О КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 Г.). Распоряжение. Правительство РФ. 31.08.00 1202-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          31 августа 2000 г.
                               N 1202-р

                                (НТЦС)


     1. Одобрить   прилагаемую  Концепцию  охраны  здоровья  населения
Российской Федерации на период до 2005 года,  разработанную Минздравом
России  и Российской академией медицинских наук с участием федеральных
органов  исполнительной  власти  и   органов   исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти   и    органам
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации при планировании
и  осуществлении  мероприятий  по  вопросам  сохранения  и  укрепления
здоровья  населения  руководствоваться  положениями  Концепции  охраны
здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
31 августа 2000 г.
N 1202-р



                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 31 августа 2000 года
                                                              N 1202-р

                              КОНЦЕПЦИЯ

            охраны здоровья населения Российской Федерации
                        на период до 2005 года

     Под охраной  здоровья  понимается совокупность мер политического,
экономического,   правового,   социального,   культурного,   научного,
медицинского,   санитарно-эпидемического  характера,  направленных  на
сохранение и укрепление физического и  психического  здоровья  каждого
человека,  поддержание его активной долголетней жизни,  предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

            1. Характеристика состояния здоровья населения
                         Российской Федерации

     Охрана здоровья  населения Российской Федерации является одним из
приоритетных направлений  социальной  политики  государства  в  период
реформирования экономики и социальной сферы.
     За последние  годы  общая  смертность  населения   в   Российской
Федерации  значительно возросла,  и сейчас она в 1,5 раза выше,  чем в
развитых странах,  в  основном  за  счет  крайне  высоких  показателей
смертности  от  болезней  системы кровообращения,  несчастных случаев,
отравлений, травм и онкологических заболеваний.
     Младенческая смертность в 2-3 раза выше,  чем в развитых странах,
что  в  значительной  мере  обусловлено  многочисленными  осложнениями
беременности, родов и перинатальной патологией.
     Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно
мужчин.
     Серьезной проблемой для общества  стали  социально  обусловленные
болезни    -   алкоголизм,   наркомания,   туберкулез,   ВИЧ-инфекция,
заболевания, передающиеся половым путем.
     Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения,
необходимо  отметить  снижение  качества  жизни   значительной   части
населения  (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения,
ухудшение условий жизни,  труда,  отдыха,  состояния окружающей среды,
качества  и структуры питания и др.),  чрезмерные стрессовые нагрузки,
снижение общего уровня культуры,  в том числе санитарно-гигиенической,
что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа
жизни.
     В стране  все  более  обостряется проблема курения.  За последние
годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с  45  до
70   процентов.   Стремительно   увеличивается  удельный  вес  курящих
подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник
зависим  от табака и имеет те или иные признаки болезней,  связанных с
курением.
     Распространенность в  России  только бытового пьянства составляет
20 процентов.  Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в
2   раза   выше,   чем   лиц,   не   употребляющих  спиртные  напитки.
Злоупотребление  алкоголем  является  причиной  более   70   процентов
несчастных случаев.
     В стране существенно увеличилось количество людей,  употребляющих
наркотики.  Их  средний  возраст  прогрессивно снижается.  В настоящее
время более 3 миллионов человек потребляют наркотики,  почти две трети
из  них  молодежь  в возрасте до 30 лет,  составляющая основную группу
ВИЧ-инфицированных.
     В стране  70  процентов  населения не занимается физкультурой,  а
распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов,
