О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДА ОТ ПОГАШЕНИЯ ПАЕВ СОЗДАННОГО В РФ ЗАКРЫТОГО ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА НЕДВИЖИМОСТИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ ЕДИНСТВЕННОМУ ПАЙЩИКУ - КИПРСКОЙ КОМПАНИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 апреля 2009 г. N 03-08-05 (Д) В связи с запросом относительно порядка налогообложения дохода от погашения паев созданного в Российской Федерации закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, выплачиваемого управляющей компанией единственному пайщику, являющемуся юридическим лицом - резидентом Республики Кипр, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон) паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Согласно п. 1 ст. 14 Закона инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяет одинаковую долю в праве общей собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и одинаковые права его владельца. Инвестиционный пай закрытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, то право на получение такого дохода. Доход, получаемый владельцем инвестиционного пая от погашения паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, фактически может складываться из следующих составных частей: - дохода от отчуждения недвижимого имущества; - дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду и (или) субаренду и др. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, регламентируются ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Подпунктами 6 и 7 п. 1 ст. 309 Кодекса установлено, что доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в России через постоянное представительство, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника их выплаты. В случае если владельцем пая является иностранная организация - резидент Республики Кипр, налогообложение дохода, получаемого владельцем инвестиционного пая от погашения паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, осуществляется с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение). Согласно ст. 6 Соглашения доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства (Кипра) от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве (России), в том числе и от сдачи его в аренду, могут облагаться налогом в этом другом Государстве (России). Статья 13 Соглашения устанавливает, что доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства (Кипра) от отчуждения недвижимого имущества, определенного в ст. 6 Соглашения и находящегося в другом Договаривающемся Государстве (России), могут облагаться налогами в этом другом Государстве (России). Таким образом, Соглашение предоставляет Российской Федерации первоочередное право налогообложения доходов резидента Республики Кипр от отчуждения и использования недвижимого имущества, расположенного в Российской Федерации, при условии, что такие виды дохода подлежат налогообложению в соответствии с российским законодательством в области налогов и сборов. Соответствующие ставки, по которым осуществляется налогообложение, определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Однако сделать однозначный вывод о структуре дохода, получаемого владельцем инвестиционного пая от погашения паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, ввиду отсутствия информации, в том числе о структуре активов закрытого паевого инвестиционного фонда, не представляется возможным. Если данный доход состоит не только из тех видов дохода, которые перечислены выше, то их налогообложение регулируется с учетом соответствующих положений российско-кипрского Соглашения. Пунктом 1 ст. 310 Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода. Принимая во внимание, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, обязанность по исчислению и удержанию налога с доходов, полученных кипрской организацией от источников в Российской Федерации, возлагается на управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление паевым инвестиционным фондом недвижимости. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 29 апреля 2009 г. N 03-08-05 |