ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА СВЕТОФОРНЫЙ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ РЕГУЛИРУЕТ АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВЪЕЗДОМ НА ТЕРРИТОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - СДАЧА В АРЕНДУ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЕЙ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ, ОФИСНЫХ И СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. АРЕНДАТОРАМИ В ЧИСЛЕ ПРОЧИХ ЯВЛЯЮТСЯ ТРАНСПОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ, ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ, ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОМОБИЛИ. НАЛИЧИЕ СВЕТОФОРНОГО ОБЪЕКТА ОБЕСПЕЧИЛО БЕЗАВАРИЙНЫЙ ВЪЕЗД, ВЫЕЗД ГРУЗОВОГО И ЛЕГКОВОГО ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ, ЧТО УВЕЛИЧИЛО ЧИСЛО АРЕНДАТОРОВ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТЫ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И ОБСЛУЖИВАНИЮ СВЕТОФОРНОГО ОБЪЕКТА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 августа 2009 г. N 03-03-06/1/536 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов по приобретению и обслуживанию светофорного объекта в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен НК РФ. Согласно позиции ВАС РФ, отраженной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 19 августа 2009 г. N 03-03-06/1/536 |