О РУКОВОДСТВЕ ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A (H1N1) ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 12 июня 2009 г. N 01/8271-9-23 (Д) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет разработанное по поручению 62-ой сессии ВОЗ "Руководство ВОЗ по мерам на государственном уровне, предпринимаемым странами в ответ на пандемию нового гриппа, вызванного вирусом A (H1N1)". Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 12 июня 2009 г. N 01/8271-9-23 РУКОВОДСТВО ВОЗ ПО МЕРАМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫМ СТРАНАМИ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ НОВОГО ГРИППА, ВЫЗВАННОГО ВИРУСОМ A (H1N1) 9 июня 2009 года Введение ВОЗ предоставляет следующее руководство для содействия странам в борьбе против нынешней пандемии нового гриппа, вызванного вирусом A (H1N1). В настоящем руководстве отражены имеющиеся знания и опыт, накопленные с апреля 2009 года. В ближайшие недели и месяцы ожидается дальнейшее международное распространение пандемического вируса. Однако в настоящее время эпидемиологическая ситуация в разных странах варьируется в широких пределах - от стран, где не зарегистрировано или зарегистрировано несколько случаев заболевания, до стран, переживающих широко распространенные вспышки болезни на уровне местных сообществ. Во время прошлых пандемий самое значительное воздействие на здоровье было оказано в течение первого года, но повышенное число случаев смерти, связанных с распространением пандемического вируса, отмечалось на протяжении двухлетнего периода. Общее руководство для всех стран Мониторинг пандемии. Странам необходимо поддерживать проведение эпиднадзора <1> во время пандемического периода путем: -------------------------------- <1> http://www.who.int/csr/resources/publications/swineflu/surveillance/en /index.html. - Мониторинга вируса на предмет важных генетических, антигенных или функциональных изменений (например, на чувствительность к противовирусным препаратам). - Мониторинга болезни и вспышек болезни для выяснения того, поднимаются ли или снижаются уровни активности. - Мониторинга функционирования системы здравоохранения для обеспечения непрерывности и быстрого корректирования. - Выявления и расследования необычных случаев заболевания, кластеров или вспышек болезни с целью быстрого выявления важных изменений в эпидемиологии или степени тяжести. - Подробной характеристики клинических и эпидемиологических признаков в первых 100 или более случаях пандемической болезни в любых новых условиях для сбора важнейшей информации и обеспечения широкого доступа к ней. - Частого и быстрого предоставления ВОЗ информации, полученной в результате эпиднадзора. Коммуникация и информирование населения. Страны должны сделать активный обмен информацией составной частью своих стратегических ответных действий путем предоставления точной и последней информации по таким вопросам, как пандемическая активность и действия, проводимые правительствами <2>. -------------------------------- <2> Для руководства см. http://www.who.int/infectious-disease-news/IDdocs/whocds200528/whocds2 00528en.pdf. Адаптация планов и мероприятий к нынешней пандемии. Страны должны пересмотреть уже имеющиеся национальные планы в отношении пандемии с тем, чтобы национальные действия в ответ на нынешнюю пандемию проводились стабильно и соответствовали текущей степени тяжести нынешней пандемии <3>, в частности: -------------------------------- <3> Для дальнейшего руководства см. http://www.who.int/csr/disease/influenza/pipquidance2009/en/index.html . - Национальные усилия необходимо сфокусировать, в первую очередь, на смягчении воздействия вируса на здоровье и его социального воздействия путем уделения основного внимания не попыткам сдерживания передачи болезни, а надлежащему уходу за больными людьми. - Системы здравоохранения должны подготовиться к ведению возрастающего числа случаев заболевания и потенциально более серьезных случаев заболевания. - Страны должны осуществлять планы приобретения основных лекарственных средств и оборудования, а также противовирусных препаратов и вакцин. В дополнение к общему руководству, приведенному выше, странам также рекомендуется принять к сведению следующее руководство, которое соответствует их нынешнему уровню передачи болезни и контексту. Руководство для стран с широко распространенной передачей инфекции на уровне местных сообществ Эпиднадзор - Национальный эпиднадзор, в основном, должен отслеживать: 1) распространение и увеличение или уменьшение числа случаев заболевания, смертельных исходов и вспышек