ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 августа 2009 г. N 836-ПП (ПРМ) В целях создания безопасных условий для отдыха населения на водных объектах города Москвы, снижения травматизма и гибели людей на воде Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы (приложение). 2. Москомархитектуре в 2009-2010 гг. выступить государственным заказчиком на разработку: 2.1. Отраслевой схемы развития и размещения зон отдыха в водоохранных зонах водных объектов города Москвы и представить ее на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке. 2.2. Типового проекта поисково-спасательной станции и утвердить его в установленном порядке. 3. Финансирование работ (пп. 2.1, 2.2) осуществляется за счет и в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых Москомархитектуре на проектно-планировочные работы на соответствующий год. 4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в целях реализации Городской целевой среднесрочной программы по реабилитации малых рек и водоемов на территории города Москвы на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1004-ПП, обеспечить представление в Главное управление МЧС России по г.Москве и Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы информации о завершении капитального ремонта и приемке в установленном порядке водного объекта организацией, осуществляющей эксплуатационный уход и содержание объекта в соответствии с регламентом эксплуатации. 5. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве совместно с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве по информации, представляемой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, осуществлять контроль за разработкой эксплуатирующими организациями необходимого пакета документов на объекты (п.4) для получения санитарно-эпидемиологического заключения в части соответствия санитарным нормам и правилам. 6. Просить Главное управление внутренних дел по городу Москве обеспечить охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также пресечение несанкционированной торговли в период купального сезона в местах массового отдыха граждан на воде. 7. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы усилить контроль за недопущением розничной продажи алкогольной продукции на объектах мелкорозничной сети, в том числе в отдельно стоящих летних кафе, в зонах отдыха в период с 1 апреля по 31 октября. 8. Управлению координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы при разработке концепции Городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан на 2011-2015 гг. учесть положения Основных направлений обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы. 9. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом физической культуры и спорта города Москвы: 9.1. До 1 сентября 2009 г. внести в Правительство Москвы предложения по организации обучения учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы плаванию, а также правилам безопасного поведения на водных объектах и способам оказания первой помощи пострадавшим. 9.2. В III квартале 2009 г. организовать выпуск учебного пособия "Как научиться плавать". 10. Главному управлению МЧС России по г. Москве совместно с Департаментом транспорта и связи города Москвы и Главным управлением внутренних дел по городу Москве во втором полугодии 2009 г. внести в Правительство Москвы предложения по использованию современных технических средств (наземных, водных, воздушных), предназначенных для мониторинга состояния водных объектов города Москвы в летний период, а также обеспечения безопасности людей. 11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы по представлению Главного управления МЧС России по г.Москве оказать содействие в размещении в средствах массовой информации, в том числе на телевизионных каналах "ТВЦ" и "Столица", сюжетов и информационных материалов по обеспечению безопасности людей на водных объектах и обучению способам спасения пострадавших. 12. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в установленном порядке вносить на рассмотрение Межведомственной комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы заявку организаторов мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Москвы. 13. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказать содействие Главному управлению МЧС России по г.Москве в информировании населения о мерах безопасности и охраны жизни людей на воде. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и Ресина В.И. Премьер Правительства Мэр Москвы Ю.М.Лужков 25 августа 2009 г. N 836-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 836-ПП Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы 1. Современное состояние обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы Москва является крупным мегаполисом, "портом пяти морей", имеющим большое количество водных объектов с инфраструктурой отдыха. Водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им. Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участки - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км. Водные объекты традиционно являются наиболее привлекательным местом отдыха москвичей и гостей города Москвы. "Шаговая доступность" водоемов и слабый контроль органов исполнительной власти города Москвы и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм, экологических нарушений. В настоящее время Правилами охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП, установлен порядок организации охраны жизни людей на водных объектах города Москвы и перечень задействованных для этого органов исполнительной власти города Москвы и организаций: префектуры административных округов города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, территориальный орган Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России МЧС России по г.