ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 7 июля 2009 г. N 123-р (Д) В целях совершенствования организации подготовки к ведению и ведения гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и во исполнение Приказа ФТС России от 31 декабря 2008 г. N 1707 "Об утверждении плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, на 2009 год" обязываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по вопросам организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - Методические рекомендации). 2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен, руководителей учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при организации подготовки к ведению и ведения гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться прилагаемыми Методическими рекомендациями. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Первый заместитель руководителя генерал-полковник таможенной службы В.М.МАЛИНИН 7 июля 2009 г. N 123-р Приложение к распоряжению ФТС России от 7 июля 2009 года N 123-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ I. Назначение и решаемые задачи Методические рекомендации по вопросам организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ГОЧС) в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - методические рекомендации), предназначены для должностных лиц (работников) (далее - должностные лица), уполномоченных на решение задач в области ГОЧС. Гражданская оборона (далее - ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - таможенные органы), определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в таможенных органах, утвержденным Приказом ФТС России от 7 ноября 2008 г. N 1389, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации". Ведение гражданской обороны в таможенных органах начинается с момента объявления состояния войны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Руководство гражданской обороной в таможенных органах осуществляют руководители (начальники) таможенных органов. Руководители (начальники) таможенных органов в целях решения задач управления в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций создают (назначают) органы управления гражданской обороной - структурные подразделения (работников), которые специально уполномочены на решение задач в области гражданской обороны, а также создают штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Управление гражданской обороной осуществляют (организуют) руководители (начальники) таможенных органов посредством штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям таможенных органов на основе планов гражданской обороны таможенных органов, определяющих объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны таможенных органов в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структура органов управления гражданской обороной таможенных органов строится на основе существующей системы централизованного управления таможенными органами по подчиненности. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне в таможенных органах, в том числе своевременного оповещения руководства, должностных лиц таможенных органов о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, оперативно-дежурные службы таможенных органов (во взаимодействии с территориальными органами МЧС России) организовывают сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею с другими таможенными органами. Подготовка органов управления гражданской обороной и обучение должностных лиц таможенных органов организовывается и планируется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами таможенных органов в области гражданской обороны являются: повышение качества подготовки (переподготовки) руководителей всех уровней по вопросам организации защиты должностных лиц и работников (далее - должностные лица) таможенных органов от опасностей, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; обучение должностных лиц таможенных органов в области гражданской обороны; проведение комплекса мероприятий, связанных с подготовкой и проведением эвакуации должностных лиц таможенных органов, членов их семей, при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях военного и мирного времени; совершенствование системы оповещения гражданской обороны таможенных органов и подготовка органов управления, оперативно - дежурных служб, должностных лиц таможенных органов к действиям по сигналам оповещения в условиях военного и мирного времени; поддержание в состоянии постоянной боевой готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны таможенных органов; создание в таможенных органах запасов средств индивидуальной защиты для должностных лиц таможенных органов; оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (далее - НАСФ), спасательных служб таможенных органов материально-техническими средствами и имуществом гражданской обороны; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий. II. Основные направления деятельности в области ГОЧС Обучение должностных лиц таможенных органов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает: планирование и осуществление обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации должностных лиц таможенных органов в области гражданской обороны (председателей и членов эвакуационных комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны) в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; создание в таможенных органах классов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций; пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Оповещение должностных лиц таможенных органов об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения должностных лиц таможенных органов с использованием Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения с внедрением современных информационных технологий и программного обеспечения, а также сопряжение ее с системой централизованного оповещения населения Российской Федерации. Эвакуация должностных лиц таможенных органов, членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает: организацию планирования, подготовку и проведение эвакуации; подготовку районов размещения должностных лиц таможенных