ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ. Распоряжение. Федеральная таможенная служба. 07.07.09 123-Р

Оглавление

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ
       ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
       СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ
                         В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                            7 июля 2009 г.
                               N 123-р

                                 (Д)


     В  целях  совершенствования  организации  подготовки  к ведению и
ведения  гражданской  обороны  и  защиты  от  чрезвычайных  ситуаций в
таможенных  органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и
во  исполнение  Приказа  ФТС  России  от 31 декабря 2008 г. N 1707 "Об
утверждении   плана   основных  мероприятий  по  вопросам  гражданской
обороны,    предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
обеспечения  пожарной  безопасности  и  безопасности  людей  на водных
объектах  таможенных  органов  и учреждений, находящихся в ведении ФТС
России, на 2009 год" обязываю:
     1.  Утвердить  прилагаемые  Методические рекомендации по вопросам
организации  гражданской  обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций в
таможенных  органах  и  учреждениях,  находящихся в ведении ФТС России
(далее - Методические рекомендации).
     2.   Начальников  региональных  таможенных  управлений,  таможен,
руководителей  учреждений,  находящихся  в  ведении  ФТС  России,  при
организации  подготовки  к  ведению  и  ведения  гражданской обороны и
защиты   от   чрезвычайных   ситуаций  руководствоваться  прилагаемыми
Методическими рекомендациями.
     Контроль  за  исполнением  настоящего  распоряжения  оставляю  за
собой.

Первый заместитель
руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
                                                           В.М.МАЛИНИН
7 июля 2009 г.
N 123-р


                                                            Приложение

                                             к распоряжению ФТС России
                                                   от 7 июля 2009 года
                                                               N 123-р

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
         ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ
     ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ,
                   НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ

                   I. Назначение и решаемые задачи

     Методические  рекомендации  по  вопросам  организации гражданской
обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ГОЧС) в таможенных
органах  и  учреждениях,  находящихся  в  ведении  ФТС России (далее -
методические   рекомендации),   предназначены   для   должностных  лиц
(работников)  (далее  -  должностные  лица), уполномоченных на решение
задач в области ГОЧС.
     Гражданская  оборона  (далее  -  ГО)  -  система  мероприятий  по
подготовке  к  защите и по защите населения, материальных и культурных
ценностей   на   территории   Российской   Федерации   от  опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
а   также   при   возникновении  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера.
     Порядок  подготовки  к  ведению  и  ведение гражданской обороны в
таможенных  органах  и  учреждениях,  находящихся в ведении ФТС России
(далее  -  таможенные  органы), определены Положением об организации и
ведении   гражданской   обороны  в  таможенных  органах,  утвержденным
Приказом  ФТС  России  от  7  ноября  2008  г. N 1389, разработанным в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26
ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в
Российской Федерации".
     Ведение  гражданской  обороны  в  таможенных органах начинается с
момента  объявления состояния войны на территории Российской Федерации
или  в  отдельных  ее местностях, фактического начала военных действий
или  введения  Президентом  Российской Федерации военного положения на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также
при  возникновении  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного
характера.
     Руководство    гражданской    обороной   в   таможенных   органах
осуществляют руководители (начальники) таможенных органов.
     Руководители  (начальники)  таможенных  органов  в  целях решения
задач   управления   в   области   гражданской  обороны  и  защиты  от
чрезвычайных    ситуаций   создают   (назначают)   органы   управления
гражданской обороной - структурные подразделения (работников), которые
специально   уполномочены  на  решение  задач  в  области  гражданской
обороны,  а  также  создают  штабы  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям.
     Управление   гражданской   обороной   осуществляют   (организуют)
руководители  (начальники)  таможенных  органов  посредством штабов по
делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям таможенных органов
на  основе планов гражданской обороны таможенных органов, определяющих
объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по
приведению  гражданской  обороны  таможенных  органов  в установленные
степени  готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе
ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
     Структура  органов  управления  гражданской  обороной  таможенных
органов  строится  на  основе  существующей  системы централизованного
управления таможенными органами по подчиненности.
     В  целях обеспечения организованного и планомерного осуществления
мероприятий  по  гражданской обороне в таможенных органах, в том числе
своевременного  оповещения  руководства,  должностных  лиц  таможенных
органов  о  прогнозируемых  и  возникших  опасностях  в военное время,
оперативно-дежурные  службы  таможенных  органов  (во взаимодействии с
территориальными органами МЧС России) организовывают сбор информации в
области гражданской обороны и обмен ею с другими таможенными органами.
     Подготовка  органов  управления  гражданской  обороной и обучение
должностных  лиц  таможенных  органов организовывается и планируется в
рамках  единой  системы  подготовки  населения  в  области гражданской
обороны  и  защиты  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
     Основными  задачами  таможенных  органов  в  области  гражданской
обороны являются:
     повышение качества подготовки (переподготовки) руководителей всех
уровней  по  вопросам  организации защиты должностных лиц и работников
(далее   -   должностные   лица)  таможенных  органов  от  опасностей,
возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
     обучение должностных лиц таможенных органов в области гражданской
обороны;
     проведение  комплекса  мероприятий,  связанных  с  подготовкой  и
проведением  эвакуации  должностных  лиц таможенных органов, членов их
семей,  при  возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях военного и
мирного времени;
     совершенствование    системы   оповещения   гражданской   обороны
таможенных органов  и  подготовка  органов  управления,  оперативно  -
дежурных служб,  должностных лиц таможенных  органов  к  действиям  по
сигналам оповещения в условиях военного и мирного времени;
     поддержание   в   состоянии   постоянной   боевой   готовности  к
использованию   по   предназначению  защитных  сооружений  гражданской
обороны таможенных органов;
     создание  в  таможенных  органах  запасов  средств индивидуальной
защиты для должностных лиц таможенных органов;
     оснащение     нештатных     аварийно-спасательных    формирований
гражданской  обороны  (далее  -  НАСФ),  спасательных служб таможенных
органов  материально-техническими  средствами и имуществом гражданской
обороны;
     борьба  с  пожарами,  возникшими при ведении военных действий или
вследствие этих действий.

