О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ НАХОДЯЩИХСЯ У НЕГО В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ АКЦИЙ, ДОЛЕЙ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 сентября 2008 г. N 07-05-06/202 (Д) В связи с письмом сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы, связанные со списанием активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), являются прочими расходами организации. Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Исходя из содержания Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 454-р, учреждение могло признать наличие неопределенности в отношении разрешения данного вопроса. Признание такой неопределенности влекло непризнание расходов, связанных со списанием акций и долей в уставных капиталах кредитных организаций, в отчетном периоде передачи указанных активов. Если в последующие отчетные периоды указанная неопределенность снята, то учреждению следовало признать соответствующие расходы в бухгалтерском учете на счете прибылей и убытков. По заключению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, удовлетворяющие установленным ст. 252 НК РФ критериям (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Согласно п. 16 ст. 279 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы организации в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие или учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 454-р "О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций" необходимо прекратить участие федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций. Согласно п. 3 указанного Распоряжения Минимуществу России надлежит изъять в установленном порядке у федеральных казенных предприятий и учреждений находящиеся в их оперативном управлении акции, доли в уставных капиталах кредитных организаций, за исключением тех, по которым права акционера (участника) осуществляются от имени Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации. Указанным Распоряжением не предусмотрено каких-либо компенсаций учреждениям за передачу акций, находящихся в их оперативном управлении. Таким образом, расходы, возникшие вследствие исполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 454-р при передаче с согласия учреждения акций коммерческих банков, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, Минимуществу России, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации. Что касается иных вопросов, содержащихся в письме, то по ним следует обращаться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, осуществляющее согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений. Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Л.З.ШНЕЙДМАН 18 сентября 2008 г. N 07-05-06/202 |