В частности, в связи с проведением
обследования  и  лечения  20 детей из Свердловской области, заболевших
гриппом,  проведением  противоэпидемических мероприятий было потрачено
около  5  миллионов  рублей,  в  расчет  экономического  ущерба учтены
затраты  на  лечение  детей,  пребывание их в стационаре, лабораторные
исследования и противоэпидемические мероприятия.
     В   целях   принятия   действенных   мер   по   фактам  нарушений
санитарно-эпидемиологического   законодательства,  законодательства  о
защите  прав  потребителей  и  об  основах  туристической деятельности
Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия   человека   проинформировала   Генеральную   прокуратору
Российской    Федерации   о   сложившейся   ситуации   и   принимаемых
Роспотребнадзором   мерах  с  целью  оказания  содействия  и  принятия
соответствующих   мер   прокурорского   реагирования  к  хозяйствующим
субъектам, осуществляющим деятельность в сфере международного туризма.
     С учетом изложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав   потребителей  и  благополучия  человека  предлагает  определить
комплекс системных мер, направленных на повышение эффективности защиты
прав  потребителей  туристических услуг, предусматривающих в том числе
проведение   соответствующих   мероприятий  по  контролю  в  отношении
субъектов,   осуществляющих  туристическую  деятельность,  на  предмет
соблюдения  ими  требований  действующего  законодательства Российской
Федерации,  с  применением  мер,  предусмотренных  ст. 17 Федерального
закона  от  26.12.2008  N  294-ФЗ  "О  защите  прав  юридических лиц и
индивидуальных   предпринимателей   при   проведении  государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
     При  этом  следует  продолжить  практику  применения  в указанной
области  потребительских  правоотношений  соответствующих норм Кодекса
Российской  Федерации об административных правонарушениях и реализации
полномочий,   закрепленных   ст.   40   Закона   РФ   "О  защите  прав
потребителей",    в    том    числе   с   активным   применением   мер
гражданско-правовой   защиты   потребителей   (неопределенного   круга
потребителей)   в   судебных   инстанциях   (в  пределах  компетенции,
закрепленной  соответствующими  положениями статей 46, 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации).
     О результатах информировать в рабочем порядке.

Руководитель
                                                         Г.Г. ОНИЩЕНКО
7 августа 2009 г.
N 01/11347-9-32