органов, членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; создание и организацию деятельности эвакуационных органов, а также подготовку (обучение) их личного состава. Обеспечение должностных лиц таможенных органов защитными сооружениями гражданской обороны (убежищами) и средствами индивидуальной защиты включает: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), их технических систем, имеющихся в таможенных органах и находящихся на балансе; подготовку в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений (сооружений), подвальных помещений и первых этажей зданий для укрытия должностных лиц таможенных органов; подготовку в мирное время соответствующих соглашений, договоров на совместное использование для укрытия должностных лиц таможенных органов в ЗС ГО железнодорожных станций, морских и речных портов, аэропортов (аэродромов) и других объектов (мест), при которых они осуществляют свою служебную деятельность; подготовку в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых ЗС ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты должностных лиц таможенных органов. Обеспечение световой и других видов маскировки. Проведение аварийно-спасательных работ при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Обеспечение должностных лиц таможенных органов и членов их семей, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, основными видами жизнеобеспечения. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. Санитарная обработка должностных лиц таможенных органов, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территории. Восстановление и поддержание порядка в районах расположения таможенных органов, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Восстановление функционирования системы жизнеобеспечения таможенных органов в военное время. Обеспечение готовности НАСФ и спасательных служб включает: создание и оснащение необходимым имуществом НАСФ и спасательных служб; организацию обучения и подготовки НАСФ и спасательных служб к выполнению задач по предназначению; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны МЧС России. Руководители (начальники) таможенных органов несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите должностных лиц таможенных органов, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. III. Обязанности должностного лица таможенного органа, уполномоченного в области ГОЧС На должностное лицо, уполномоченное в области ГОЧС, возлагаются следующие обязанности: организация обучения должностных лиц таможенного органа способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; организация оповещения должностных лиц таможенного органа, участие в создании и поддержании в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; разработка эвакуационных мероприятий и организация подготовки загородной зоны; учет защитных сооружений и контроль за их состоянием; создание, оснащение, подготовка и применение нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны таможенного органа; разработка и организация проведения командно-штабных учений и тренировок по ГОЧС; участие в планировании работ по вопросам ГОЧС, направленных на решение задач, поставленных руководством таможенного органа; проведение организационных и методических мероприятий, связанных с реализацией и разработкой перспективных и текущих планов работы ФТС России, регионального таможенного управления и таможни по вопросам ГОЧС; осуществление контроля исполнения запланированных мероприятий; подготовка руководству таможенного органа информации о ходе и итогах исполнения запланированных мероприятий по вопросам ГОЧС; проведение анализа проблемных вопросов, возникающих в процессе работы таможенного органа, подготовка руководству таможенного органа соответствующего доклада с предложениями их решения; оказание методической и практической помощи в работе должностным лицам таможенного органа по вопросам ГОЧС в рамках своей компетенции; подготовка материала в доклад руководству таможенного органа, а также соответствующих информационно-аналитических данных к заседаниям и оперативным совещаниям по вопросам ГОЧС; подготовка докладов, отчетов, справок и других материалов по вопросам ГОЧС в вышестоящие таможенные органы; разработка методических документов по вопросам ГОЧС таможенного органа; участие в планировании выделения денежных средств на мероприятия гражданской обороны таможенного органа; разработка проектов документов, регламентирующих работу таможенного органа в области гражданской обороны, во взаимодействии с местными и региональными управлениями ГОЧС; разработка и организация проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; учет и хранение в установленном порядке документов, а также закрепленного материально-технического имущества. IV. Планирование мероприятий ГОЧС Планирование мероприятий ГОЧС осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий ГОЧС по защите должностных лиц таможенных органов, повышению устойчивости работы объектов таможенных органов в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Руководители (начальники) таможенных органов в мирное время в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами: планируют и организуют проведение мероприятий по ГОЧС; проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение должностных лиц способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность; ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования; осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГОЧС. Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - План основных мероприятий). В таможенном органе также разрабатываются и ежегодно уточняются: план гражданской обороны таможенного органа; план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа; план эвакуации таможенного органа. Работу по разработке Плана основных мероприятий на год условно можно разделить на 3 основных этапа: 1 этап - организационно-подготовительный; 2 этап - практическая разработка плана; 3 этап - согласование и утверждение плана. На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени. На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения таможенного органа, осуществляется разработка проекта плана. На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем таможенного органа. Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий таможенного органа на год являются: план основных мероприятий ФТС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год; приказ (распоряжение) таможенного органа по подготовке должностных лиц и работников таможенных органов в области ГОЧС; предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц таможенного органа; организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения таможенного органа по вопросам планирования мероприятий. План основных мероприятий таможенного органа состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы. Разделы Плана основных мероприятий. I. Участие таможенного органа в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, городу. Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС: учения, тренировки; обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников таможенных органов по вопросам ГОЧС. Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС таможенного органа по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования). II. Разработка нормативно-правовой базы по вопросам ГОЧС и пожарной безопасности. В данном разделе планируются следующие мероприятия: разработка положения по гражданской обороне в таможенном органе; разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год; разработка документов статистической отчетности деятельности таможенного органа. III. Основные мероприятия таможенного органа по ГОЧС и обеспечению пожарной безопасности: проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами таможенного органа по вопросам ГОЧС; проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности таможенного органа; подготовка и направление в ФТС России материалов ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны в таможенном органе; согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц таможенного органа; организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности; проверка состояния первичных средств пожаротушения; составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности; приобретение и закупка для должностных лиц и работников таможенного органа индивидуальных средств защиты. IV. Учебно-тренировочные мероприятия: контроль подготовки должностных лиц и работников таможенного органа в области ГОЧС; проверка громкоговорящей связи на объектах таможенного органа; проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов таможенного органа; проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях. V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС таможенного органа: оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны; оборудование объектов таможенного органа информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях"; подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности. VI. Контроль за организацией выполнения мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в таможенном органе: осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности; контроль за организацией обучения в подразделениях таможенного органа по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий; контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану региональных управлений МЧС; организация подготовки таможенного органа к комплексным проверкам. План гражданской обороны (далее - ГО) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности, к переводу ее с мирного на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в военное время. В Плане ГО должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника таможенного органа на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач ГО как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий ГО. План ГО таможенного органа должен содержать три раздела с приложениями. I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах таможенного органа после нападения противника". II раздел "Выполнение мероприятий ГО в таможенном органе". III раздел "Выполнение мероприятий ГО на объектах таможенного органа при внезапном нападении противника". К плану ГО целесообразно разработать следующие приложения: 1) основные показатели состояния ГО по состоянию на 1 января текущего года; 2) возможная обстановка на территории таможенного органа при возникновении ЧС; 3) календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе таможенного органа с мирного на военное время; 4) план мероприятий по защите должностных лиц таможенного органа и членов их семей; 5) расчет укрытия должностных лиц таможенного органа и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне; 6) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации; 7) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования таможенного органа в военное время; 8) состав сил и средств ГО таможенного органа; 9) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам таможенного органа; 10) схема управления, связи и оповещения. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для должностных лиц таможенных органов, общества и государства, чем их ликвидация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в таможенных органах основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно - экономического, инженерно-технического и специального характера. Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов; прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала; разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах таможенных органов и территориях; подготовка объектов таможенных органов и систем жизнеобеспечения должностных лиц к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий; проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование природных и техногенных рисков; информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания. Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС таможенных органов. В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в таможенном органе на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения таможенного органа, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа должен содержать два раздела с приложениями. I раздел "Краткая характеристика объектов таможенного органа и оценка возможной обстановки на его территории". II раздел "Мероприятия, проводимые таможенным органом при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий". К Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа целесообразно разработать следующие приложения: 1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане таможенного органа); 2) календарный план основных мероприятий таможенного органа при угрозе и возникновении ЧС; 3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) таможенного органа по ликвидации ЧС (на графическом плане таможенного органа); 4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; 5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие таможенный орган по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации. План эвакуации таможенного органа, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения. План эвакуации включает: порядок оповещения должностных лиц и членов их семей о начале эвакуации; численность должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; районы размещения эвакуируемых; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС; организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации; организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты; организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации; порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения; санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия; порядок управления эвакомероприятиями; организация информационного обеспечения и порядок инструктирования должностных лиц и членов их семей в ходе эвакуации. К Плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения: расчет должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района; расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям таможенного органа; размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых; состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность; схема оповещения о начале эвакуации; организация связи; карта размещения эвакуируемых в безопасном районе; порядок оповещения должностных лиц и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования; численность должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; СЭП, за которым закреплен или который развертывает таможенный орган, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей; порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации; порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их; маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки; пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне; начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону; порядок размещения в загородной зоне должностных лиц и членов их семей; организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне; организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне; организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне. С учетом особенностей расположения таможенного органа в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы. Планы работ штаба по делам ГОЧС, КЧС и ПБ, эвакуационной комиссии и другие планы, приказы, распоряжения, решения в интересах ГОЧС отрабатываются ежегодно. V. Основные документы по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГОЧС), отрабатываемые в таможенном органе ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование документа | Руководящие документы | |п/п| | | |---|------------------------------------|----------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |1 | Приказ о назначении должностного | Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N | | | лица, уполномоченного на решение | 616 "О передаче функций гражданской | | | вопросов по ГОЧС | обороны и защиты от чрезвычайных | | | | ситуаций" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |2 | Утвержденное в соответствии с | Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N | | | установленным порядком положение о | 616 "О передаче функций гражданской | | | подразделении по охране труда и | обороны и защиты от чрезвычайных | | | гражданской обороне (если такое | ситуаций" | | | имеется) и должностной регламент | | | | (инструкция) уполномоченного по | | | | вопросам ГОЧС | | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |3 | Положение об организации и ведении | Приказ ФТС России от 7 декабря 2008 г. | | | гражданской обороны в таможенном | N 1389 "Об утверждении Положения об | | | органе | организации и ведении гражданской | | | | обороны в таможенных органах Российской| | | | Федерации и организациях, находящихся в| | | | ведении ФТС России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |4 | Приказ о штабе по делам ГОЧС | Приказ ФТС России от 17 декабря 2004 г.| | | (состав штаба, положение о штабе) | N 396 "О штабе по делам гражданской | | | | обороны и чрезвычайным ситуациям ФТС | | | | России, таможенных органов и | | | | организаций, находящихся в ведении ФТС | | | | России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |5 | Приказ о комиссии по предупреждению| Приказ ФТС России от 29 ноября 2004 г. | | | и ликвидации чрезвычайных ситуаций | N 336 "О комиссии ФТС России по | | | и обеспечению пожарной безопасности| предупреждению и ликвидации | | | (далее - КЧСиПБ) (состав и | чрезвычайных ситуаций и обеспечению | | | положение о комиссии) | пожарной безопасности таможенных | | | | органов и организаций, находящихся в | | | | ведении ФТС России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |6 | Приказ об эвакуационной комиссии | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. | | | таможенного органа (состав и | N 264 "Об утверждении типового | | | положение о комиссии) | положения об эвакуационной комиссии | | | | таможенного органа Российской Федерации| | | | (организации, находящейся в ведении ФТС| | | | России)" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |7 | План основных мероприятий | Приказ ФТС России от 31 декабря 2008 г.