Москве, Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС), Управление Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г.Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Региональное управление Росприроднадзора, Региональная общественная организация профилактики и спасения на водах (РООПСВОД), Московская городская народная дружина, Всероссийский студенческий корпус спасателей. Каждой из вышеперечисленных организаций определены задачи, благодаря чему удалось организовать их эффективную работу, скоординировать усилия и действия для создания комфортных и безопасных условий для отдыха москвичей и гостей города Москвы. Ежегодно Правительство Москвы принимает постановления о мерах по обеспечению безопасности населения города Москвы в местах массового отдыха в период зимнего сезона и об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах города Москвы, которые определяют систему конкретных мер по организации отдыха москвичей, распределяют функции и задачи между органами исполнительной власти города Москвы, организациями, водопользователями, балансодержателями зон отдыха. Такой подход позволяет быстро реагировать на выявленные недостатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению. Благодаря комплексу мероприятий, проводимых Правительством Москвы и Главным управлением МЧС России по г.Москве, с 2001 по 2008 гг. в Москве снизилось количество случаев гибели людей на воде с 482 до 122 случаев, т.е. почти в 4 раза. Важный вклад в снижение рисков на водных объектах внесли мероприятия по реализации Городской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 (далее - Программа). Первое основное направление Программы - это увеличение возможностей спасательной службы на воде на основе оснащения МГПСС современными техническими средствами спасения, капитального ремонта существующих и строительства новых поисково-спасательных станций (ПСС) и повышения уровня профессиональной подготовки спасателей. В период с 2000 по 2008 гг. приобретено: 91 единица современных катеров, 17 единиц катеров на воздушной подушке, 199 единиц воздушно-дыхательных аппаратов, 35 устройств спасения с ледяной полыньи, 501 комплект различных видов гидрокостюмов, 425 единиц различных средств связи. В результате этого степень обеспеченности подразделений службы основным спасательным оборудованием увеличилась с 20%-30% до 80%-90%, что позволяет ей в настоящее время решать задачи по предупреждению несчастных случаев, поиску и спасению людей. Второе основное направление Программы - создание комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха москвичей на водоемах. Реализацию этого направления Программы планировалось проводить на основе спасательно-оздоровительных комплексов (СОК), включающих: спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и торговли, технический центр, центр общественной безопасности. Объединение в состав общей структуры этих компонентов за счет компактного размещения объектов должно обеспечить требуемый уровень безопасности населения, проведение его обучения (в первую очередь детей) правилам поведения на воде и оказанию неотложной медицинской помощи, организовывать массовые культурно-спортивные мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудования для рыбной ловли. По заказу Главного управления МЧС России по г.Москве ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" была разработана Схема размещения спасательно-оздоровительных комплексов на территории г.Москвы, одобренная постановлением Правительства Москвы от 15 января 2002г. N 24-ПП. Схемой предусматривалось развитие инфраструктуры отдыха на воде на основе создания 36 спасательно-оздоровительных комплексов на наиболее посещаемых населением водоемах. В процессе реализации этого направления возникли трудности, обусловленные жесткими ограничениями на строительство капитальных объектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В результате ни один СОК не создан. В связи с произошедшими изменениями природоохранного и градостроительного законодательства на сегодняшний день основным направлением деятельности в области обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является строительство новых и реконструкция существующих поисково-спасательных станций, обеспечивающих предупреждение происшествий на воде, а также поиск и спасение пострадавших (таблица). В период с 1999 по 2009 гг. были построены новые современные спасательные станции: "Строгино" (июль 2003 г.), "Левобережная" (декабрь 2006 г.), проведен капитальный ремонт станций: "Центральная" (2003 г.), "Кожухово" (2004 г.), "Фили" (2005 г.), "Ленинские горы" (2006 г., частично, 30%), "Рублево" (2006 г.). Произведен текущий ремонт станций: "Серебряный Бор" (2001 г.), "Татарово" (2002 г.), "Кузьминки" (2002 г.), "Озеро Бездонное" (2004 г.). В 2009 году должны быть введены в строй новые спасательные станции "Косино", "Текстильщики", "Мещерская", продолжается проектирование 6 ПСС: "Терлецкая", "Кузьминки", "Кировская", "Татарово", "Карамышево" и "Кунцево". Таблица Схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы ---------------------------------------------------------------------- | N | Административный округ | Поисково-спасательная станция | | п/п | | | |--------------------------------------------------------------------| | 1. | Центральный | Крымский мост | |-----| |-----------------------------------| | 2. | | Пансионат (Московская область) | |--------------------------------------------------------------------| | 3. | Северный | Академическая | |-----| |-----------------------------------| | 4. | | Левобережная | |-----| |-----------------------------------| | 5. | | Центральная | |-----| |-----------------------------------| | 6. | | Шереметьево (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 7. | Северо-Западный | Карамышево | |-----| |-----------------------------------| | 8. | | Кировская | |-----| |-----------------------------------| | 9. | | Озеро Бездонное | |-----| |-----------------------------------| | 10.