О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ 19 июля 2005 г. N ДА-07/15789 (Д) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом рассмотрело обращение по вопросу разъяснения процедуры передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков и сообщает. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576. Передача федеральными государственными унитарными предприятиями прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу является в правовом смысле одновременно и уступкой требования и переводом долга, а также влечет прекращение права аренды земельного участка. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" совершение федеральными государственными унитарными предприятиями сделок, связанных с уступкой требований, переводом долга, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие предприятия, Росимущество уведомляется о принятых решениях в течение суток со дня их принятия. Относительно порядка и условий принятия решений о согласовании передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, заключенных с федеральными государственными унитарными предприятиями, сообщаем следующее. Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Исходя из этого, при принятии решений о согласовании передачи федеральными государственными унитарными предприятиями прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков следует принимать во внимание требования Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий". Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления, ежегодно утверждаются программы деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий. Таким образом, при принятии решений о согласовании передачи федеральными государственными унитарными предприятиями прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков необходимо учитывать последствия таких действий в смысле стимулирования выполнения предприятием утвержденной программы его деятельности после передачи им прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, а также повышения эффективности осуществления предприятием уставной деятельности. Согласование передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, заключенных с федеральными государственными унитарными предприятиями, допустимо лишь при условии уступки права аренды по цене, установленной на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Вопрос согласования передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков должен рассматриваться после представления федеральными государственными унитарными предприятиями в Территориальное управление Росимущества следующих документов: договора аренды земельного участка; проекта договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу; отчета об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка; программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления; обоснования необходимости передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу в смысле стимулирования выполнения предприятием утвержденной программы его деятельности, а также повышения эффективности осуществления уставной деятельности. Невыполнение вышеприведенных положений может повлечь лишение предприятия необходимого для ведения хозяйственной деятельности имущества, утрату возможности осуществлять уставную деятельность, обесценивание активов предприятия в деприватизационный период и, как следствие, нанесение ущерба законным правам и имущественным интересам Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что договор аренды должен содержать условие, согласно которому передача арендатором прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу, а также передача земельного участка в субаренду осуществляются с согласия территориального органа Росимущества, в случае если срок договора аренды земельного участка менее пяти лет, в случае если срок договора аренды земельного участка более пяти лет, в территориальный орган Росимущества арендатор обязан направить уведомление. Указанная позиция также содержится в пунктах 15 - 18 Постановления от 24.03.2005 N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Заместитель руководителя Д.Б.АРАТСКИЙ 19 июля 2005 г. N ДА-07/15789 |