О РУКОВОДСТВЕ ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A (H1N1). Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 12.06.09 01/8271-9-23

Оглавление

     О РУКОВОДСТВЕ ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В ОТВЕТ
           НА ПАНДЕМИЮ ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A (H1N1)
     
                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                           12 июня 2009 г. 
                            N 01/8271-9-23
     
                                 (Д)
                                   
    
     Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия  человека  направляет  разработанное  по  поручению 62-ой
сессии  ВОЗ  "Руководство  ВОЗ  по  мерам  на  государственном уровне,
предпринимаемым странами в ответ на пандемию нового гриппа, вызванного
вирусом A (H1N1)".
    
Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
12 июня 2009 г. 
N 01/8271-9-23
    
    
                              РУКОВОДСТВО
        ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫМ
         СТРАНАМИ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ НОВОГО ГРИППА, ВЫЗВАННОГО
                           ВИРУСОМ A (H1N1)
                                   
     9 июня 2009 года
    
                                Введение
    
     ВОЗ  предоставляет следующее руководство для содействия странам в
борьбе  против  нынешней  пандемии нового гриппа, вызванного вирусом A
(H1N1).  В  настоящем  руководстве  отражены  имеющиеся знания и опыт,
накопленные  с апреля 2009 года. В ближайшие недели и месяцы ожидается
дальнейшее международное распространение пандемического вируса. Однако
в   настоящее  время  эпидемиологическая  ситуация  в  разных  странах
варьируется в широких пределах - от стран, где не зарегистрировано или
зарегистрировано несколько случаев заболевания, до стран, переживающих
широко  распространенные  вспышки болезни на уровне местных сообществ.
Во  время  прошлых пандемий самое значительное воздействие на здоровье
было  оказано  в  течение  первого  года,  но повышенное число случаев
смерти, связанных с распространением пандемического вируса, отмечалось
на протяжении двухлетнего периода.
     
                    Общее руководство для всех стран
     
     Мониторинг  пандемии.  Странам необходимо поддерживать проведение
эпиднадзора <1> во время пандемического периода путем:
     --------------------------------
     <1>
http://www.who.int/csr/resources/publications/swineflu/surveillance/en
/index.html.
     
     -  Мониторинга  вируса на предмет важных генетических, антигенных
или   функциональных   изменений   (например,  на  чувствительность  к
противовирусным препаратам).
     -  Мониторинга  болезни  и  вспышек  болезни  для выяснения того,
поднимаются ли или снижаются уровни активности.
     -   Мониторинга   функционирования  системы  здравоохранения  для
обеспечения непрерывности и быстрого корректирования.
     -   Выявления  и  расследования  необычных  случаев  заболевания,
кластеров  или  вспышек  болезни  с  целью  быстрого  выявления важных
изменений в эпидемиологии или степени тяжести.
     -   Подробной  характеристики  клинических  и  эпидемиологических
признаков в первых 100 или более случаях пандемической болезни в любых
новых  условиях  для сбора важнейшей информации и обеспечения широкого
доступа к ней.
     -  Частого и быстрого предоставления ВОЗ информации, полученной в
результате эпиднадзора.
     Коммуникация  и  информирование  населения. Страны должны сделать
активный  обмен  информацией  составной  частью  своих  стратегических
ответных  действий  путем предоставления точной и последней информации
по таким вопросам, как пандемическая активность и действия, проводимые
правительствами <2>.
     --------------------------------
     <2>               Для               руководства               см.
http://www.who.int/infectious-disease-news/IDdocs/whocds200528/whocds2
00528en.pdf.
     
     Адаптация планов и мероприятий к нынешней пандемии. Страны должны
пересмотреть  уже  имеющиеся национальные планы в отношении пандемии с
тем,   чтобы  национальные  действия  в  ответ  на  нынешнюю  пандемию
проводились   стабильно  и  соответствовали  текущей  степени  тяжести
нынешней пандемии <3>, в частности:
     --------------------------------
     <3>         Для         дальнейшего        руководства        см.
http://www.who.int/csr/disease/influenza/pipquidance2009/en/index.html
.
     
     - Национальные усилия необходимо сфокусировать, в первую очередь,
на   смягчении  воздействия  вируса  на  здоровье  и  его  социального
воздействия  путем уделения основного внимания не попыткам сдерживания
передачи болезни, а надлежащему уходу за больными людьми.
     -   Системы   здравоохранения   должны  подготовиться  к  ведению
возрастающего числа случаев заболевания и потенциально более серьезных
случаев заболевания.
     -   Страны   должны   осуществлять  планы  приобретения  основных
лекарственных   средств   и   оборудования,  а  также  противовирусных
препаратов и вакцин.
     В  дополнение  к  общему  руководству, приведенному выше, странам
также  рекомендуется принять к сведению следующее руководство, которое
соответствует их нынешнему уровню передачи болезни и контексту.
     