более   30  процентов  населения  имеют  дефицит  веса  и  столько  же
избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания.
     В России    более   половины   населения   проживает   в   крайне
неблагоприятной экологической  обстановке,  связанной  с  загрязнением
окружающей  среды  выбросами промышленных предприятий и автомобильного
транспорта,  пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается
рост       профессиональной      заболеваемости,      связанной      с
неудовлетворительными  условиями  труда  и  плохой  информированностью
работников  и  работодателей  о  правах и обязанностях каждого из них,
санитарно-гигиенических нормах и правилах.
     Учитывая, что   здоровье  человека  более  чем  на  50  процентов
определяется образом жизни,  то есть поведением  и  отношением  его  к
собственному  здоровью и здоровью окружающих,  из всего комплекса мер,
направленных  на  охрану  здоровья  населения,   настоящая   Концепция
предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений
деятельности в сложившихся условиях формирование у  населения  навыков
здорового   образа  жизни,  повышение  уровня  санитарно-гигиенической
культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать
ощутимый социально-экономический эффект.
     Хорошо организованная  пропаганда  медицинских  и   гигиенических
знаний   среди   населения   способствует  снижению  заболеваемости  и
смертности,   помогает   воспитывать   здоровое,   физически   крепкое
поколение.   Мировой  опыт  свидетельствует,  что  эффективность  этой
профилактической деятельности среди населения исключительно высока.
     Следует отметить,  что  в  стране  уже принят ряд законодательных
актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
     Основы законодательства  Российской  Федерации по охране здоровья
граждан,  определившие профилактическую деятельность одним из основных
направлений здравоохранения;
     Федеральный закон  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
населения",   ряд   статей   которого  определяет,  что  гигиеническое
воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной
культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом
образе жизни, являются обязательными;
     Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и
Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005
года,  направленные  на  улучшение  качества  и  структуры питания как
одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;
     Федеральный закон  "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",
определяющий стратегию и систему мер в области  профилактики  основных
инфекционных заболеваний;
     Федеральный закон "О предупреждении распространения в  Российской
Федерации  заболевания,  вызываемого  вирусом  иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)".
     В Концепции   развития  здравоохранения  и  медицинской  науки  в
Российской   Федерации,   одобренной   постановлением    Правительства
Российской  Федерации  от 5 ноября 1997 г.  N 1387,  изложены основные
принципы развития здравоохранения,  направленные на улучшение качества
диагностики заболеваний,  лечения больных, лекарственного обеспечения,
а также определены некоторые  принципы  профилактической  деятельности
органов  и  учреждений здравоохранения.  Настоящая Концепция развивает
указанные направления деятельности по охране здоровья населения.
     Важное значение   в  данном  аспекте  имеет  утвержденная  Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 Концепция
национальной  безопасности  Российской  Федерации,  которая определяет
здоровье населения основой национальной безопасности страны.
     Правительством Российской   Федерации   принят   ряд  федеральных
целевых программ,  рассматривающих  отдельные  проблемы  сохранения  и
укрепления  здоровья,  профилактики  заболеваний  населения Российской
Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а
также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения.
     Настоящая Концепция является  основой  для  разработки  комплекса
мероприятий   в   области   обеспечения   охраны  здоровья  населения,
предусматривающих    объединение    усилий     федеральных     органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления,  организаций и
граждан.

