О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ БЕЛЬГИЙСКОГО БАНКА, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ РОССИЙСКИМ БАНКОМ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ ПОСТФИНАНСИРОВАНИЕ ПО АККРЕДИТИВУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.04.09 03-08-05/2

             О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ
        БЕЛЬГИЙСКОГО БАНКА, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ РОССИЙСКИМ БАНКОМ ЗА
          ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ ПОСТФИНАНСИРОВАНИЕ ПО АККРЕДИТИВУ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          28 апреля 2009 г.
                             N 03-08-05/2

                                 (Д)

     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
запрос относительно налогообложения  процентных  доходов  иностранного
банка   -   резидента  Бельгии,  выплачиваемых  российским  банком  за
предоставленное постфинансирование по аккредитиву,  открытому  в  этом
банке, и сообщает.
     Согласно пп.  3  п.  1  ст.  309  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  к  доходам  иностранной  организации от
источников  в  Российской  Федерации,  подлежащим  обложению  налогом,
удерживаемым у источника выплаты дохода, относится процентный доход от
долговых обязательств любого вида.
     Учитывая, что  ст.  7  Кодекса установлен приоритет норм и правил
международного договора Российской Федерации,  содержащего  положения,
касающиеся налогообложения,  над правилами и нормами, предусмотренными
Кодексом,  к процентным доходам,  выплачиваемым российским  банком  за
предоставление   отсрочки   платежа   по   аккредитиву,   открытому  в
бельгийском банке - исполняющем  банке,  следует  применять  положения
статьи,  регулирующей  налогообложение  процентного дохода,  Конвенции
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Бельгии   об   избежании  двойного  налогообложения  и  предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
от 16.06.1995 (далее - Конвенция).
     В соответствии с пп.  "с"  п.  3  ст.  11  "Проценты"  Конвенции,
указанным   в   запросе,   проценты  по  займам  -  не  представленным
документами на предъявителя - предоставляемым банками  или  кредитными
учреждениями   другого   Договаривающегося  государства,  не  подлежат
налогообложению в том  Договаривающемся  государстве,  в  котором  они
возникают.
     Однако следует учитывать,  что согласно ст.  807 "Договор  займа"
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  по  договору  займа одна
сторона  (заимодавец)  передает   в   собственность   другой   стороне
(заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а
заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же  сумму  денег  (сумму
займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и
качества.  Кроме того,  в соответствии с гл.  46 Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  расчеты  по  аккредитиву являются одной из форм
безналичных  расчетов,  а  не  одним  из  видов  займа.  Поэтому   при
налогообложении  процентных доходов бельгийского банка,  полученных от
российского банка за предоставление отсрочки платежа  по  аккредитиву,
открытому  в  этом банке,  положения пп.  "с" п.  3 ст.  11 "Проценты"
Конвенции, по нашему мнению, неприменимы.
     В соответствии  с  п.  3  ст.  43 Кодекса в целях налогообложения
процентами признается любой заранее заявленный (установленный)  доход,
в  том  числе  в виде дисконта,  полученный по долговому обязательству
любого  вида  (независимо  от  способа  его  оформления).   При   этом
процентами  признаются,  в частности,  доходы,  полученные по денежным
вкладам и долговым обязательствам.
     Таким образом,  комиссия за предоставленное постфинансирование по
аккредитивам,    выплачиваемая    бельгийскому    банку,    в    целях
налогообложения   прибыли   (дохода)  приравнивается  к  процентам  по
долговому обязательству, иному чем заем, не представленный документами
на   предъявителя.   Следовательно,   налогообложение   на  территории
Российской Федерации процентных доходов иностранного банка - резидента
Бельгии  осуществляется  в  соответствии  с  п.  2  ст.  11 "Проценты"
Конвенции по ставке 10 процентов.
     Одновременно сообщаем,   что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N  03-02-07/2-138  направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
28 апреля 2009 г.
N 03-08-05/2