| | Серебряный Бор | |-----| |-----------------------------------| | 11.| | Строгино | |-----| |-----------------------------------| | 12.| | Татарово | |-----| |-----------------------------------| | 13.| | Митино (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 14.| | Щукино (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 15.| Северо-Восточный | Долгопрудный (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 16.| | Джамгаровский (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 17.| | Путяевский (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 18.| Восточный | Косино | |-----| |-----------------------------------| | 19.| | Терлецкая | |--------------------------------------------------------------------| | 20.| Юго-Восточный | Кузьминки | |-----| |-----------------------------------| | 21.| | Кожухово | |-----| |-----------------------------------| | 22.| | Текстильщики | |-----| |-----------------------------------| | 23.| | Курьяново (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 24.| | Марьино (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 25.| Южный | Царицыно | |-----| |-----------------------------------| | 26.| | Борисовская | |--------------------------------------------------------------------| | 27.| Юго-Западный | Битца (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 28.| | Бутово (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 29.| | Тропарево (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 30.| Западный | Кунцево | |-----| |-----------------------------------| | 31.| | Ленинские горы | |-----| |-----------------------------------| | 32.| | Мещерская | |-----| |-----------------------------------| | 33.| | Рублево (Московская область) | |-----| |-----------------------------------| | 34.| | Фили | |-----| |-----------------------------------| | 35.| | Сити (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 36.| Зеленоградский | Зеленоград (сноска) | ---------------------------------------------------------------------- Сноска - вновь создаваемые поисково-спасательные станции Примечание: схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы подлежит уточнению согласно постановлению Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 57-ПП "Об упорядочении работ по строительству и развитию объектов инфраструктуры рек и водоемов". Анализ обстановки на водных объектах города Москвы показывает, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспечения безопасности населения на водоемах. Это обусловлено тем, что водопользователи не уделяют должного внимания профилактическим мероприятиям по предупреждению случаев гибели и травматизма людей, а балансодержатели зон отдыха - созданию спасательных постов или спасательных станций, осуществляющих работу по предупреждению несчастных случаев на водоемах. В последние годы круглогодичное использование водных объектов и прибрежных зон для массового отдыха становится все интенсивнее. С ростом населения города Москвы и числа приезжих количество посетителей водоемов продолжает возрастать, и соответственно увеличивается количество несчастных случаев. В такой обстановке система традиционных спасательных и профилактических мер уже не может эффективно противостоять объективно существующим и прогнозируемым рискам жизни людей (приложение). Наряду с традиционным пляжным, получили развитие новые виды отдыха на воде (дайвинг, виндсерфинг, вейкборд, аквабайк и другие), увеличивается число гидроциклов, моторных лодок, катеров, буеров в частном пользовании москвичей, которые могут создавать предпосылки для несчастных случаев. Популярными видами массового отдыха у воды становятся: праздник реки Москвы, фестивали яхт, Московская международная регата на кубок столицы, теплоходные прогулки выпускников школ, соревнования: по рыбной ловле, яхтсменов, гидроциклистов; заплывы "моржей", крещенские купания. Кроме того, река Москва, Химкинское водохранилище открыты для судоходства и хождения кораблей, развивается водное такси, что является дополнительным фактором риска. За последние десять лет количество зон отдыха с купанием не увеличилось. В 2008 году пляжи на территории города могли вместить, согласно нормативам, только 39,5 тыс. человек (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02"). Обстановка дополнительно усложнилась тем, что в 2008 году 21% пляжей не был принят в эксплуатацию. Дефицит зон отдыха, в первую очередь с купанием, провоцирует людей использовать для плавания места, не предназначенные для этих целей,где не обеспечивается требуемый уровень безопасности досуга. Многолетний опыт использования водных объектов показывает, что существующее количество оборудованных пляжей для города с населением в 10,5 млн. человек (это число не учитывает приезжих, не охваченных официальной статистикой, в том числе нелегальных иммигрантов; с учетом транзитного потока и туристов ежедневно в Москве находится около 20 млн. человек) недостаточно. При жаркой погоде с температурой воздуха 24-25° и выше в течение 2-3 дней происходит лавинообразный приток населения города Москвы к водоемам, особенно расположенным в "шаговой доступности", т.