                      2. Цель и задачи Концепции

     Целью настоящей   Концепции   является  стабилизация  показателей
здоровья   населения    Российской    Федерации    путем    реализации
первоочередных  мер,  направленных  на  изменение  образа жизни людей,
формирование  у  них  приоритетного  отношения  к  проблеме  здоровья,
ориентированного   на  минимизацию  факторов,  негативно  влияющих  на
здоровье.
     Основными задачами  в  области охраны здоровья являются улучшение
качества и  обеспечение  доступности  медицинской  помощи,  реализация
федеральных   и  территориальных  целевых  программ,  направленных  на
обеспечение  санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения,
создание  экономических и социальных условий,  способствующих снижению
распространенности негативных факторов риска и уменьшению  их  влияния
на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
     обеспечение межведомственного  и   многоуровневого   подходов   в
вопросах  повышения  качества жизни,  улучшения условий труда,  быта и
отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
     создание постоянно   действующей   информационно-пропагандистской
системы,  направленной  на  формирование   здорового   образа   жизни,
профилактику заболеваний;
     создание условий  и  вовлечение  различных  групп   населения   в
активные занятия физической культурой и спортом;
     обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью
в рамках программы государственных гарантий.

              3. Основные принципы реализации Концепции

     В целях      успешной     реализации     Концепции     необходимо
руководствоваться следующими принципами:
     сочетание общих   мероприятий   по   профилактике  заболеваний  и
коррекции  факторов  риска  среди  всего   населения   с   конкретными
целенаправленными  мероприятиями  в  группах населения высокого риска,
прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;
     консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней,
организаций  и  граждан  по  формированию  и  реализации   комплексных
программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
     многоуровневый подход к организации профилактических  мероприятий
с  учетом  как  общих  потребностей  населения  страны в целом,  так и
специфических потребностей  населения  различных  регионов,  отдельных
социальных, профессиональных и возрастных групп;
     использование результатов научных исследований при  разработке  и
реализации  программ  укрепления здоровья и профилактики заболеваний с
учетом необходимости выявления и устранения основных  факторов  риска,
оказывающих  негативное  влияние на здоровье населения и отдельных его
групп;
     использование опыта   международного   сотрудничества   с   целью
выработки  оптимальных  подходов  к  решению  проблем   сохранения   и
укрепления  здоровья  населения,  профилактики заболеваний,  повышения
качества физкультурно-оздоровительной работы.
     При этом  наиболее  актуальными  являются  меры,  направленные на
коррекцию  факторов  риска,  связанных  с   образом   жизни,   которые
обусловливают  высокую  смертность от сердечно-сосудистых заболеваний,
внешних причин (несчастные случаи,  отравления,  травмы),  а также  от
инфекций.
     Для этого необходимо:
     уменьшение уровня  психо-социального стресса,  повышение качества
жизни семьи;
     улучшение структуры и качества питания населения;
     снижение распространенности потребления табачных изделий;
     повышение доступности  физической культуры,  туризма и спорта для
большинства населения;
     снижение потребления алкоголя;
     профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
     снижение распространенности  социально  обусловленных заболеваний
(туберкулеза,  ВИЧ-инфекции  и  других  заболеваний,   в   том   числе
передающихся половым путем);
     улучшение качества окружающей среды,  прежде  всего  атмосферного
воздуха и питьевой воды;
     совершенствование системы медицинского и социального страхования;
     обеспечение гарантированного    права    граждан   на   получение
необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;
     обеспечение иммунизации населения;
     обеспечение безопасных условий труда.

                 4. Основные направления деятельности
                 в области охраны здоровья населения

