О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 22 июня 2009 г. N Д23-1850 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу установления публичного сервитута и сообщает. В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Необходимо отметить, что в гражданском и земельном законодательстве нет четкого разделения понятий "ограничение права" и "обременение права", зачастую эти понятия используются как тождественные. Вместе с тем эти понятия отличаются друг от друга по целям, кругу лиц, способу правового воздействия, способам установления и оформления. Сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком, незначительно обременяющее права собственника такого участка и не препятствующее дальнейшему использованию участка по целевому назначению. Различие частного и публичного сервитута состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия публичного интереса (большой общественной значимости) предусматриваются различные способы обременения права собственности сервитутом. Если частный сервитут является примером частноправовых (гражданских) отношений и устанавливается соглашением сторон, то публичный сервитут устанавливается решением органа власти (административный метод). Различными являются и способы защиты прав собственника обременяемого земельного участка, и порядок прекращения сервитута. Вместе с тем в обоих случаях установления сервитута фактическим выгодоприобретателем является определенное заинтересованное лицо. В то же время ограничение права касается неограниченного круга лиц и представляет собой определенный правовой режим использования земельных участков или их частей любым лицом независимо от наличия или отсутствия у него прав на земельный участок. Целью ограничения прав (установления водоохранных зон, защитных полос, охранных зон и т.п.) является охрана объектов, имеющих общественное значение, путем ограничения хозяйственной деятельности. С учетом изложенного Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, не являются решением об установлении публичного сервитута, поскольку ими не предусматривается закрепление права ограниченного пользования земельным участком, а вводится ограничение прав хозяйствующих субъектов для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что правовая конструкция публичного сервитута имеет ряд недостатков, приводящих к существенным затруднениям при его установлении. В частности, публичный сервитут может устанавливаться исключительно для ремонта линейного объекта. В связи с этим установление публичного сервитута для целей строительства и эксплуатации линейного объекта невозможно. Кроме того, в соответствии с правилами ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации при установлении публичного сервитута собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, но не от пользователя публичного сервитута. Данные обстоятельства приводят к незаинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении публичных сервитутов. Указанные вопросы предполагается решить в разработанном Минэкономразвития России проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов", которым предусматривается значительное упрощение и удешевление доступа соответствующих организаций к земельным ресурсам. Законопроектом, в частности, предусматривается: - осуществление не только ремонта, но и строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на условиях публичного сервитута; - осуществление работ на условиях сервитута не влечет необходимости изменения категории земельного участка и его разрешенного использования; - документ, подтверждающий установление публичного сервитута, наряду с иными предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации требованиями является основанием для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; - установление публичного сервитута не требует образования земельных участков и проведения связанных с этим кадастровых работ; - установление публичного сервитута не требует заявления со стороны линейных организаций о проведении государственного кадастрового учета (сведения в кадастр о границах действия публичного сервитута вносятся как сведения о зонах с особыми условиями использования территории, представляемые принявшим решение об установлении органом власти в порядке информационного взаимодействия); - не требуется регистрация публичного сервитута в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время указанный законопроект находится на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти. Заместитель директора Департамента недвижимости М.В.БОЧАРОВ 22 июня 2009 г. N Д23-1850 |