         II. Основные направления деятельности в области ГОЧС

     Обучение должностных лиц таможенных органов в области гражданской
обороны  и  защиты  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера включает:
     планирование     и     осуществление     обучения,    подготовки,
переподготовки,  повышения  квалификации  должностных  лиц  таможенных
органов   в   области  гражданской  обороны  (председателей  и  членов
эвакуационных   комиссий,  комиссий  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    и   обеспечению   пожарной   безопасности,
уполномоченных  на  решение  задач  в  области  гражданской обороны) в
Институте  развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России,
учебно-методических  центрах  по  гражданской  обороне  и чрезвычайным
ситуациям  субъектов  Российской  Федерации  и  на  курсах гражданской
обороны муниципальных образований;
     создание  в  таможенных  органах классов по гражданской обороне и
защите от чрезвычайных ситуаций;
     пропаганду  знаний  в  области  гражданской  обороны  и защиты от
чрезвычайных ситуаций.
     Оповещение  должностных  лиц  таможенных  органов  об опасностях,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
а   также   при   возникновении  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера, поддержание в состоянии постоянной готовности
системы   централизованного   оповещения  должностных  лиц  таможенных
органов     с     использованием     Ведомственной     интегрированной
телекоммуникационной сети ФТС России, осуществление ее модернизации на
базе  технических  средств  нового  поколения с внедрением современных
информационных   технологий   и   программного  обеспечения,  а  также
сопряжение   ее  с  системой  централизованного  оповещения  населения
Российской Федерации.
     Эвакуация  должностных  лиц  таможенных органов, членов их семей,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает:
     организацию планирования, подготовку и проведение эвакуации;
     подготовку районов размещения должностных лиц таможенных органов,
членов  их  семей,  материальных  и  культурных  ценностей, подлежащих
эвакуации;
     создание  и  организацию  деятельности  эвакуационных  органов, а
также подготовку (обучение) их личного состава.
     Обеспечение   должностных   лиц   таможенных   органов  защитными
сооружениями    гражданской    обороны    (убежищами)   и   средствами
индивидуальной защиты включает:
     поддержание  в состоянии постоянной готовности к использованию по
предназначению   и   техническое   обслуживание   защитных  сооружений
гражданской  обороны (далее - ЗС ГО), их технических систем, имеющихся
в  таможенных  органах  и  находящихся на балансе; подготовку в мирное
время  и  при  переводе гражданской обороны с мирного на военное время
заглубленных  помещений  (сооружений),  подвальных  помещений и первых
этажей зданий для укрытия должностных лиц таможенных органов;
     подготовку  в  мирное время соответствующих соглашений, договоров
на  совместное  использование  для  укрытия должностных лиц таможенных
органов  в  ЗС  ГО  железнодорожных  станций, морских и речных портов,
аэропортов  (аэродромов)  и  других  объектов  (мест), при которых они
осуществляют свою служебную деятельность;
     подготовку   в   мирное   время   и  строительство  при  переводе
гражданской  обороны с мирного на военное время быстровозводимых ЗС ГО
с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
     накопление, хранение, освежение и использование по предназначению
средств индивидуальной защиты должностных лиц таможенных органов.
     Обеспечение световой и других видов маскировки.
     Проведение   аварийно-спасательных   работ  при  ведении  военных
действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера.
     Обеспечение должностных лиц таможенных органов и членов их семей,
пострадавших   при   ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
действий, основными видами жизнеобеспечения.
     Борьба  с  пожарами,  возникшими при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
     Обнаружение  и  обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому, биологическому и иному заражению.
     Санитарная   обработка   должностных   лиц   таможенных  органов,
обеззараживание  зданий  и сооружений, специальная обработка техники и
территории.
     Восстановление  и  поддержание  порядка  в  районах  расположения
таможенных  органов,  пострадавших  при  ведении  военных действий или
вследствие  этих  действий,  а  также вследствие чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
     Восстановление    функционирования    системы    жизнеобеспечения
таможенных органов в военное время.
     Обеспечение готовности НАСФ и спасательных служб включает:
     создание  и  оснащение необходимым имуществом НАСФ и спасательных
служб;
     организацию  обучения  и  подготовки  НАСФ и спасательных служб к
выполнению задач по предназначению;
     определение  порядка  взаимодействия  и привлечения сил и средств
гражданской обороны МЧС России.
     Руководители  (начальники)  таможенных органов несут персональную
ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской
обороне  и  защите  должностных лиц таможенных органов, материальных и
культурных  ценностей  от  опасностей, возникающих при ведении военных
действий  или  вследствие  этих  действий,  а  также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        III. Обязанности должностного лица таможенного органа,
                    уполномоченного в области ГОЧС