     Политика в    области    охраны    здоровья    населения   должна
предусматривать прежде всего воздействие  на  индивидуальные  привычки
людей и осуществляться по двум основным направлениям:
     формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений
в  образе  жизни  и поддержка их стремления к таким изменениям,  в том
числе  путем  повышения  их  медико-гигиенических   знаний;   создание
соответствующих  мотиваций  в  отношении к своему здоровью,  выработка
умения и навыков здорового образа жизни;
     создание условий,   способствующих  улучшению  качества  жизни  и
укреплению здоровья населения.
     Основными направлениями   в  реализации  этой  политики  является
совершенствование законодательства Российской Федерации и  определение
приоритетов профилактической деятельности.
     Законодательного обеспечения   требует    финансовая    политика,
способствующая  развитию  программ  укрепления здоровья и профилактики
заболеваний  с   учетом,   в   частности,   того,   что   расходы   на
здравоохранение должны постепенно увеличиваться.
     Законодательством должно   также    предусматриваться    создание
благоприятных   экономических  условий  для  организаций,  реализующих
программы  укрепления  здоровья  и  профилактики   заболеваний   среди
работников,  а  также  для  инвесторов,  направляющих свои средства на
улучшение   социальных   условий   и   состояния   окружающей   среды,
способствующих здоровому образу жизни.
     Необходимо совершенствование  на  федеральном  и  территориальном
уровнях  законодательной  и  нормативной  базы в области охраны труда,
окружающей  среды,  создания  условий  для  занятий   физкультурой   и
повышения  физической  активности,  регулирования  рекламы  и  продажи
табачных изделий.
     Должны найти  отражение  в  законодательной  базе  вопросы защиты
семьи,  и прежде всего женщин  и  детей,  а  также  людей  преклонного
возраста.
     Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и
организационных  преобразований  в системе здравоохранения и изменении
функций  ряда  медицинских  служб  с  целью  уделить  больше  внимания
проведению   предупредительных  мероприятий,  направленных  на  охрану
здоровья населения и профилактику заболеваний.
     Они должны предусматривать:
     увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения -
амбулаторно-поликлинических  медицинских  учреждений  с целью развития
профилактического направления их работы;
     укрепление нормативной  и  финансовой базы для работы врача общей
практики;
     совершенствование системы медицинского страхования;
     подготовка специалистов по вопросам пропаганды  здорового  образа
жизни.
     В сложившихся    социально-экономических    условиях    произошли
негативные  изменения  в  состоянии  здоровья  работающего  населения.
Возросла   профессиональная   заболеваемость.   Во    всех    отраслях
промышленности,   прежде  всего  на  предприятиях  малого  и  среднего
бизнеса,  ухудшились условия труда и отдыха.  Это  повлекло  за  собой
ухудшение здоровья работающих,  увеличение числа несчастных случаев, а
также потерю трудоспособности.
     С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
     проведение мониторинга  условий  труда   и   состояния   здоровья
работающих,  создание  на  этой  основе  базы  данных  и  федерального
регистра профессиональных  заболеваний,  выделение  групп  повышенного
риска;
     уточнение критериев оценки риска  нарушения  здоровья  работников
вследствие   воздействия   факторов  производственной  среды  в  целях
осуществления  мероприятий  по  улучшению  условий   труда,   снижению
профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
     совершенствование системы    медико-социальной     и     трудовой
реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
     Крайне актуальным  является  улучшение  качества  жизни  семьи  и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
     Проведенные в  России  исследования  позволяют  утверждать,   что
профилактика  развития  хронических  неинфекционных заболеваний только
среди взрослой части населения или  только  среди  детей  недостаточно
эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники
ребенка имеют определенные факторы  риска  или  страдают  хроническими
неинфекционными  заболеваниями  и не заботятся о своем здоровье,  то у
ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих
же заболеваний.
     В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна  быть
одной  из приоритетных в деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления,  она должна решаться прежде  всего  в  рамках
реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением
общественных организаций.