| | | таможенного органа по ГОЧС и ПБ на | N 1707 "Об утверждении плана основных | | | год | мероприятий по вопросам гражданской | | | | обороны, предупреждения и ликвидации | | | | чрезвычайных ситуаций, обеспечения | | | | пожарной безопасности и безопасности | | | | людей на водных объектах таможенных | | | | органов и учреждений, находящихся в | | | | ведении ФТС России, на 2009 год" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |8 | План работы штаба по делам ГОЧС на | Приказ ФТС России от 17 декабря 2004 г.| | | год | N 396 "О штабе по делам гражданской | | | | обороны и чрезвычайным ситуациям ФТС | | | | России, таможенных органов и | | | | организаций, находящихся в ведении ФТС | | | | России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |9 | План работы эвакуационной комиссии | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. | | | на год | N 264 "Об утверждении типового | | | | положения об эвакуационной комиссии | | | | таможенного органа Российской Федерации| | | | (организации, находящейся в ведении ФТС| | | | России)" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |10 | План работы комиссии по | Приказ ФТС России от 29 ноября 2004 г. | | | предупреждению и ликвидации | N 336 "О комиссии ФТС России по | | | чрезвычайных ситуаций и обеспечению| предупреждению и ликвидации | | | пожарной безопасности на год | чрезвычайных ситуаций и обеспечению | | | | пожарной безопасности таможенных | | | | органов и организаций, находящихся в | | | | ведении ФТС России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |11 | Документы по планированию и | Распоряжение ФТС России от 17 мая 2006 | | | проведению практических занятий | г. N 182-р "Об утверждении | | | (штабных учений, тренировок) | методического пособия по планированию и| | | | организации проведения командноштабных | | | | учений (тренировок) в таможенных | | | | органах и учреждениях, находящихся в | | | | ведении ФТС России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |12 | План гражданской обороны | Приказ ФТС России от 14 июня 2005 г. N | | | таможенного органа | 538 "О разработке плана гражданской | | | | обороны ФТС России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |13 | План эвакуации должностных лиц, | Приказ ФТС России от 11 ноября 2004 г. | | | работников и членов их семей | N 264 "Об утверждении типового | | | | положения об эвакуационной комиссии | | | | таможенного органа Российской Федерации| | | | (организации, находящейся в ведении ФТС| | | | России)" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |14 | Учетные документы по обеспеченности| Приказ ФТС России от 23 мая 2006 г. N | | | формирований ГО и должностных лиц | 461 "Об определении номенклатуры и | | | (работников) таможенного органа | объемов (запасов) имущества гражданской| | | средствами индивидуальной защиты, | обороны, создаваемых в таможенных | | | приборами радиационной, химической,| органах и организациях, находящихся в | | | биологической разведки и | ведении ФТС России" | | | дозиметрического контроля. | | | | Соответствие представленных данных | | | | о СИЗ в докладе о состоянии ГО за | | | | год наличию на складах | | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |15 | Документы нештатных | Распоряжение ФТС России от 5 сентября | | | аварийноспасательных формирований | 2007 г. N 296-р "Об утверждении | | | (спасательных служб), их подготовке| методических рекомендаций по созданию, | | | и оснащению | подготовке, оснащению нештатных | | | | аварийно-спасательных формирований | | | | (спасательных служб) таможенных органов| | | | и учреждений, находящихся в ведении ФТС| | | | России" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |16 | Документы о наличии и состоянии | Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г.| | | защитных сооружений ГО, а также их | N 583 "Об утверждении и введении в | | | соответствие предъявляемым | действие Правил эксплуатации защитных | | | требованиям | сооружений гражданской обороны" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |17 | Документы технического состояния | Приказ ФТС России от 31 декабря 2008 г.| | | системы оповещения при | N 1707 "Об утверждении плана основных | | | возникновении чрезвычайных ситуаций| мероприятий по вопросам гражданской | | | | обороны, предупреждения и ликвидации | | | | чрезвычайных ситуаций, обеспечения | | | | пожарной безопасности и безопасности | | | | людей на водных объектах таможенных | | | | органов и учреждений, находящихся в | | | | ведении ФТС России, на 2009 год" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |18 | Приказ о подготовке должностных лиц| Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.| | | и работников таможенного органа по | N 1640 "О подготовке должностных лиц и | | | вопросам ГОЧС | работников таможенных органов и | | | | учреждений, находящихся в ведении ФТС | | | | России, по вопросам гражданской | | | | обороны, защиты от чрезвычайных | | | | ситуаций, обеспечения пожарной | | | | безопасности и безопасности людей на | | | | водных объектах" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |19 | Журналы учета занятий | Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.| | | | N 1640 "О подготовке должностных лиц и | | | | работников таможенных органов и | | | | учреждений, находящихся в ведении ФТС | | | | России, по вопросам гражданской | | | | обороны, защиты от чрезвычайных | | | | ситуаций, обеспечения пожарной | | | | безопасности и безопасности людей на | | | | водных объектах" | |---|------------------------------------|----------------------------------------| |20 | Планы-конспекты проведения занятий | Приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г.| | | | N 1640 "О подготовке должностных лиц и | | | | работников таможенных органов и | | | | учреждений, находящихся в ведении ФТС | | | | России, по вопросам гражданской | | | | обороны, защиты от чрезвычайных | | | | ситуаций, обеспечения пожарной | | | | безопасности и безопасности людей на | | | | водных объектах" | ----------------------------------------------------------------------------------- Начальник Главного управления тылового обеспечения С.Г.КОМЛИЧЕНКО |