     На  должностное  лицо, уполномоченное в области ГОЧС, возлагаются
следующие обязанности:
     организация  обучения должностных лиц таможенного органа способам
защиты  от  опасностей,  возникающих  при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
     организация   оповещения   должностных  лиц  таможенного  органа,
участие   в   создании   и   поддержании  в  постоянной  готовности  к
использованию локальных систем оповещения;
     разработка  эвакуационных  мероприятий  и  организация подготовки
загородной зоны;
     учет защитных сооружений и контроль за их состоянием;
     создание,    оснащение,   подготовка   и   применение   нештатных
аварийно-спасательных  формирований  гражданской  обороны  таможенного
органа;
     разработка  и  организация  проведения  командно-штабных учений и
тренировок по ГОЧС;
     участие  в  планировании  работ по вопросам ГОЧС, направленных на
решение задач, поставленных руководством таможенного органа;
     проведение  организационных и методических мероприятий, связанных
с  реализацией и разработкой перспективных и текущих планов работы ФТС
России,  регионального  таможенного  управления  и таможни по вопросам
ГОЧС;
     осуществление контроля исполнения запланированных мероприятий;
     подготовка  руководству  таможенного  органа  информации о ходе и
итогах исполнения запланированных мероприятий по вопросам ГОЧС;
     проведение  анализа  проблемных  вопросов, возникающих в процессе
работы  таможенного  органа, подготовка руководству таможенного органа
соответствующего доклада с предложениями их решения;
     оказание  методической и практической помощи в работе должностным
лицам таможенного органа по вопросам ГОЧС в рамках своей компетенции;
     подготовка  материала  в доклад руководству таможенного органа, а
также  соответствующих информационно-аналитических данных к заседаниям
и оперативным совещаниям по вопросам ГОЧС;
     подготовка  докладов,  отчетов,  справок  и  других материалов по
вопросам ГОЧС в вышестоящие таможенные органы;
     разработка  методических  документов по вопросам ГОЧС таможенного
органа;
     участие  в планировании выделения денежных средств на мероприятия
гражданской обороны таможенного органа;
     разработка    проектов    документов,   регламентирующих   работу
таможенного  органа в области гражданской обороны, во взаимодействии с
местными и региональными управлениями ГОЧС;
     разработка  и  организация  проведения  мероприятий по световой и
другим видам маскировки;
     учет  и  хранение  в  установленном  порядке  документов, а также
закрепленного материально-технического имущества.

