ООО ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ УЧРЕДИТЕЛЕМ ВНОВЬ СОЗДАВАЕМОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (АНО). ТАКЖЕ ПЛАНИРУЕТСЯ, ЧТО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОТ ООО В КАЧЕСТВЕ ВЗНОСА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ АНО И ДАННЫЙ ВЗНОС СОСТАВИТ БОЛЕЕ 50% ОТ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО АНО. 1. БУДУТ ЛИ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ПЕРЕДАННЫЕ ООО В КАЧЕСТВЕ ВЗНОСА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ АНО, ОБЛАГАТЬСЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВНЫМИ ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ АНО ДАННЫЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МОГУТ ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ? БУДУТ ЛИ ВЫБЫВШИЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ У ООО? 2. ПОДЛЕЖИТ ЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДС ПЕРЕДАЧА АНО ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОДНОВРЕМЕННО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ТАК И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 августа 2009 г. N 03-03-06/1/542 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее. 1. Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со ст. 26 Закона N 7-ФЗ могут являться среди прочего добровольные имущественные взносы и пожертвования. При этом законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. Действующее законодательство не содержит запрета на получение пожертвований автономными некоммерческими организациями. В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. При целевом пожертвовании переданное имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования. В целях налогообложения прибыли, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 НК РФ. К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, в случае если полученные автономной некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 НК РФ видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Во всех остальных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения прибыли у передающей стороны основных средств, переданных в качестве имущественного взноса в автономную некоммерческую организацию, необходимо учитывать следующее. Статьей 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе не влечет признания дохода у передающей стороны. При этом следует учитывать, что согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. 2. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом п. 2 данной статьи НК РФ определен перечень операций, не признаваемых в целях применения этого налога объектами налогообложения. На основании пп. 1 п. 2 ст. 146 и пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача основных средств некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Что касается передачи основных средств некоммерческим организациям для осуществления ими предпринимательской деятельности, то указанным перечнем такие операции не предусмотрены. Кроме того, указанные операции не поименованы в ст. 149 НК РФ, которой установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, передача некоммерческим организациям основных средств для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности, по нашему мнению, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 21 августа 2009 г. N 03-03-06/1/542 |