е. ближайшим к месту проживания. Согласно ежегодно разрабатываемым планам мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах административных округов города Москвы реагирование на такую обстановку осуществляется оперативно и организованно, но применяемых для этого сил и средств недостаточно, так как обстановка практически перерастает в чрезвычайную и требует скоординированных действий организаций, отвечающих за безопасность населения на всех водных объектах. Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения требуется поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на всех водоемах города Москвы на основе передовых методов управления, обучения, воспитания. Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности. 2. Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы К жизненно важным интересам города, согласно постановлению Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", относятся личная безопасность жителей города Москвы, создание и поддержание здорового образа жизни и качества жизни на уровне благополучных крупных городов развитых стран. Проблема обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является многоаспектной, что обусловлено наличием в ней совокупности взаимосвязанных социальных, экономических, культурных, экологических составляющих. По данным Мосгорстата в 2008 году утонуло 192 москвича, из них 95 чел. (49%) - в естественных водоемах, 24 чел. (13%) - в ваннах, 6 чел. (3%) - в бассейнах, 67 чел. (35%) - по неизвестным причинам (криминал, суицид, обострение хронических болезней, утопление в других регионах и странах). Анализ отечественного и международного опыта обеспечения безопасности людей на водных объектах показывает, что вышеназванную проблему необходимо решать по следующим основным направлениям: расширение сети мест отдыха населения, предлагающих широкий спектр разнообразных услуг для всех категорий отдыхающих на основе создания многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах, развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах, создание системы профилактики несчастных случаев на водных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий, развитие системы подготовки населения по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах. 2.1. Создание многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах города Москвы Многолетний опыт эксплуатации зон отдыха и охраны жизни людей на водных объектах показывает, что задачу создания комфортных и безопасных условий для досуга на водоемах целесообразно решать по двум взаимосвязанным направлениям: построение современной инфраструктуры отдыха (после определения мест размещения зон отдыха) и проведение организационно-технической работы по недопущению купания людей в запрещенных местах. Комфортные условия для отдыха населения целесообразно создавать путем оперативного развертывания мест отдыха в зависимости от времени года, погоды, обстановки проводимых мероприятий (праздники, соревнования, массовые гуляния и др.), в том числе на основе легковозводимых нестационарных объектов, некапитальных стационарных объектов. Состав объектов и их количество зависят от конкретных задач при обязательном соблюдении градостроительного и природоохранного законодательства (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законы города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"). Отечественный и международный опыт эксплуатации таких объектов заслуживает внимания. Это каток на Красной площади, детский каток на Тверской площади, пляж на реке Сене в Париже. Современные многофункциональные зоны отдыха должны создаваться на основе интеграции материальных, технических и организационных ресурсов имеющихся и создаваемых мест отдыха в прибрежных рекреационных зонах в рамках единой инфраструктуры объекта, состоящей из следующих элементов: центра обеспечения безопасности на водных объектах, поста охраны общественного порядка, медицинского пункта, центра обучения безопасному поведению в экстремальных условиях, а также элементов организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Состав конкретных элементов зоны отдыха, их количество и размер должны определяться с учетом инфраструктуры прилегающих территорий, а также перспективных планов их развития. В настоящее время Правительством Москвы созданы условия для развития многофункциональных зон отдыха населения. Принят ряд постановлений, направленных на рациональное использование ландшафтно-рекреационного потенциала водных объектов, благоустройство набережных реки Москвы, развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. Всего до 2011 года планируется произвести реконструкцию 87 водоемов, к началу 2009 года уже восстановлено и реабилитировано более 50 водоемов. Важным направлением в обеспечении безопасности людей на водных объектах является принятие мер по недопущению купания в запрещенных местах. На основе анализа многолетних статистических данных удалось выявить наиболее неблагоприятные места отдыха. При этом количество опасных прудов и озер (27) составляет всего 6% от их общего числа (438), а протяженность 8 опасных участков на Москве-реке (около 1 км) составляет менее 