                  IV. Планирование мероприятий ГОЧС

     Планирование  мероприятий ГОЧС осуществляется с целью обеспечения
организованности   и  целенаправленности  в  подготовке  и  проведении
мероприятий   ГОЧС  по  защите  должностных  лиц  таможенных  органов,
повышению  устойчивости  работы  объектов таможенных органов в военное
время,   а   также   при  проведении  аварийно-спасательных  и  других
неотложных работ в очагах поражения.
     Руководители  (начальники)  таможенных  органов  в мирное время в
пределах  своих  полномочий  и  в  порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами:
     планируют и организуют проведение мероприятий по ГОЧС;
     проводят  мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования
в военное время;
     осуществляют   обучение   должностных   лиц  способам  защиты  от
опасностей,  возникающих  при  ведении военных действий или вследствие
этих действий;
     создают  и  поддерживают  в  состоянии  постоянной  готовности  к
использованию локальные системы оповещения;
     создают   и   содержат   в   целях   гражданской  обороны  запасы
материально-технических,   продовольственных,   медицинских   и   иных
средств;
     создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность;
     ведут   учет   существующих  и  создаваемых  защитных  сооружений
гражданской  обороны,  принимают  меры  по  поддержанию их в состоянии
постоянной готовности к использованию;
     создают   и   поддерживают   в  состоянии  постоянной  готовности
нештатные аварийно-спасательные формирования;
     осуществляют  другие  мероприятия  по выполнению организационных,
инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и
других требований ГОЧС.
     Указанные   мероприятия   осуществляются  на  основании  ежегодно
разрабатываемого  плана  основных  мероприятий по вопросам гражданской
обороны,    предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций,
обеспечения  пожарной  безопасности  и  безопасности  людей  на водных
объектах (далее - План основных мероприятий).
     В таможенном органе также разрабатываются и ежегодно уточняются:
     план гражданской обороны таможенного органа;
     план   действий   по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа;
     план эвакуации таможенного органа.
     Работу  по  разработке  Плана основных мероприятий на год условно
можно разделить на 3 основных этапа:
     1 этап - организационно-подготовительный;
     2 этап - практическая разработка плана;
     3 этап - согласование и утверждение плана.
     На   первом   этапе  работы  осуществляется  определение  состава
исполнителей,  подготовка  исполнителей к работе, изучение руководящих
документов,   сбор   и   изучение  исходных  данных,  необходимых  для
разработки  плана,  определение  общего  объема  работ,  распределение
обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени.
     На   втором   этапе  проводится  обобщение  исходных  данных,  их
согласование  и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения
по  отдельным  вопросам,  организуется взаимодействие с организациями,
расположенными в пунктах нахождения таможенного органа, осуществляется
разработка проекта плана.
     На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с
территориальными  органами  МЧС  России  и  утверждается руководителем
таможенного органа.
     Исходными  данными  для  разработки  Плана  основных  мероприятий
таможенного органа на год являются:
     план  основных  мероприятий  ФТС  России  по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год;
     приказ    (распоряжение)   таможенного   органа   по   подготовке
должностных лиц и работников таможенных органов в области ГОЧС;
     предложения   по   включению   мероприятий   в  проект  плана  от
должностных лиц таможенного органа;
     организационно-методические   указания   управления  ГОЧС  пункта
нахождения таможенного органа по вопросам планирования мероприятий.
     План  основных  мероприятий  таможенного  органа состоит из шести
основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы.
     Разделы Плана основных мероприятий.
     I.  Участие  таможенного  органа  в  мероприятиях, проводимых МЧС
России, управлением МЧС по региону, городу.
     Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС:
     учения, тренировки;
     обучение,  повышение  квалификации  должностных  лиц и работников
таможенных органов по вопросам ГОЧС.
     Мероприятия  по  проверке  готовности  органов  управления  сил и
средств   ГОЧС   таможенного  органа  по  предназначению  (ежемесячные
плановые   занятия  в  системе  ГОЧС,  проверки,  конференции,  сборы,
соревнования).
     II.  Разработка  нормативно-правовой  базы  по  вопросам  ГОЧС  и
пожарной безопасности.
     В данном разделе планируются следующие мероприятия:
     разработка положения по гражданской обороне в таможенном органе;
     разработка  проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по
вопросам ГОЧС на год;
     разработка   документов  статистической  отчетности  деятельности
таможенного органа.
     III.   Основные   мероприятия   таможенного   органа  по  ГОЧС  и
обеспечению пожарной безопасности:
     проведение   инструкторско-методических  занятий  с  должностными
лицами таможенного органа по вопросам ГОЧС;
     проведение  заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии
и  комиссии  по  предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности таможенного органа;
     подготовка  и  направление  в  ФТС  России  материалов ежегодного
доклада о состоянии гражданской обороны в таможенном органе;
     согласование  и  уточнение  районов  предполагаемой  эвакуации  и
размещения должностных лиц таможенного органа;
     организация контроля за целевым расходованием денежных средств на
ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности;
     проверка состояния первичных средств пожаротушения;
     составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и
имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности;
     приобретение   и   закупка   для  должностных  лиц  и  работников
