ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ ПО ЛИЦЕНЗИОННЫМ ДОГОВОРАМ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ. В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ НЕ УЧИТЫВАЮТ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОСЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА НА ИХ ИСПОЛЬЗО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.08.09 03-03-06/1/526

               ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ ПО ЛИЦЕНЗИОННЫМ 
         ДОГОВОРАМ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
    ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ. В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ПРОГРАММНЫЕ 
   ПРОДУКТЫ НЕ УЧИТЫВАЮТ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОСЛЕ 
    ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА НА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ 
  АДАПТАЦИЮ И ДОРАБОТКУ ПРОГРАММ - МОДИФИКАЦИЮ. РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 
       НА МОДИФИКАЦИЮ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ОПЛАТУ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ 
       ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ, ОПЛАТУ УСЛУГ СТОРОННИХ КОНСУЛЬТАНТОВ, 
       ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ, МОДИФИКАЦИИ И 
       ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ, И МОГУТ ПРЕВЫШАТЬ СУММУ 
      РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 
     ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ. В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 26 П. 1 СТ. 264, П. 1
   СТ. 272 НК РФ, П. 4 СТ. 1235 ГК РФ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ
    НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
       НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАВНОМЕРНО В ТЕЧЕНИЕ СРОКА, НА КОТОРЫЙ
        ЗАКЛЮЧЕН ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР, А ПРИ ЕГО ОТСУТСТВИИ -
  В ТЕЧЕНИЕ СРОКА, ОПРЕДЕЛЕННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
        В КАКОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ
      РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ ПО АДАПТАЦИИ
     И МОДИФИКАЦИИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ: ЕДИНОВРЕМЕННО ИЛИ РАВНОМЕРНО
       В ПОРЯДКЕ, АНАЛОГИЧНОМ ПОРЯДКУ, УСТАНОВЛЕННОМУ ДЛЯ УЧЕТА
     РАСХОДОВ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ
          ЭВМ, УЧИТЫВАЯ ТО, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ РАБОТ БУДУТ
         ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ СРОКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОГО
                        ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          17 августа 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/526
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о  порядке  учета  в целях налогообложения прибыли расходов по
модификации программ для ЭВМ и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пп.  26  п.  1  ст.  264  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  составе прочих расходов,
связанных  с  производством  и (или) реализацией, учитываются расходы,
связанные  с  приобретением  права на использование программ для ЭВМ и
баз   данных   по   договорам   с  правообладателем  (по  лицензионным
соглашениям).   К   указанным  расходам  также  относятся  расходы  на
приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее
20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
     Расходы  по  внедрению  и доработке программного продукта для ЭВМ
также  учитываются  в составе прочих расходов согласно пп. 26 п. 1 ст.
264 Кодекса.
     Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в
том  отчетном  (налоговом)  периоде,  в  котором эти расходы возникают
исходя  из  условий  сделок.  В  случае  если сделка не содержит таких
условий  и  связь  между доходами и расходами не может быть определена
четко   или   определяется  косвенным  путем,  расходы  распределяются
налогоплательщиком самостоятельно.
     Организации,    применяющие    метод   начисления,   расходы   на
приобретение  программы  для  ЭВМ учитывают в составе прочих расходов,
связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:
     если  по  условиям договора на приобретение неисключительных прав
установлен   срок   использования   программ   для  ЭВМ,  то  расходы,
относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении
налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
     если  из  условий  договора на приобретение неисключительных прав
нельзя  определить  срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему
мнению,   произведенные   расходы  распределяются  с  учетом  принципа
равномерности  признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик
в  налоговом  учете вправе самостоятельно определить период, в течение
которого  указанные  расходы  подлежат учету для целей налогообложения
прибыли.
     Одновременно  сообщаем,  что  в  соответствии  с  п.  4  ст. 1235
Гражданского кодекса Российской Федерации срок, на который заключается
лицензионный    договор,    не    может   превышать   срока   действия
исключительного  права  на результат интеллектуальной деятельности или
на средство индивидуализации.
     В  случае,  когда  в  лицензионном  договоре срок его действия не
определен, договор считается заключенным на пять лет, если Гражданским
кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное.
     Таким  образом,  в  случае  если  в  договоре  (соглашении)  срок
использования   приобретенного   программного   продукта   не  указан,
налогоплательщик    самостоятельно   определяет   срок   использования
приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении
определения   указанного  срока,  установленных  Гражданским  кодексом
Российской Федерации.
     По   нашему   мнению,   аналогичный  порядок  признания  в  целях
налогообложения  прибыли  следует  применять  в  отношении расходов по
работам,  связанным  с  адаптацией  и  модификацией  программ для ЭВМ,
результаты  которых  будут использоваться налогоплательщиком в течение
срока использования программного продукта.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
                                                                      
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 августа 2009 г. 
N 03-03-06/1/526