О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г. N 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД". Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 19.08.09 13613-АП/Д05

                  О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 Г. N 94-ФЗ
        "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
              РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
                        И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                          19 августа 2009 г.
                            N 13613-АП/Д05

                                 (Д)


     В связи с возникающими вопросами о применении некоторых положений
Федерального  закона  от  21.07.2005  N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и  муниципальных  нужд"  (далее  -  Закон) Министерство экономического
развития  Российской  Федерации  и  Федеральная антимонопольная служба
сообщают следующее.
     1.  Пунктом  1  части  4  статьи  22, пунктом 1 части 3 статьи 34
Закона  установлено,  что  конкурсная  документация  и документация об
аукционе (далее - документация о торгах) должны содержать требования к
содержанию  и форме заявки на участие в конкурсе или аукционе (далее -
в торгах).
     В  целях  соблюдения  указанных  требований Закона при разработке
документации   о   торгах   заказчик,   уполномоченный  орган  обязаны
установить  в  документации  о  торгах требования к содержанию и форме
заявки  на  участие в конкурсе и заявке на участие в аукционе (далее -
заявка  на  участие  в  торгах), в том числе форма заявки на участие в
торгах должна предусматривать обязательность декларирования участником
размещения  заказа  своего соответствия требованиям, предусмотренным в
пунктах 2 - 4 части 1 статьи 11 Закона.
     Минэкономразвития  России  и  ФАС  России  обращают внимание, что
частью  1  статьи  25,  частью  1  статьи 35 Закона предусмотрено, что
заявка  на  участие  в  торгах  подается по форме, которая установлена
документацией  о  торгах.  При этом в соответствии с пунктом 4 части 1
статьи  12 Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник
размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к
участию  в  торгах  в случае несоответствия заявки на участие в торгах
требованиям документации о торгах.
     Учитывая   изложенное,  Минэкономразвития  России  и  ФАС  России
считают,  что отсутствие в форме заявки, установленной документацией о
торгах,  обязательного  декларирования  участником  размещения  заказа
своего соответствия требованиям пунктов 2 - 4 части 1 статьи 11 Закона
является  нарушением  пункта  1  части  4  статьи 22, пункта 1 части 3
статьи  34  Закона  и  в  указанном случае отказ в допуске к участию в
торгах  участнику размещения заказа в связи с отсутствием в его заявке
декларирования  таким  требованиям  будет  являться нарушением части 2
статьи 12 Закона.
     2.  В  соответствии  с  подпунктом е) пункта 1 части 3 статьи 25,
подпунктом  д)  пункта  1  части  2  статьи  35  Закона  заявка должна
содержать  решение  об  одобрении или о совершении крупной сделки либо
копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия
такого    решения    для   совершения   крупной   сделки   установлено
законодательством   Российской   Федерации   и   (или)  учредительными
документами  юридического  лица и если для участника размещения заказа
поставки   товаров,   выполнение  работ,  оказание  услуг,  являющихся
предметом   контракта,   или  внесение  денежных  средств  в  качестве
обеспечения   заявки  на  участие  в  торгах,  обеспечения  исполнения
контракта являются крупной сделкой.
     Указанными  положениями  Закона установлена обязанность участника
размещения  заказа предоставления в составе заявки на участие в торгах
решения  об  одобрении  или  о  совершении крупной сделки только в тех
случаях,  если  указанные  действия  являются для участника размещения
заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не
требуется.
     Форма  заявки,  установленная  документацией  о торгах, не должна
предусматривать декларирование участником размещения заказа, относится
ли  поставка  товаров,  выполнение  работ,  оказание услуг, являющихся
предметом   контракта,   или  внесение  денежных  средств  в  качестве
обеспечения   заявки,  обеспечения  исполнения  контракта  для  такого
участника  размещения заказа к крупной сделке. При этом документация о
торгах   должна   содержать   требование  о  представлении  участником
размещения  заказа  в  составе заявки решения в случае, если указанные
действия  для  такого  участника  размещения  заказа  являются крупной
сделкой.
     Таким  образом,  в  случае,  если для участника размещения заказа
поставка   товаров,   выполнение  работ,  оказание  услуг,  являющихся
предметом   контракта,   или  внесение  денежных  средств  в  качестве
обеспечения  заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной
сделкой, то в заявке такого участника должно представляться решение об
одобрении  или о совершении крупной сделки. Непредставление участником
размещения  заказа  в  составе  заявки  на участие в торгах решения об
одобрении  или  о  совершении  крупной  сделки означает, что указанные
действия  (одно  из  действий,  в  отношении  которого не представлено
решение)  для  такого  участника не являются крупной сделкой и отказ в
допуске  к  участию  в  торгах  в  связи с непредставлением указанного
решения будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.
     3.  В  соответствии  с  подпунктом а) пункта 3 части 3 статьи 25,
подпунктом  а)  пункта  3 части 2 статьи 35 Закона участник размещения
заказа  должен  предоставить  в  составе  заявки  на  участие в торгах
документы,   подтверждающие   внесение  денежных  средств  в  качестве
обеспечения  такой  заявки,  в  случае,  если  в документации о торгах
содержится  указание  на  требование  обеспечения  заявки на участие в
торгах  (платежное  поручение,  подтверждающее  перечисление  денежных
средств  в  качестве обеспечения заявки на участие в торгах, или копию
такого поручения).
     Минэкономразвития  России  и  ФАС России обращают внимание, что в
соответствии  с  частью  4  статьи  12 Закона заказчик, уполномоченный
орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить участника
размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их
проведения    в    случае   установления   недостоверности   сведений,
содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа
в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.
     При  этом  Минэкономразвития  России  и  ФАС  России считают, что
конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске
к  участию  в  торгах  на  основании  непредставления в составе заявки
платежного  поручения  (копии платежного поручения), а также в случае,
если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения)
содержатся  реквизиты  заказчика  и  сведения о назначении платежа, не
соответствующие  указанным  в документации о торгах, а также в случае,
если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения
заявки.  В  иных  случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с
непредставлением  или  представлением  в  составе заявки ненадлежащего
платежного  поручения  (копии  платежного  поручения)  будет  являться
нарушением части 2 статьи 12 Закона.
     Минэкономразвития  России  и  ФАС  России  считают,  что в случае
непоступления  в  течение  пяти  рабочих  дней  со дня окончания срока
подачи заявок на участие в торгах средств в качестве обеспечения таких
заявок  на  счет,  реквизиты которого указаны в документации о торгах,
или  поступления таких средств в объеме, не соответствующем указанному
в  документации  о  торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная
или  аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа
от  участия в торгах по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 12
Закона.  Также  участник  размещения  заказа  должен  быть отклонен от
участия  в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона в случае, если
денежные  средства  в  качестве обеспечения заявки на участие в торгах
поступили на счет по платежному поручению, иному, чем представленное в
заявке.
     4.   В   соответствии  с  положениями  Закона  цена  заключаемого
контракта,  в том числе контракта на выполнение работ по строительству
и   реконструкции,   капитальному   ремонту,  определяется  по  итогам
проведения торгов. В связи с изложенным Минэкономразвития России и ФАС
России разъясняют следующее.
     После  определения победителя торгов на выполнение работ заказчик
рассчитывает   коэффициент   снижения  начальной  (максимальной)  цены
контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения
торгов.  Итоговая  цена  контракта пересчитывается с учетом указанного
коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрено несколько этапов
его  исполнения,  то  итоговая стоимость каждого из этапов должна быть
пересчитана  с  применением  указанного коэффициента, то есть итоговая
стоимость   каждого   из   этапов   выполнения   работ  рассчитывается
пропорционально  коэффициенту  снижения  начальной (максимальной) цены
контракта,  полученного  в ходе проведения торгов. Полученная итоговая
стоимость  этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта
вносятся   в   проект   государственного  (муниципального)  контракта,
направляемого   победителю   торгов.  При  этом  общая  итоговая  цена
контракта   должна   соответствовать   предложению  о  цене  контракта
победителя торгов.
     Государственный  (муниципальный)  контракт, заключаемый по итогам
проведения  торгов,  должен  содержать  перечень  работ, установленных
заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов
выполнения  контракта), определенную указанным выше способом по итогам
торгов. При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения
работ  не  соотносится  с  фактическими расходами победителя торгов на
выполнение   конкретных  работ  и  является  обязательством  заказчика
оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере
при надлежащем его исполнении.
     Пример:
     Начальная  цена  контракта  составляет 1 000 000 рублей. При этом
контрактом предусмотрено 3 этапа выполнения работ.
     Стоимость  1  этапа  составляет 500 000 рублей, 2 этапа - 300 000
рублей, а 3 этапа - 200 000 рублей.
     В  ходе  проведения  торгов  победителем  предложена цена 800 000
рублей. Следовательно, коэффициент снижения составляет 800 000 / 1 000
000 = 0,8.
     Итоговая  стоимость  этапов  выполнения  работ в указанном случае
должна быть пересчитана следующим образом:
     Итоговая стоимость 1 этапа 500 000 x 0,8 = 400 000 рублей.
     Итоговая стоимость 2 этапа 300 000 x 0,8 = 240 000 рублей.
     Итоговая стоимость 3 этапа 200 000 x 0,8 = 160 000 рублей.
     Общая итоговая цена контракта - 800 000 рублей.
     Полученные итоговые стоимости каждого из этапов выполнения работ,
а   также  итоговая  цена  контракта  должны  быть  внесены  в  проект
контракта, направляемого победителю торгов.
     Минэкономразвития  России  и  ФАС России обращают внимание, что в
случае,   если   конкурсная   документация  не  содержит  указание  на
вышеуказанный   порядок   расчета   итоговой  цены  контракта  (этапов
выполнения  контракта),  а  участник  размещения  заказа  в  заявке на
участие  в  конкурсе указал свое предложение о стоимости каждого этапа
выполнения контракта, не превышающей стоимости такого этапа, указанной
в  конкурсной  документации,  то  в проект контракта вносится итоговая
цена  контракта  с  указанием  стоимости  этапов выполнения контракта,
указанной в заявке на участие в конкурсе участником размещения заказа.
     Минэкономразвития  России  и  ФАС России также обращают внимание,
что   заказчик  в  конкурсной  документации  не  вправе  устанавливать
требование  о  предоставлении  участниками размещения заказа в составе
заявки  расчета цены контракта (этапов выполнения контракта). Участник
размещения  заказа  в  составе заявки указывает только предлагаемую им
цену контракта без указания стоимости этапов выполнения контракта.
     В   целях   обеспечения   надлежащего  исполнения  контракта  при
отнесении  участником  размещения  заказа  максимальной суммы снижения
цены    контракта    на    последний    этап    выполнения   контракта
Минэкономразвития  России  и  ФАС  России  рекомендуют устанавливать в
конкурсной   документации   требование   об   обеспечении   исполнения
контракта,  а  также  порядок снижения итоговой цены контракта (этапов
выполнения  контракта) пропорционально коэффициенту снижения начальной
(максимальной) цены контракта, полученному в ходе проведения торгов.

Статс-секретарь -
заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
                                                            А.В.ПОПОВА

Руководитель Федеральной
антимонопольной службы
                                                          И.Ю.АРТЕМЬЕВ
19 августа 2009 г.
N 13613-АП/Д05