таможенного органа индивидуальных средств защиты.
     IV. Учебно-тренировочные мероприятия:
     контроль  подготовки  должностных  лиц  и  работников таможенного
органа в области ГОЧС;
     проверка громкоговорящей связи на объектах таможенного органа;
     проведение  тренировок  по  сбору,  обработке  и  проверке систем
оповещения объектов таможенного органа;
     проведение  контрольных  занятий по проверке готовности дежурного
персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях.
     V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС таможенного органа:
     оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны;
     оборудование объектов таможенного органа информационными стендами
"Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях";
     подписка  на  литературу  по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной
безопасности.
     VI.  Контроль  за  организацией  выполнения  мероприятий  ГОЧС  и
обеспечения пожарной безопасности в таможенном органе:
     осуществление  контроля  за своевременной корректировкой планов и
приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности;
     контроль  за  организацией  обучения в подразделениях таможенного
органа  по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание
помощи в проведении занятий;
     контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по
плану региональных управлений МЧС;
     организация   подготовки   таможенного   органа   к   комплексным
проверкам.
     План  гражданской  обороны  (далее  - ГО) - это документ, который
определяет  объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления
мероприятий  по  приведению  ГО  в установленные степени готовности, к
переводу ее с мирного на военное положение и по выполнению возложенных
на нее задач в военное время.
     В  Плане  ГО должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской
обороны,  решение  начальника  таможенного  органа  на  их выполнение;
определены  силы  и  средства  для  проведения аварийно-спасательных и
других   неотложных   работ,   порядок  взаимодействия,  всестороннего
обеспечения  и управления; установлен порядок действий должностных лиц
при  решении  задач ГО как в условиях внезапного нападения противника,
так и при планомерном выполнении мероприятий ГО.
     План  ГО  таможенного  органа  должен  содержать  три  раздела  с
приложениями.
     I   раздел  "Краткую  оценку  возможной  обстановки  на  объектах
таможенного органа после нападения противника".
     II раздел "Выполнение мероприятий ГО в таможенном органе".
     III  раздел  "Выполнение  мероприятий  ГО на объектах таможенного
органа при внезапном нападении противника".
     К плану ГО целесообразно разработать следующие приложения:
     1)  основные  показатели  состояния  ГО  по состоянию на 1 января
текущего года;
     2)  возможная  обстановка  на  территории  таможенного органа при
возникновении ЧС;
     3)  календарный  план  выполнения  основных  мероприятий  ГО  при
переводе таможенного органа с мирного на военное время;
     4)  план мероприятий по защите должностных лиц таможенного органа
и членов их семей;
     5)  расчет укрытия должностных лиц таможенного органа и членов их
семей в защитных сооружениях и в загородной зоне;
     6)  расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет
на проведение мероприятий эвакуации;
     7)  план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости
функционирования таможенного органа в военное время;
     8) состав сил и средств ГО таможенного органа;
     9)  расчет  обеспечения  и  порядок выдачи средств индивидуальной
защиты должностным лицам таможенного органа;
     10) схема управления, связи и оповещения.
     Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера  имеет приоритет по сравнению с другими видами
работ  по  противодействию  этим  ситуациям.  Это обусловлено тем, что
социально-экономические      результаты     превентивных     действий,
предотвращающих  чрезвычайные  ситуации  и  урон от них, в большинстве
случаев   гораздо   более  важны  и  эффективны  для  должностных  лиц
таможенных органов, общества и государства, чем их ликвидация.
     Предупреждение   чрезвычайных   ситуаций   в  таможенных  органах
основано  на  мерах,  направленных на установление и исключение причин
возникновения  этих  ситуаций,  а  также  обуславливающих существенное
снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.
     Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера включает меры организационного,  организационно
- экономического, инженерно-технического и специального характера.
     Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как
в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от
них проводится по следующим направлениям:
     мониторинг  окружающей  природной  среды  и состояния техногенных
объектов;
     прогнозирование  чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного
характера и оценка их риска;
     предотвращение  в  возможных пределах некоторых неблагоприятных и
опасных  природных явлений и процессов путем систематического снижения
их накапливающего потенциала;
     разработка  и осуществление инженерно-технических мер по снижению
возможных  потерь  и  ущерба  от  чрезвычайных  ситуаций (смягчению их
возможных последствий) на объектах таможенных органов и территориях;
     подготовка  объектов таможенных органов и систем жизнеобеспечения
должностных лиц к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
     разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению
террористических и диверсионных актов и их последствий;
     проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной
безопасности;
     страхование природных и техногенных рисков;
     информирование   должностных  лиц  о  потенциальных  природных  и
техногенных угрозах на территории проживания.
     Для   комплексного  решения  вопросов,  связанных  с  проведением
конкретных  мероприятий  по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,  осуществляется их планирование. Планирование превентивных и