1% береговой линии в черте города. Реализация рациональных профилактических мер на этих территориях обеспечит существенное сокращение количества случаев гибели людей на воде. Концентрация усилий в неблагоприятных местах позволит взять их под контроль, а там, где позволяет обстановка, создать благоустроенные зоны отдыха с купанием, в других случаях навести установленный порядок и не допустить несанкционированного купания людей. С принятием Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" создана нормативная правовая база по пресечению правонарушений. Создание современных зон отдыха и увеличение их количества позволят развернуть сеть мест отдыха у воды, проводить в режиме "шаговой доступности" спортивные, культурно-массовые мероприятия с различными категориями населения, включая занятия по оказанию первой неотложной медицинской помощи, спасению и самоспасению людей, снизить количество несчастных случаев и экологических нарушений. 2.2 Развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах Группировка сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах должна развиваться в направлении увеличения ее возможностей по оперативному реагированию на происшествия и на повышение качества профилактических работ. На нее возлагаются задачи ежедневной работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на воде, поиска и спасения погибающих, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Группировка сил и средств системы безопасности людей на водных объектах должна включать: а) силы и средства наблюдения и контроля; б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиска и спасения на водных объектах. Основная цель развития группировки сил и средств, наблюдения и контроля - оперативное получение данных об обстановке на водных объектах города Москвы (температура воды, толщина льда, загрязненность, включая радиационную и химическую, и другие виды информации), контроль мер по обеспечению безопасности (количество отдыхающих, количество сил спасения, милиции, Скорой помощи). При этом должны осуществляться: - регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом их использования; - сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результате наблюдений с применением компьютерных баз данных; - оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей. Для оперативного решения указанных задач должны быть созданы: - контрольные посты по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые будут оперативно реагировать на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, радиационными, химическими, бактериологическими заражениями, передающие данные в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления МЧС России по г.Москве; - контрольные посты, обеспечивающие безопасность плавания на маломерных судах на водных объектах, предоставляющие услуги населению по аттестации судоводителей, освидетельствованию маломерных судов и их регистрации; осуществляющие экологический контроль за утечкой нефтепродуктов, сбрасыванием за борт сточных, балластных вод, мусорных отходов, превышением допустимого предела выхлопов и др., докладывающие в Центр государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Главного управления МЧС России по г.Москве; - санитарно-контрольные посты Управления Роспотребнадзора по городу Москве, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием зон отдыха (пригодность пляжей, поверхностных вод для купания, надзор за работой медицинских пунктов, организаций общественного питания и торговли), обеспечивающие контроль за Северным, Западным и Южным водными входами в Москву (проверка уровня радиационного загрязнения плавсредств и перевозимого груза, возможной транспортировки особо опасных категорий грузов (взрывчатых, наркотических, ядовитых и др.), идентичности заявленной номенклатуры опасных грузов фактически перевозимым; герметичности перевозимых опасных грузов в части наличия испарения, протечек и просыпания грузов, проверка на возможность сброса загрязнений в водоем и др.). Основными направлениями развития группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах являются: 1) Оснащение специальной техникой, оборудованием, снаряжением, средствами спасения и профилактики до требуемого уровня: - существующих поисково-спасательных формирований; - подвижных спасательных постов; - контрольных постов Центра ГИМС Главного управления МЧС России по г.Москве; - контрольных постов по предупреждению ЧС ЦУКС Главного управления МЧС России по г.Москве; - общественных поисково-спасательных формирований и резервистов; - сотрудников ГИМС Главного управления МЧС России по г.Москве и ГУВД по г.Москве для совместных рейдов; - проведение испытаний и отбор современного спасательного оборудования, техники, снаряжения, инструментов, материалов. 2) Проведение комплекса работ по совершенствованию структуры, размещения, оснащения ПСС: - разработка рекомендаций по проектированию современных поисково-спасательных станций; - уточнение структуры и штатного состава поисково-спасательных подразделений, обеспечивающих профилактику несчастных случаев, поиск и спасение людей на воде; - уточнение перечня оборудования для ПСС. 3) Осуществление проектно-изыскательских работ, реконструкции, ремонта и строительства ПСС: - завершение ПИР ПСС, начатых в 2008 году, и проведение строительства станций до 2015 года; - завершение ПИР базы ГИМС "Захарково" и проведение ее строительства до 2015 года; - осуществление капитального ремонта ПСС. Реализация предлагаемых направлений развития сил и средств позволит повысить оперативность реагирования и эффективность действий группировки, что существенно поднимет уровень безопасности отдыха людей на водных объектах. 