      5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

     В формировании здорового образа жизни приоритетной  должна  стать
роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление
здоровья детей,  подростков и молодежи,  формирование у каждого из них
активной   мотивации   заботы   о   собственном  здоровье  и  здоровье
окружающих.
     В реализации  комплексных  мер,  направленных  на охрану здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
     Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с
помощью информационных программ, специально адаптированных к различным
возрастным и социальным группам населения.
     Многие проблемы,  связанные с охраной здоровья  населения,  можно
решать такими доступными методами, как:
     проведение оздоровительных    мероприятий    и     занятий     по
самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
     проведение разъяснительной работы среди подростков и  молодежи  о
вреде курения,  употребления спиртных напитков, наркотических средств,
а  также  по  вопросам  безопасного  секса  с  целью  снижения   риска
возникновения заболеваний,  передающихся половым путем, предупреждения
непланируемой беременности;
     введение в   воспитательные  и  образовательные  программы  основ
безопасности  жизнедеятельности,  профилактики  заболеваний,  а  также
совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и
спортом в детских дошкольных учреждениях,  школах, средних специальных
и высших учебных заведениях;
     обучение водителей транспортных средств и  сотрудников  инспекций
по  безопасности  дорожного движения,  работников морского,  речного и
воздушного флотов,  а также пожарной инспекции приемам оказания первой
доврачебной помощи.
     Эта стратегия  требует  изменения  структуры  учреждений  системы
здравоохранения  и  развития  сети  специализированных  учреждений  по
вопросам  формирования  здорового  образа  жизни,  включая  подготовку
соответствующих специалистов.
     Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую  роль  в
выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
     В первую  очередь  следует  обратить  внимание  на   заболевания,
оказывающие  существенное  влияние на состояние здоровья населения,  в
отношении  которых  разработаны  эффективные  методы   диагностики   и
лечения.  Это  прежде  всего  выявление на ранних стадиях артериальной
гипертонии,  туберкулеза,  патологии  щитовидной   железы,   а   также
новообразований.
     Большое значение  в  решении  вопросов  сохранения  и  укрепления
здоровья,  профилактики  заболеваний  имеет  качество профессиональной
подготовки участвующих  в  этой  работе  специалистов  медицинского  и
немедицинского профиля.
     Важным условием реализации Концепции  является  совершенствование
информационной системы в сфере охраны здоровья населения.
     Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать
для   его  просвещения  и  санитарной  пропаганды  с  целью  повышения
мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды.  Следует
развивать систему социально-гигиенического мониторинга для определения
причинно-следственных связей между  состоянием  здоровья  населения  и
воздействием факторов среды обитания человека.
     Социально-гигиенический мониторинг   должен   осуществляться   на
основе   унифицированной   научно  обоснованной  методики,  выборочных
исследований с учетом местных особенностей жизни населения.
     Состояние здоровья населения является одним из основных критериев
благополучия  общества.  Результаты   мониторинга   дают   возможность
обоснованно  прогнозировать  ситуацию  (социальную,  экологическую)  и
планировать профилактические программы.
     При составлении   программ   охраны   здоровья   необходимо  шире
использовать  достижения  науки.  Создание  законодательных  и  других
нормативных правовых актов,  разработка организационных и практических
мероприятий,  определение ресурсов,  методов подготовки населения, при
которых  может  быть  получен  нужный  результат,  возможны только при
достаточном научном сопровождении.
     Основными направлениями  в  области  научных  исследований должны
стать:
     разработка новых,  экономически  оправданных  методов определения
состояния здоровья  населения,  нацеленных  на  минимизацию  факторов,
отрицательно влияющих на состояние здоровья;
     разработка, планирование,  реализация  и   оценка   эффективности
отраслевых   и   территориальных   программ   укрепления   здоровья  и
профилактики заболеваний;
     сокращение разрыва  между научными достижениями и практической их
реализацией.
     Финансовые затраты  на  осуществление  профилактических  программ
несравненно  ниже  затрат  на  совершенствование  лечебной  помощи   и
лекарственного   обеспечения,  социальную  поддержку  лиц,  утративших
трудоспособность, и инвалидов.
     По экспертным  оценкам,  реализация  мероприятий  по профилактике
только двух наиболее  распространенных  факторов  риска  (артериальной
гипертонии   и   курения)   приведет   к   снижению  за  пятилетие  их
распространенности  на  20   процентов,   уменьшению   смертности   от
сердечно-сосудистых  заболеваний  на  15  процентов,  что  равносильно
сохранению жизни ежегодно примерно  25  тыс.  человек  трудоспособного
возраста.
     Улучшение структуры  питания  населения  и   повышение   качества
пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30 процентов числа
лиц,  систематически  занимающихся  физкультурой,  обеспечат  снижение
распространенности  избыточной  массы  тела на 20-30 процентов и,  как
следствие,  уменьшение  заболеваемости  и   смертности   от   основных
хронических  неинфекционных  заболеваний на 10 процентов и 5 процентов
соответственно.
     Источниками финансирования  профилактических мероприятий являются
средства   бюджетов   всех   уровней,   медицинского   и   социального
страхования,  предприятий,  учреждений и организаций,  личные средства
граждан и иные источники,  не запрещенные законодательством Российской
Федерации.
     Важным источником пополнения средств,  направляемых на сохранение
и   укрепление   здоровья,   профилактику   заболеваний,  могут  стать
отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов их семей.
     Целесообразно предусмотреть   возможность   использования   части
средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и
алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об
охране здоровья населения,  для финансирования мероприятий по вопросам
охраны  здоровья населения,  прежде всего направленных на профилактику
курения и алкоголизма.