ликвидационных  мероприятий осуществляется в рамках планов действий по
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций, разрабатываемых
штабами ГОЧС таможенных органов.
     В  основе  организации  аварийно-спасательных и других неотложных
работ  лежит  заранее  разработанный план действий по предупреждению и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций.   Этот  план  разрабатывается  в
таможенном органе на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
для   соответствующей   территории   нахождения   таможенного  органа,
прогнозирования  вариантов  возможной  при  этом  обстановки,  анализа
возможных решений на проведение работ.
     План   действий   по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа должен
содержать два раздела с приложениями.
     I  раздел  "Краткая  характеристика объектов таможенного органа и
оценка возможной обстановки на его территории".
     II  раздел "Мероприятия, проводимые таможенным органом при угрозе
и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных
бедствий".
     К  Плану  действий  по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций   природного  и  техногенного  характера  таможенного  органа
целесообразно разработать следующие приложения:
     1)   схема   возможной   обстановки   при  возникновении  ЧС  (на
графическом плане таможенного органа);
     2)  календарный  план основных мероприятий таможенного органа при
угрозе и возникновении ЧС;
     3)  решение  председателя комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС
и  ПБ)  таможенного  органа  по  ликвидации  ЧС  (на графическом плане
таможенного органа);
     4)  расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий
по предупреждению и ликвидации ЧС;
     5)  организация  управления,  оповещения  и  связи  при  угрозе и
возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
     На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные,
характеризующие таможенный орган по аварийным и защитным свойствам. На
схеме  наносятся  места  размещения  сил  и средств НАСФ, а также сил,
выделяемых  по  плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для
ликвидации   ЧС,   защитные   сооружения,  органы  управления,  пункты
размещения    запасов   материально-технических   средств.   Наносятся
возможные   масштабы   и  характер  разрушений,  пожаров,  затоплений,
заражения  (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ)
в   результате  аварий  на  предприятиях  и  объектах  на  прилегающей
территории,  численность  работающих  должностных лиц и тех, кто может
находиться в зоне чрезвычайной ситуации.
     План  эвакуации таможенного органа, как правило, составляется без
деления на разделы и содержит приложения.
     План эвакуации включает:
     порядок  оповещения  должностных  лиц  и членов их семей о начале
эвакуации;
     численность   должностных  лиц  и  членов  их  семей,  подлежащих
эвакуации;
     районы размещения эвакуируемых;
     сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
     порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС;
     организация  обеспечения  общественного  порядка  и регулирования
дорожного движения на маршруте эвакуации;
     организация  обеспечения  эвакуируемых  средствами индивидуальной
защиты;
     организация  защиты  эвакуируемых  в  местах сбора и на маршрутах
эвакуации;
     порядок   размещения   эвакуируемых   в   безопасном   районе   и
первоочередного жизнеобеспечения;
     санитарно-противоэпидемические       и      лечебно-эвакуационные
мероприятия;
     порядок управления эвакомероприятиями;
     организация     информационного     обеспечения     и     порядок
инструктирования должностных лиц и членов их семей в ходе эвакуации.
     К Плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения:
     расчет должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации;
     места  размещения  сборных  эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и
безопасного района;
     расчет    транспорта   и   его   распределение   по   структурным
подразделениям таможенного органа;
     размещение   СЭП,  исходного  пункта  эвакуации  пешим  порядком,
станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых;
     состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность;
     схема оповещения о начале эвакуации;
     организация связи;
     карта размещения эвакуируемых в безопасном районе;
     порядок  оповещения  должностных  лиц  и членов их семей о начале
эвакуации и их инструктирования;
     численность   должностных  лиц  и  членов  их  семей,  подлежащих
эвакуации;
     СЭП,  за  которым  закреплен  или который развертывает таможенный
орган,  время  развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а
также членов их семей;
     порядок    подготовки   необходимых   документов   и   минимально
необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и
разгрузке в пунктах эвакуации;
     порядок  хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых
в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации,
а также охраны их;
     маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки;
     пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне;
     начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и
другие  должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода)
в загородную зону;
     порядок  размещения в загородной зоне должностных лиц и членов их
семей;
     организация  защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах
эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;
     организация  первоочередного  жизнеобеспечения эвакоконтингента в
местах его размещения в загородной зоне;
     организация  управления  и  связи  в  ходе эвакуации в загородной
зоне.
     С  учетом  особенностей  расположения  таможенного органа в плане
эвакуации могут отражаться и другие вопросы.
     Планы работ штаба по делам ГОЧС, КЧС и ПБ, эвакуационной комиссии
и  другие  планы,  приказы,  распоряжения,  решения  в  интересах ГОЧС
отрабатываются ежегодно.

