МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБРАЗЦА НОВОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ ОТРАЖАЛИСЬ ЗАКАЗЧИКОМ НА СЧЕТЕ 08 С ПОСЛЕДУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.08.09 03-05-05-01/43

          МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ
          НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И
         ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБРАЗЦА НОВОГО
         НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАТРАТЫ
          ОТРАЖАЛИСЬ ЗАКАЗЧИКОМ НА СЧЕТЕ 08 С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИХ
        СПИСАНИЕМ НА СЧЕТ 04. ВОЗНИКАЕТ ЛИ У ЗАКАЗЧИКА ОБЪЕКТ
         НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В
        ОТНОШЕНИИ СОЗДАННОГО ИЗГОТОВИТЕЛЕМ ОБРАЗЦА УКАЗАННОГО
                               ИЗДЕЛИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          4 августа 2009 г.
                           N 03-05-05-01/43

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики совместно с
Департаментом  регулирования  государственного  финансового  контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел
письмо,  поступившее  из  Государственной  Думы  Федерального Собрания
Российской   Федерации,   по  вопросам  ведения  бухгалтерского  учета
научно-исследовательских,   опытно-конструкторских  и  технологических
работ и применения положений Налогового кодекса Российской Федерации в
целях  определения  объекта  налогообложения  по  налогу  на имущество
организаций и сообщает.
     В  соответствии  с  Регламентом  Министерства финансов Российской
Федерации,  утвержденным  Приказом  Министерства  финансов  Российской
Федерации  от  23.03.2005  N  45н,  в Министерстве финансов Российской
Федерации   не  рассматриваются  по  существу  обращения  по  практике
применения  нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке
конкретных хозяйственных ситуаций.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  374 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс) объектами налогообложения для российских
организаций  признается  движимое  и недвижимое имущество (в том числе
имущество,   переданное   во   временное   владение,   в  пользование,
распоряжение,   доверительное   управление,   внесенное  в  совместную
деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое
на   балансе   в   качестве   объектов  основных  средств  в  порядке,
установленном   для   ведения   бухгалтерского  учета,  если  иное  не
предусмотрено ст. 378 Кодекса.
     При  принятии  к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива
определенного  вида  следует руководствоваться критериями (условиями),
установленными   соответствующими  нормативными  правовыми  актами  по
бухгалтерскому учету.
     Например,  при  принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве
основных     средств     необходимо    руководствоваться    условиями,
установленными  Положением  по  бухгалтерскому  учету  "Учет  основных
средств"   ПБУ   6/01,  утвержденным  Приказом  Министерства  финансов
Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.
     При   принятии   актива   к   бухгалтерскому   учету  в  качестве
нематериальных    активов    следует    руководствоваться   условиями,
установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных
активов"  ПБУ  14/2007,  утвержденным  Приказом  Министерства финансов
Российской Федерации от 27.12.2007 N 153н.
     В    отношении    учета   в   бухгалтерском   учете   результатов
научно-исследовательских,   опытно-конструкторских  и  технологических
работ необходимо иметь в виду следующее.
     Согласно       Плану       счетов       бухгалтерского      учета
финансово-хозяйственной  деятельности  организаций и Инструкции по его
применению  (далее  -  Инструкция), утвержденным Приказом Министерства
финансов   Российской   Федерации   от   31.10.2000  N  94н,  счет  04
"Нематериальные  активы"  предназначен  для  обобщения  информации  не
только о наличии и движении нематериальных активов организации, но и о
расходах        организации        на        научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы.
     Из   указанной  Инструкции  следует,  что  расходы,  связанные  с
выполнением    научно-исследовательских,    опытно-конструкторских   и
технологических работ, первоначально учитываются на счете 08 "Вложения
во    внеоборотные    активы"    на    субсчете    08-8    "Выполнение
научно-исследовательских,   опытно-конструкторских  и  технологических
работ".
     После  завершения этих работ расходы по научно-исследовательским,
опытно-конструкторским  и  технологическим работам, результаты которых
подлежат   применению  в  производстве  продукции  (выполнении  работ,
оказании  услуг) либо для управленческих нужд организации, списываются
в   сумме   фактических   затрат  с  кредита  счета  08  "Вложения  во
внеоборотные  активы"  в  дебет  счета  04  "Нематериальные  активы" и
учитываются обособленно.
     Расходы  по  научно-исследовательским,  опытно-конструкторским  и
технологическим  работам,  результаты которых не подлежат применению в
производстве  продукции  (выполнении  работ,  оказании услуг) либо для
управленческих   нужд   или   по  которым  не  получены  положительные
результаты,  списываются  с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные
активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
     В     этой    связи    расходы    на    научно-исследовательские,
опытно-конструкторские  и технологические работы, по нашему мнению, не
облагаются налогом на имущество организаций.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
4 августа 2009 г.
N 03-05-05-01/43