болезни, связанных с пандемическим вирусом; 2) функционирование системы здравоохранения; 3) какие-либо изменения в вирусах. - Сбор клинических образцов для тестирования вируса необходимо ограничивать так, чтобы в течение оставшегося пандемического периода в целях экономии лабораторных ресурсов тестировались образцы, взятые только в отдельных, а не во всех случаях заболевания, но в то же время в количестве, достаточном для сбора критической информации. Меры по борьбе - Основное внимание необходимо уделять надлежащему ведению пациентов либо в домашних условиях, либо в медицинских учреждениях. - Необходимо обеспечивать защиту и поддержку системы здравоохранения с тем, чтобы она могла продолжать функционировать. - Пандемическую инфекцию у большинства людей можно диагностировать клинически, без лабораторного тестирования. - Меры на уровне местных сообществ, такие как закрытие школ и отмена массовых собраний, могут быть предусмотрены в каждом конкретном случае с целью замедления распространения инфекции и уменьшения давления на систему здравоохранения. При принятии таких мер необходимо учитывать дезорганизацию, к которой они могут привести, а также практическую осуществимость и устойчивый характер их проведения. Руководство для стран, где не зарегистрировано случаев пандемической инфекции Эпиднадзор - Страны должны определить любые национальные потенциальные возможности для проведения эпиднадзора болезни и вируса, которые могут быть использованы для выявления и мониторинга случаев заболевания, включая лаборатории с потенциалом для тестирования вирусов гриппа. Если в стране не имеется такого потенциала, ВОЗ может содействовать в отправке клинических образцов в другую лабораторию. - Эпиднадзор должен фокусироваться на таких местах, как закрытые сообщества (например, школы, военные лагеря, медицинские учреждения), особенно в городских условиях, так как новые случаи заболевания, вероятно, произойдут именно в этих местах. - Необходимо поддерживать базовый эпиднадзор за гриппом или тяжелыми респираторными заболеваниями. - Проверка в аэропортах при прилете и вылете и отслеживание контактов могут быть предусмотрены, но такие действия являются ресурсоемкими, а их преимущества будут уменьшаться по мере распространения инфекций. Такая проверка может выявить случаи заболевания, но не может предотвратить распространение болезни, так как бессимптомные и субклинические инфекции не будут выявлены. Меры по борьбе - Приезжающим людям, которые больны, необходимо предоставлять информацию, необходимую для получения медицинской помощи. - Сектор здравоохранения должен: 1) быть готов к ведению возрастающего числа пациентов с респираторными заболеваниями; 2) обеспечить наличие основных лекарственных средств и материалов для лечения пневмонии, а также других распространенных болезней, представляющих угрозу для жизни, в местных сообществах; 3) обеспечить подготовку работников здравоохранения в области диагностирования и лечения пациентов с гриппом <4>. -------------------------------- <4> Ресурсы доступны на: //www.who.int/csr/disease/swineflu/guidance/clincal/en/index.html. - ВОЗ не рекомендует закрывать границы и вводить ограничения на поездки, так как это не предотвратит распространение болезни и может оказать негативное воздействие на экономику. Руководство для стран, находящихся в переходной стадии Эпиднадзор - В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005) страны должны извещать ВОЗ о лабораторно подтвержденных случаях заболевания <5>. -------------------------------- <5> См. http://www.who.int/ihr/9789241596664/en/index.html. - Необходимо собирать подробную эпидемиологическую, клиническую и вирусологическую информацию о первых 100 случаях заболевания или, по возможности, о большем числе случаев. - Необходимо собирать информацию для оценки степени тяжести болезни на национальном уровне <6>. -------------------------------- <6> См. http://www.who.int/wer/2009/wer8422.pdf. - Необходимо прекратить проведение таких крайне ресурсоемких действий, как отслеживание контактов, как только собираемая информация потеряет свою ценность. Меры по борьбе - Страны, находящиеся в переходной стадии, должны подготовиться к принятию мер по борьбе, рекомендуемых странам с устойчивой передачей инфекции на уровне местных сообществ, как описано выше. - Противовирусную профилактику в целом необходимо ограничить и необходимо предусмотреть резервный запас противовирусных лекарств для лечения пациентов, в частности, тяжелобольных пациентов или пациентов, подвергающихся высокому риску развития тяжелых заболеваний. |