ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБСИДИИ В РАМКАХ ДОГОВОРОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ. ОТНОСЯТСЯ ЛИ УКАЗАННЫЕ СУБСИДИИ К ЦЕЛЕВЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАЮТСЯ ПОЛУЧЕННЫЕ СУБСИДИИ И РАСХОДЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЗА СЧЕТ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев запрос, сообщает следующее. При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. В соответствии с п. 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий: 1) средства должны быть получены напрямую из бюджета; 2) полученные средства должны носить целевой характер; 3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ. Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/547 |