ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 09.06.09 193

                 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
          ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
                                   
                            9 июня 2009 г. 
                                N 193
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     Состояние   законности   в   налоговой  сфере  свидетельствует  о
распространенном   характере   нарушений  закона  со  стороны  органов
государственной  власти и местного самоуправления, органов Федеральной
налоговой    службы    и    налогоплательщиков.    Органами   местного
самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов
в   налоговой  сфере  и  установления  незаконных  налогов  и  сборов.
Налоговыми  органами  не  в  полной  мере  осуществляются  функции  по
выявлению  и  пресечению  нарушений  налогового  законодательства,  не
принимаются  адекватные  меры  по  взысканию  задолженности  по уплате
налогов   и   сборов,   допускаются   нарушения   при  государственной
регистрации   юридических   лиц.  Кредитными  организациями  (банками)
несвоевременно    исполняются    либо    не    исполняются   поручения
налогоплательщиков  или  налоговых  агентов  о  перечислении налогов и
сборов  в  бюджеты  и  государственные внебюджетные фонды. Имеют также
место  факты  коррупционных  проявлений  и  совершения  иных  уголовно
наказуемых деяний.
     Существуют  недостатки  и  в организации прокурорского надзора на
данном  направлении.  Не  всегда  обеспечиваются  системный  подход  к
проводимой   работе,   качество  надзорных  мероприятий  и  адекватное
реагирование на факты нарушений.
     В  целях  активизации  и совершенствования практики прокурорского
надзора  в  названной  сфере,  руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
     1.  Заместителям  Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам  главных  управлений  и управлений Генеральной прокуратуры
Российской   Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
прокурорам  городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и
прокурорам  иных  специализированных прокуратур принять дополнительные
меры по укреплению законности и повышению уровня прокурорского надзора
за исполнением законодательства о налогах и сборах.
     1.1.   Осуществлять   постоянный  мониторинг  в  сфере  налоговых
правоотношений    и    информационное    взаимодействие   с   органами
государственной    власти,   правоохранительными   и   контролирующими
органами.
     1.2.   Приоритетными   направлениями  в  рассматриваемой  области
считать  надзор  за законностью правовых актов; за исполнением законов
налоговыми  органами,  органами  власти  и  местного самоуправления, а
также  органами  управления  и  руководителями  кредитных  организаций
(банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков;
за   следствием,   производством   дознания   и   оперативно-розыскной
деятельностью по делам и материалам соответствующей направленности.
     Обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.
     1.3.  Усилить  надзор  за  законностью правовых актов федеральных
органов   исполнительной  власти,  представительных  и  исполнительных
органов   власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного
самоуправления  в  сфере  налогообложения,  обратив внимание на случаи
превышения ими предоставленных полномочий.
     При  проверке  таких  актов  при  необходимости  принимать меры к
организации   антикоррупционной  экспертизы;  регулярно  проверять  на
коррупциогенность практику правоприменения.
     Исключить  случаи  несвоевременного  реагирования  на  незаконные
правовые  акты.  При  наличии  оснований направлять в суды заявления о
признании  нормативных  правовых  актов,  нарушающих  права, свободы и
законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью
или в части.
     1.4.   Обеспечить   системный   надзор   за  исполнением  законов
налоговыми   органами,  акцентировав  внимание  на  осуществлении  ими
полномочий  по  контролю  и  надзору за соблюдением законодательства о
налогах  и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц,
применению  мер  ответственности за допущенные правонарушения, а также
на  исполнении  ими  обязанности  по  направлению  материалов в органы
внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.
     1.5.  Требовать  от  налоговых органов строгого соблюдения прав и
законных   интересов   налогоплательщиков  в  связи  с  осуществлением
налогового  контроля,  взысканием  и  перечислением  налогов и сборов.
Обеспечить  строгое  исполнение требований закона при санкционировании
ареста  имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст.
77 НК РФ.
     Принимать  меры  к предотвращению фактов дублирования контрольных
мероприятий  и  использования  проверок для оказания административного
давления на субъекты предпринимательской деятельности.
     Исключить  факты  необоснованного  вмешательства  в экономическую
деятельность  налогоплательщиков  (юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей),   а   также   незаконного   применения  к  ним  мер
принуждения и ответственности.
     При  проведении  каждой  проверки  принимать  меры  к выявлению и
устранению фактов коррупционного риска.
     1.6.   При   наличии   оснований   с   привлечением  специалистов
организовывать    проверки    исполнения    организациями   налогового
законодательства,  в первую очередь - соблюдения установленных законом
порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней,
а  также  государственные  внебюджетные  фонды,  не  подменяя при этом
уполномоченные государственные органы контроля.
     1.7.  Регулярно  проводить  проверки деятельности службы судебных
приставов   в   части   соблюдения  порядка  исполнения  постановлений
налоговых  органов  о  взыскании  налога  или  сбора за счет имущества
налогоплательщика или налогового агента.
     1.8.  Повысить  качество и эффективность прокурорского надзора за
следствием,     производством    дознания    и    оперативно-розыскной
деятельностью  в  целях  эффективного  предупреждения,  своевременного
выявления   и   пресечения   преступлений,   а   также   качественного
расследования  уголовных  дел  в  налоговой  сфере. Предъявлять иски к
физическим   и   юридическим   лицам,   которые   в   соответствии   с
законодательством   несут   ответственность   за   вред,   причиненный
преступлениями.
     1.9. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения
выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных
виновных лиц.
     В  случаях  выявления  фактов противоправных действий, содержащих
признаки   преступления,  согласно  предоставленным  законодательством
полномочиям   выносить   мотивированное  постановление  о  направлении
соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об
уголовном преследовании.
     1.10.  В  целях  обеспечения  эффективного взаимодействия органов
государственной  власти, правоохранительных и контролирующих органов в
борьбе   с   правонарушениями   и  преступлениями  в  налоговой  сфере
возникающие   проблемы   правоприменительной   практики  обсуждать  на
координационных  совещаниях,  заседаниях  совместных  рабочих  групп и
коллегий.
     1.11.  Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на
этом   участке   работы.  Активнее  использовать  возможности  средств
массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.
     2.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным и другим специализированным прокурорам:
     2.1.  Анализировать состояние законности и практику прокурорского
надзора  в  налоговой  сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и
результаты обобщений использовать для совершенствования работы.
     2.2.   О   результатах   надзорной   деятельности   на  указанном
направлении  по  итогам  работы  за год, наиболее серьезных нарушениях
закона  и  возникающих проблемах правоприменения информировать Главное
управление  по  надзору  за  исполнением федерального законодательства
Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
     3.  При организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере
помимо   настоящего  Приказа  руководствоваться  положениями  Приказов
Генерального  прокурора  Российской  Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об
организации  прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением
прав  и  свобод  человека  и  гражданина"  и  от  31.03.2008  N 53 "Об
организации   прокурорского  надзора  за  соблюдением  прав  субъектов
предпринимательской деятельности".
     4.   Считать   утратившим   силу  Приказ  Генерального  прокурора
Российской   Федерации  от  11.02.2003  N  9  "О  мерах  по  повышению
эффективности  прокурорского надзора за исполнением законодательства о
налогах и сборах".
     5.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителей    Генерального   прокурора   Российской   Федерации   по
направлениям деятельности.
     Приказ  направить  заместителям Генерального прокурора Российской
Федерации,  начальникам  главных  управлений  и управлений Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской
Федерации,  приравненным  к  ним  военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных
учреждений,  которым  довести  его  содержание до сведения подчиненных
работников.
    
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
9 июня 2009 г. 
N 193