О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Письмо. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. 19.07.05 ДА-07/15789

         О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
                ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

                                ПИСЬМО

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

                           19 июля 2005 г.
                            N ДА-07/15789

                                 (Д)


     Федеральное   агентство   по  управлению  федеральным  имуществом
рассмотрело обращение по вопросу разъяснения процедуры передачи прав и
обязанностей по договорам аренды земельных участков и сообщает.
     В  соответствии  с  пунктом  10  статьи  3 Федерального закона "О
введении  в  действие  Земельного  кодекса  Российской  Федерации"  до
разграничения  государственной  собственности  на  землю  распоряжение
землями,  находящимися  в  государственной собственности, осуществляют
органы   местного   самоуправления  в  пределах  их  полномочий,  если
законодательством   не   предусмотрено   иное.   Порядок  распоряжения
земельными  участками, находящимися в государственной собственности до
разграничения   государственной  собственности  на  землю,  установлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г.
N 576.
     Передача  федеральными  государственными унитарными предприятиями
прав  и  обязанностей  по  договору аренды земельного участка третьему
лицу  является  в правовом смысле одновременно и уступкой требования и
переводом  долга,  а  также влечет прекращение права аренды земельного
участка.  В  соответствии  с  Постановлением  Правительства Российской
Федерации  от  03.12.2004  N  739  "О  полномочиях федеральных органов
исполнительной  власти  по  осуществлению  прав собственника имущества
федерального   государственного   унитарного  предприятия"  совершение
федеральными   государственными   унитарными   предприятиями   сделок,
связанных   с   уступкой  требований,  переводом  долга,  осуществляют
федеральные  органы исполнительной власти, в ведении которых находятся
соответствующие  предприятия,  Росимущество  уведомляется  о  принятых
решениях в течение суток со дня их принятия.
     Относительно  порядка  и  условий принятия решений о согласовании
передачи  прав  и обязанностей по договорам аренды земельных участков,
заключенных  с федеральными государственными унитарными предприятиями,
сообщаем следующее.
     Согласно    пункту   3   статьи   18   Федерального   закона   "О
государственных  и  муниципальных  унитарных  предприятиях" движимым и
недвижимым  имуществом  государственное  или муниципальное предприятие
распоряжается   только   в   пределах,  не  лишающих  его  возможности
осуществлять  деятельность,  цели,  предмет,  виды  которой определены
уставом  такого  предприятия.  Сделки, совершенные государственным или
муниципальным  предприятием  с  нарушением  этого требования, являются
ничтожными.
     Исходя  из  этого,  при  принятии решений о согласовании передачи
федеральными   государственными   унитарными   предприятиями   прав  и
обязанностей  по договорам аренды земельных участков следует принимать
во   внимание   требования   Постановления   Правительства  Российской
Федерации  от  10.04.2002  N  228  "О мерах по повышению эффективности
использования  федерального  имущества,  закрепленного в хозяйственном
ведении  федеральных  государственных унитарных предприятий". Согласно
указанному    Постановлению    Правительства    Российской   Федерации
федеральными  органами  исполнительной  власти,  на  которые возложены
координация  и  регулирование  деятельности в соответствующих отраслях
(сферах)  управления,  ежегодно  утверждаются  программы  деятельности
подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий.
     Таким  образом,  при  принятии  решений  о  согласовании передачи
федеральными   государственными   унитарными   предприятиями   прав  и
обязанностей   по   договорам  аренды  земельных  участков  необходимо
учитывать   последствия   таких   действий   в  смысле  стимулирования
выполнения  предприятием утвержденной программы его деятельности после
передачи им прав и обязанностей по договору аренды земельного участка,
а  также  повышения  эффективности осуществления предприятием уставной
деятельности.
     Согласование  передачи  прав  и  обязанностей по договорам аренды
земельных   участков,   заключенных  с  федеральными  государственными
унитарными  предприятиями,  допустимо  лишь  при условии уступки права
аренды   по  цене,  установленной  на  основании  отчета  независимого
оценщика,  составленного в соответствии с законодательством Российской
Федерации об оценочной деятельности.
     Вопрос  согласования  передачи  прав  и обязанностей по договорам
аренды  земельных  участков должен рассматриваться после представления
федеральными     государственными     унитарными    предприятиями    в
Территориальное управление Росимущества следующих документов:
     договора аренды земельного участка;
     проекта  договора  о  передаче  прав  и  обязанностей по договору
аренды земельного участка третьему лицу;
     отчета  об  оценке  рыночной  стоимости  права  аренды земельного
участка;
     программы  деятельности  федерального государственного унитарного
предприятия,  утвержденной  федеральным органом исполнительной власти,
на  который  возложены  координация  и  регулирование  деятельности  в
соответствующих отраслях (сферах) управления;
     обоснования   необходимости   передачи  прав  и  обязанностей  по
договору   аренды   земельного   участка   третьему   лицу   в  смысле
стимулирования  выполнения  предприятием  утвержденной  программы  его
деятельности,  а  также повышения эффективности осуществления уставной
деятельности.
     Невыполнение  вышеприведенных  положений  может  повлечь  лишение
предприятия   необходимого   для  ведения  хозяйственной  деятельности
имущества,  утрату  возможности  осуществлять  уставную  деятельность,
обесценивание  активов  предприятия в деприватизационный период и, как
следствие,  нанесение ущерба законным правам и имущественным интересам
Российской Федерации.
     Кроме того, следует отметить, что договор аренды должен содержать
условие, согласно которому передача арендатором прав и обязанностей по
договору  аренды  земельного  участка  третьему лицу, а также передача
земельного    участка    в   субаренду   осуществляются   с   согласия
территориального  органа  Росимущества,  в  случае  если срок договора
аренды  земельного участка менее пяти лет, в случае если срок договора
аренды  земельного  участка  более  пяти  лет, в территориальный орган
Росимущества арендатор обязан направить уведомление.
     Указанная   позиция   также   содержится   в   пунктах  15  -  18
Постановления  от  24.03.2005  N  11 Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской  Федерации  "О  некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства".

Заместитель руководителя
                                                          Д.Б.АРАТСКИЙ
19 июля 2005 г.
N ДА-07/15789