2.3. Создание системы профилактики несчастных случаев на водных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий Современная система профилактики и пропаганды, включая высокотехнологичные средства предупреждения и агитации, современные информационно-телекоммуникационные технологии, должна обеспечить в городе Москве (в административных округах, на территории управ, в зонах отдыха на водных объектах) своевременное предоставление полной и достоверной информации по предупреждению несчастных случаев на водных объектах, пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости, оповещение. Информация в области защиты населения на водных объектах должна включать актуализируемые: - справочные данные о зоне отдыха: название, границы, площадь, сведения о природном ландшафте, схема зоны отдыха с ее инфраструктурными элементами; сведения о балансодержателе (организации, ответственной за эксплуатацию), контактные телефоны администрации и вышестоящей организации, аварийно-спасательных служб, милиции, скорой медицинской помощи и т.п.; - сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях; - сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на водном объекте; - сведения об официальной оценке соответствия водных объектов требованиям безопасности; - сведения о качестве воды, особо уязвимых участках прибрежной зоны (включая ее флору и фауну), имеющихся уровнях загрязнения водных объектов; - сведения об образовательных программах в области защиты людей на водных объектах, в том числе правила поведения на водном объекте; - практические советы о том, как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и мерах оказания первой доврачебной помощи; - комментарии к федеральным, региональным, законодательным актам, нормативным документам, регламентам местного и объектового уровней в городе Москве, другие справочные сведения. Основными направлениями развития современной системы профилактики и пропаганды обеспечения безопасности на водных объектах являются: 1) Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения безопасности людей на воде (разработка и утверждение паспорта безопасности водного объекта, положений о зонах и местах отдыха, типовых нормативов по проектированию и строительству поисково-спасательных станций и многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах). 2) Создание системы контроля и надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, предупреждения несчастных случаев на водных объектах. 3) Совершенствование системы оповещения населения, мониторинга прогнозирования чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на водных объектах и прибрежных зонах города Москвы. 4) Разработка и внедрение современных методов профилактики и пропаганды для всех категорий населения с использованием новых информационных технологий. В результате реализации этих мер информация в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций на водных объектах, о деятельности Правительства Москвы, органов местного самоуправления и организаций должна стать эффективной, ориентированной на быстрое восприятие населением города Москвы. 2.4. Развитие системы подготовки населения по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах Развитие системы подготовки населения по вопросам безопасности людей на водных объектах должно строиться на основе специализированных учебных учреждений, разработки учебных программ, привлечения специалистов в рассматриваемой области. Учебные образовательные учреждения города Москвы должны обеспечить общую подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на водных объектах с использованием специализированных технических средств. Общая подготовка включает изучение необходимых документов, ознакомление с правилами предупреждения несчастных случаев на воде, практическое овладение способами оказания первой медицинской помощи и спасения людей. Для достижения этих целей необходимо проводить обучение и воспитание учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Основным итогом целенаправленной работы по подготовке учащихся образовательных учреждений города Москвы должно стать умение всех учащихся плавать, знание правил безопасного поведения на воде, а учащихся старших классов и студентов вузов - приобретение навыков оказания первой помощи пострадавшим, спасения и самоспасения. Методическое руководство при решении вопросов защиты населения на водных объектах, контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях на воде, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях на воде, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в многофункциональных зонах отдыха населения на водоемах города Москвы осуществляются Главным управлением МЧС России по г.Москве, Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Московской городской поисково-спасательной службой. Основными направлениями в развитии системы подготовки по вопросам безопасности людей на водных объектах являются: 1) Обучение руководящего состава органов исполнительной власти города Москвы, руководителей образовательных учреждений и иных организаций. 2) Обучение правилам поведения на воде и оказанию медицинской помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях - по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности", вузах - по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". 