            V. Основные документы по гражданской обороне,
      предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГОЧС),
                  отрабатываемые в таможенном органе

-----------------------------------------------------------------------------------
| N |      Наименование документа        |        Руководящие документы           |
|п/п|                                    |                                        |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
| 1 |                2                   |                  3                     |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|1  | Приказ о назначении должностного   | Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N  |
|   | лица, уполномоченного на решение   | 616 "О передаче функций гражданской    |
|   | вопросов по ГОЧС                   | обороны и защиты от чрезвычайных       |
|   |                                    | ситуаций"                              |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|2  | Утвержденное в соответствии с      | Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N  |
|   | установленным порядком положение о | 616 "О передаче функций гражданской    |
|   | подразделении по охране труда и    | обороны и защиты от чрезвычайных       |
|   | гражданской обороне (если такое    | ситуаций"                              |
|   | имеется) и должностной регламент   |                                        |
|   | (инструкция) уполномоченного по    |                                        |
|   | вопросам ГОЧС                      |                                        |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|3  | Положение об организации и ведении | Приказ ФТС России от 7 декабря 2008 г. |
|   | гражданской обороны в таможенном   | N 1389 "Об утверждении Положения об    |
|   | органе                             | организации и ведении гражданской      |
|   |                                    | обороны в таможенных органах Российской|
|   |                                    | Федерации и организациях, находящихся в|
|   |                                    | ведении ФТС России"                    |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|4  | Приказ о штабе по делам ГОЧС       | Приказ ФТС России от 17 декабря 2004 г.|
|   | (состав штаба, положение о штабе)  | N 396 "О штабе по делам гражданской    |
|   |                                    | обороны и чрезвычайным ситуациям ФТС   |
|   |                                    | России, таможенных органов и           |
|   |                                    | организаций, находящихся в ведении ФТС |
|   |                                    | России"                                |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|5  | Приказ о комиссии по предупреждению| Приказ ФТС России от 29 ноября 2004 г. |
|   | и ликвидации чрезвычайных ситуаций | N 336 "О комиссии ФТС России по        |
|   | и обеспечению пожарной безопасности| предупреждению и ликвидации            |
|   | (далее - КЧСиПБ) (состав и         | чрезвычайных ситуаций и обеспечению    |
|   | положение о комиссии)              | пожарной безопасности таможенных       |
|   |                                    | органов и организаций, находящихся в   |
|   |                                    | ведении ФТС России"                    |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|6  | Приказ об эвакуационной комиссии   | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. |
|   | таможенного органа (состав и       | N 264 "Об утверждении типового         |
|   | положение о комиссии)              | положения об эвакуационной комиссии    |
|   |                                    | таможенного органа Российской Федерации|
|   |                                    | (организации, находящейся в ведении ФТС|
|   |                                    | России)"                               |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|7  | План основных мероприятий          | Приказ ФТС России от 31 декабря 2008 г.|
|   | таможенного органа по ГОЧС и ПБ на | N 1707 "Об утверждении плана основных  |
|   | год                                | мероприятий по вопросам гражданской    |
|   |                                    | обороны, предупреждения и ликвидации   |
|   |                                    | чрезвычайных ситуаций, обеспечения     |
|   |                                    | пожарной безопасности и безопасности   |
|   |                                    | людей на водных объектах таможенных    |
|   |                                    | органов и учреждений, находящихся в    |
|   |                                    | ведении ФТС России, на 2009 год"       |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|8  | План работы штаба по делам ГОЧС на | Приказ ФТС России от 17 декабря 2004 г.|
|   | год                                | N 396 "О штабе по делам гражданской    |
|   |                                    | обороны и чрезвычайным ситуациям ФТС   |
|   |                                    | России, таможенных органов и           |
|   |                                    | организаций, находящихся в ведении ФТС |
|   |                                    | России"                                |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|9  | План работы эвакуационной комиссии | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. |
|   | на год                             | N 264 "Об утверждении типового         |
|   |                                    | положения об эвакуационной комиссии    |
|   |                                    | таможенного органа Российской Федерации|
|   |                                    | (организации, находящейся в ведении ФТС|
|   |                                    | России)"                               |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|10 | План работы комиссии по            | Приказ ФТС России от 29 ноября 2004 г. |
|   | предупреждению и ликвидации        | N 336 "О комиссии ФТС России по        |
|   | чрезвычайных ситуаций и обеспечению| предупреждению и ликвидации            |
|   | пожарной безопасности на год       | чрезвычайных ситуаций и обеспечению    |
|   |                                    | пожарной безопасности таможенных       |
|   |                                    | органов и организаций, находящихся в   |
|   |                                    | ведении ФТС России"                    |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|11 | Документы по планированию и        | Распоряжение ФТС России от 17 мая 2006 |
|   | проведению практических занятий    | г. N 182-р "Об утверждении             |
|   | (штабных учений, тренировок)       | методического пособия по планированию и|