       Руководство для стран с широко распространенной передачей
                  инфекции на уровне местных сообществ
     
     Эпиднадзор
     -  Национальный  эпиднадзор,  в  основном, должен отслеживать: 1)
распространение и увеличение или уменьшение числа случаев заболевания,
смертельных  исходов  и  вспышек  болезни,  связанных  с пандемическим
вирусом;  2)  функционирование  системы здравоохранения; 3) какие-либо
изменения в вирусах.
     -  Сбор  клинических  образцов для тестирования вируса необходимо
ограничивать так, чтобы в течение оставшегося пандемического периода в
целях  экономии  лабораторных  ресурсов  тестировались образцы, взятые
только в отдельных, а не во всех случаях заболевания, но в то же время
в количестве, достаточном для сбора критической информации.
     Меры по борьбе
     -   Основное  внимание  необходимо  уделять  надлежащему  ведению
пациентов либо в домашних условиях, либо в медицинских учреждениях.
     -    Необходимо   обеспечивать   защиту   и   поддержку   системы
здравоохранения с тем, чтобы она могла продолжать функционировать.
     -    Пандемическую    инфекцию    у   большинства   людей   можно
диагностировать клинически, без лабораторного тестирования.
     -  Меры  на  уровне  местных сообществ, такие как закрытие школ и
отмена массовых собраний, могут быть предусмотрены в каждом конкретном
случае  с  целью  замедления  распространения  инфекции  и  уменьшения
давления на систему здравоохранения. При принятии таких мер необходимо
учитывать  дезорганизацию,  к  которой  они  могут  привести,  а также
практическую осуществимость и устойчивый характер их проведения.
     
         Руководство для стран, где не зарегистрировано случаев
                         пандемической инфекции
     
     Эпиднадзор
     -  Страны  должны  определить  любые  национальные  потенциальные
возможности для проведения эпиднадзора болезни и вируса, которые могут
быть  использованы  для  выявления  и мониторинга случаев заболевания,
включая  лаборатории  с  потенциалом  для тестирования вирусов гриппа.
Если  в стране не имеется такого потенциала, ВОЗ может содействовать в
отправке клинических образцов в другую лабораторию.
     -  Эпиднадзор должен фокусироваться на таких местах, как закрытые
сообщества  (например, школы, военные лагеря, медицинские учреждения),
особенно  в  городских  условиях,  так  как  новые случаи заболевания,
вероятно, произойдут именно в этих местах.
     -  Необходимо  поддерживать  базовый  эпиднадзор  за  гриппом или
тяжелыми респираторными заболеваниями.
     -  Проверка  в  аэропортах  при  прилете  и вылете и отслеживание
контактов   могут  быть  предусмотрены,  но  такие  действия  являются
ресурсоемкими,   а   их   преимущества   будут   уменьшаться  по  мере
распространения   инфекций.   Такая   проверка  может  выявить  случаи
заболевания,  но  не  может предотвратить распространение болезни, так
как бессимптомные и субклинические инфекции не будут выявлены.
     Меры по борьбе
     -  Приезжающим  людям,  которые  больны, необходимо предоставлять
информацию, необходимую для получения медицинской помощи.
     -   Сектор  здравоохранения  должен:  1)  быть  готов  к  ведению
возрастающего  числа  пациентов  с  респираторными  заболеваниями;  2)
обеспечить  наличие  основных  лекарственных  средств и материалов для
лечения   пневмонии,   а   также   других  распространенных  болезней,
представляющих  угрозу для жизни, в местных сообществах; 3) обеспечить
подготовку  работников  здравоохранения  в  области диагностирования и
лечения пациентов с гриппом <4>.
     --------------------------------
     <4>               Ресурсы               доступны              на:
//www.who.int/csr/disease/swineflu/guidance/clincal/en/index.html.
     
     -  ВОЗ  не рекомендует закрывать границы и вводить ограничения на
поездки,  так  как это не предотвратит распространение болезни и может
оказать негативное воздействие на экономику.
     
         Руководство для стран, находящихся в переходной стадии
     
     Эпиднадзор
     -  В  соответствии  с Международными медико-санитарными правилами
(2005) страны должны извещать ВОЗ о лабораторно подтвержденных случаях
заболевания <5>.
     --------------------------------
     <5> См. http://www.who.int/ihr/9789241596664/en/index.html.
     
     - Необходимо собирать подробную эпидемиологическую, клиническую и
вирусологическую  информацию  о первых 100 случаях заболевания или, по
возможности, о большем числе случаев.
     -  Необходимо  собирать  информацию  для  оценки  степени тяжести
болезни на национальном уровне <6>.
     --------------------------------
     <6> См. http://www.who.int/wer/2009/wer8422.pdf.
     
     -  Необходимо  прекратить  проведение  таких  крайне ресурсоемких
действий, как отслеживание контактов, как только собираемая информация
потеряет свою ценность.
     Меры по борьбе
     - Страны, находящиеся в переходной стадии, должны подготовиться к
принятию  мер  по борьбе, рекомендуемых странам с устойчивой передачей
инфекции на уровне местных сообществ, как описано выше.
     -  Противовирусную  профилактику  в целом необходимо ограничить и
необходимо  предусмотреть резервный запас противовирусных лекарств для
лечения пациентов, в частности, тяжелобольных пациентов или пациентов,
подвергающихся высокому риску развития тяжелых заболеваний.
Оглавление