3) Создание специализированных учебных классов в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Москвы и его филиалах. 4) Подготовка руководящего состава, спасателей профессиональных спасательных формирований, резервистов, членов РООПСВОД, Московской городской народной дружины по вопросам проведения на современном уровне профилактики несчастных случаев, поиска и спасения людей на водных объектах. 5) Проведение мероприятий для отработки вопросов взаимодействия федеральных, территориальных, ведомственных и общественных составляющих системы безопасности на водных объектах. Специальная подготовка населения изменит его мировоззрение в вопросах безопасного и комфортного отдыха на воде, повысит практические навыки и знания по спасению людей, оказанию медицинской помощи. Приложение к Основным направлениям обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы Основные риски жизни людей, возникающие при использовании водных объектов Москвы Основными причинами чрезвычайных ситуаций, происшествий и несчастных случаев на водных объектах Москвы являются субъективные и объективные риски, обусловленные следующими видами угроз жизни людей при отдыхе на водоемах: - угрозы, вызванные неверным поведением (действиями) человека; - угрозы вредных воздействий антропогенного и техногенного характера; - угрозы, обусловленные природными явлениями и не являющиеся напрямую следствием действий человека на воде; - угрозы, вызванные низким уровнем нормативного правового, ресурсного и организационного обеспечения создания и развития зон отдыха. Угрозы, вызванные неверным поведением (действиями) людей на водных объектах, формируют основную часть причин возникновения несчастных случаев: - незнание элементарных правил поведения на водных объектах (включая правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим), правил эксплуатации технических средств (включая плавсредства); - недисциплинированность, пренебрежение мерами безопасности и их несоблюдение на водных объектах, проявляющиеся в купании в необорудованных для этого местах, нахождение на водных объектах в нетрезвом виде и управление маломерными судами в состоянии алкогольного опьянения; - отсутствие должного контроля родителей за детьми; - личная неосторожность, непредусмотрительность, потеря самоконтроля, резкое ухудшение здоровья, другие психотехнические характеристики отдыхающих на воде; - отсутствие необходимой уборки и очистки территории зоны отдыха (пляжа) от продуктов загрязнения. Угрозы вредных воздействий антропогенного и техногенного характера обусловлены относительным ростом вероятности возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций. Эти угрозы способствуют возникновению таких экологических причин возникновения несчастных случаев, как: - ухудшение качества воды, вызванное промышленными и муниципальными сбросами сточных вод; - загрязнение территории водных объектов вследствие накопления промышленных отходов, мусора, водорослей и иной растительности; - несанкционированные пляжные мото- и автогонки; - несанкционированное строительство зон отдыха и эксплуатация их с низким уровнем качества предоставляемых услуг обслуживания, в том числе обеспечения безопасности и спасения. Угрозы, обусловленные природными явлениями и не являющиеся напрямую следствием действий человека на воде, формируют такие причины возникновения несчастных случаев, как: - проявления природных чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных погодных условий, включая разливы рек, подтопления, инфекции, ультрафиолетовое и радиологическое излучение, химическое воздействие и т.п.; - биологических чрезвычайных ситуаций, включая воздействие животных, птиц, опасных микроорганизмов и т.п. Угрозы, вызванные низким уровнем нормативного правового, ресурсного и организационного обеспечения создания и развития зон отдыха, формируют такие причины возникновения несчастных случаев, как: - несоответствие услуг, предоставляемых на водных объектах, современным требованиям; - осуществление ресурсного обеспечения рекреационной системы по остаточному принципу, урезание возможностей ее формирования и развития и, как следствие, не в полной мере отвечающее современным требованиям техническое состояние объектов материально-технической базы системы охраны жизни людей на воде, а также санитарно-гигиенического оборудования и средств экологического контроля; - недостаточный контроль со стороны органов государственного управления за выполнением существующих нормативных правовых требований и регламентов безопасности на водных объектах; - отсутствие действенных штрафных и иных санкций за невыполнение регулирующих и контрольных функций со стороны должностных лиц органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, отвечающих за содержание и эксплуатацию водных объектов, подготовку обслуживающего персонала зон отдыха, спасателей и медицинского персонала, а также за нарушение санитарно-гигиенических и экологических норм; - отсутствие законодательно установленных требований по информационному обеспечению отдыхающих на водоемах Москвы о качестве воды, особо уязвимых участках прибрежной зоны (включая ее флору и фауну), категорировании пляжей в городе Москве, имеющихся уровнях загрязнения водных объектов и т.п.; - отсутствие на водных объектах современных средств связи оповещения и экстренного информирования коллективного пользования; - отсутствие центров (образовательной службы), освещающих вопросы системы охраны жизни людей на воде, экологии водной системы Москвы с использованием средств массовой информации, сети Интернет и т.п. |