|   |                                    | организации проведения командноштабных |
|   |                                    | учений (тренировок) в таможенных       |
|   |                                    | органах и учреждениях, находящихся в   |
|   |                                    | ведении ФТС России"                    |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|12 | План гражданской обороны           | Приказ ФТС России от 14 июня 2005 г. N |
|   | таможенного органа                 | 538 "О разработке плана гражданской    |
|   |                                    | обороны ФТС России"                    |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|13 | План эвакуации должностных лиц,    | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. |
|   | работников и членов их семей       | N 264 "Об утверждении типового         |
|   |                                    | положения об эвакуационной комиссии    |
|   |                                    | таможенного органа Российской Федерации|
|   |                                    | (организации, находящейся в ведении ФТС|
|   |                                    | России)"                               |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|14 | Учетные документы по обеспеченности| Приказ ФТС России от 23 мая 2006 г. N  |
|   | формирований ГО и должностных лиц  | 461 "Об определении номенклатуры и     |
|   | (работников) таможенного органа    | объемов (запасов) имущества гражданской|
|   | средствами индивидуальной защиты,  | обороны, создаваемых в таможенных      |
|   | приборами радиационной, химической,| органах и организациях, находящихся в  |
|   | биологической разведки и           | ведении ФТС России"                    |
|   | дозиметрического контроля.         |                                        |
|   | Соответствие представленных данных |                                        |
|   | о СИЗ в докладе о состоянии ГО за  |                                        |
|   | год наличию на складах             |                                        |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|15 | Документы нештатных                | Распоряжение ФТС России от 5 сентября  |
|   | аварийноспасательных формирований  | 2007 г. N 296-р "Об утверждении        |
|   | (спасательных служб), их подготовке| методических рекомендаций по созданию, |
|   | и оснащению                        | подготовке, оснащению нештатных        |
|   |                                    | аварийно-спасательных формирований     |
|   |                                    | (спасательных служб) таможенных органов|
|   |                                    | и учреждений, находящихся в ведении ФТС|
|   |                                    | России"                                |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|16 | Документы о наличии и состоянии    | Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г.|
|   | защитных сооружений ГО, а также их | N 583 "Об утверждении и введении в     |
|   | соответствие предъявляемым         | действие Правил эксплуатации защитных  |
|   | требованиям                        | сооружений гражданской обороны"        |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|17 | Документы технического состояния   | Приказ ФТС России от 31 декабря 2008 г.|
|   | системы оповещения при             | N 1707 "Об утверждении плана основных  |
|   | возникновении чрезвычайных ситуаций| мероприятий по вопросам гражданской    |
|   |                                    | обороны, предупреждения и ликвидации   |
|   |                                    | чрезвычайных ситуаций, обеспечения     |
|   |                                    | пожарной безопасности и безопасности   |
|   |                                    | людей на водных объектах таможенных    |
|   |                                    | органов и учреждений, находящихся в    |
|   |                                    | ведении ФТС России, на 2009 год"       |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|18 | Приказ о подготовке должностных лиц| Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.|
|   | и работников таможенного органа по | N 1640 "О подготовке должностных лиц и |
|   | вопросам ГОЧС                      | работников таможенных органов и        |
|   |                                    | учреждений, находящихся в ведении ФТС  |
|   |                                    | России, по вопросам гражданской        |
|   |                                    | обороны, защиты от чрезвычайных        |
|   |                                    | ситуаций, обеспечения пожарной         |
|   |                                    | безопасности и безопасности людей на   |
|   |                                    | водных объектах"                       |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|19 | Журналы учета занятий              | Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.|
|   |                                    | N 1640 "О подготовке должностных лиц и |
|   |                                    | работников таможенных органов и        |
|   |                                    | учреждений, находящихся в ведении ФТС  |
|   |                                    | России, по вопросам гражданской        |
|   |                                    | обороны, защиты от чрезвычайных        |
|   |                                    | ситуаций, обеспечения пожарной         |
|   |                                    | безопасности и безопасности людей на   |
|   |                                    | водных объектах"                       |
|---|------------------------------------|----------------------------------------|
|20 | Планы-конспекты проведения занятий | Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.|
|   |                                    | N 1640 "О подготовке должностных лиц и |
|   |                                    | работников таможенных органов и        |
|   |                                    | учреждений, находящихся в ведении ФТС  |
|   |                                    | России, по вопросам гражданской        |
|   |                                    | обороны, защиты от чрезвычайных        |
|   |                                    | ситуаций, обеспечения пожарной         |
|   |                                    | безопасности и безопасности людей на   |
|   |                                    | водных объектах"                       |
-----------------------------------------------------------------------------------
 
Начальник Главного управления
тылового обеспечения
                                                        С.Г.КОМЛИЧЕНКО
Оглавление