ОАО ЗАКЛЮЧИЛО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ. ДЛЯ ИХ ОПЛАТЫ ЗАКАЗЧИКУ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, КОТОРЫЕ ОН ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ОАО. ПОДЛЕЖАТ ЛИ УЧЕТУ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ЗАК. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.08.09 03-03-06/1/554

              ОАО ЗАКЛЮЧИЛО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА 
           ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ. ДЛЯ ИХ 
         ОПЛАТЫ ЗАКАЗЧИКУ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО 
       БЮДЖЕТА, КОТОРЫЕ ОН ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ОАО. ПОДЛЕЖАТ ЛИ УЧЕТУ В 
           ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ 
     ЗАКАЗЧИКА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА? ОТНОСЯТСЯ ЛИ 
            К АМОРТИЗИРУЕМОМУ ИМУЩЕСТВУ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, 
      ПРИОБРЕТЕННЫЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ЗА СЧЕТ 
        БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ? В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ДА, ТО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ 
      К НИМ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ НЕ БОЛЕЕ 3? ПРИЗНАЮТСЯ ЛИ В 
      ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЦЕЛЕВЫМИ ПОСТУПЛЕНИЯМИ ИЗ БЮДЖЕТА 
                СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОАО ОТ ЗАКАЗЧИКА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          28 августа 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/554
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики в связи с
письмом  о  порядке  учета  в  целях  налогообложения прибыли средств,
полученных   в   рамках   государственного   контракта  на  выполнение
опытно-конструкторских работ, сообщает следующее.
     Правоотношения  между  заказчиком  и  исполнителем по договору на
выполнение  научно-исследовательских  работ,  опытно-конструкторских и
технологических   работ   регулируются  гл.  38  Гражданского  кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ).
     В  соответствии  с  положениями  ст.  769  ГК  РФ  по договору на
выполнение  опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель
обязуется   разработать   образец   нового   изделия,  конструкторскую
документацию  на  него  или  новую  технологию,  а  заказчик обязуется
принять работу и оплатить ее.
     В  целях  налогообложения  согласно  ст.  39  Налогового  кодекса
Российской  Федерации (далее - НК РФ) исполнение сторонами возмездного
договора признается реализацией товаров (работ, услуг) организацией.
     На  основании ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ,
услуг) в целях налогообложения прибыли является доходом от реализации.
     Таким  образом,  средства,  полученные  акционерным  обществом от
заказчика   в   рамках   государственного   контракта   на  выполнение
опытно-конструкторских работ, подлежат учету при определении налоговой
базы по налогу на прибыль в качестве доходов от реализации.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252 НК РФ в целях налогообложения
прибыли   налогоплательщик   уменьшает   полученные  доходы  на  сумму
произведенных  расходов  (за исключением расходов, указанных в ст. 270
НК    РФ).   Расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные        затраты,       осуществленные       (понесенные)
налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
     Исходя из изложенного, затраты организации, произведенные за счет
денежных  средств,  полученных  от заказчика, учитываются в уменьшение
налоговой   базы   по   налогу  на  прибыль  организаций  при  условии
соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
     По    объектам   основных   средств,   приобретенным   в   рамках
государственного  контракта, при условии отнесения их в соответствии с
нормами   гл.   25  НК  РФ  к  амортизируемому  имуществу  амортизация
начисляется в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
     В  соответствии  с  пп.  2  п.  2  ст.  259.3  НК  РФ в отношении
амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления
научно-технической   деятельности,   к   основной   норме  амортизации
налогоплательщик вправе применить специальный коэффициент, но не более
3.
     В  соответствии  со  ст.  2  Федерального  закона от 23.08.1996 N
127-ФЗ  "О  науке  и  государственной научно-технической политике" под
научно-технической деятельностью понимается деятельность, направленная
на  получение,  применение  новых  знаний для решения технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения  функционирования науки, техники и производства как единой
системы.
     В  целях  налогообложения  прибыли  ст.  262  НК  РФ определяется
понятие   научно-исследовательских   и   (или)  опытно-конструкторских
разработок, под которыми понимаются разработки, относящиеся к созданию
новой  или  усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ,
услуг).
     По   мнению   Департамента,   научно-исследовательские   и  (или)
опытно-конструкторские разработки, указанные в ст. 262 НК РФ, являются
научно-технической деятельностью.
     Учитывая  изложенное,  специальный  коэффициент  не более 3 может
применяться  к амортизируемым основным средствам, которые используются
только    для    осуществления    научных    исследований    и   (или)
опытно-конструкторских  разработок,  понятие которых дано в ст. 262 НК
РФ.
     В  отношении  признания  целевыми средств, полученных из бюджета,
сообщаем следующее.
     Доходы,  не  учитываемые при определении налоговой базы по налогу
на  прибыль,  определены  в  ст.  251  НК  РФ.  Перечень таких доходов
является исчерпывающим.
     В  соответствии  с  п.  2  указанной статьи НК РФ при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые
поступления   из   бюджета.   Указанная   норма   распространяется  на
организационно-правовые  формы юридических лиц, имеющих право напрямую
получать средства из бюджета.
     Перечень  таких  юридических  лиц  поименован  в ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
     Коммерческие   организации   в  данном  перечне  не  поименованы,
следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в
понятии, приведенном в НК РФ и БК РФ.
     Таким  образом,  средства,  полученные  акционерным  обществом от
заказчика   в   рамках   государственного   контракта   на  выполнение
опытно-конструкторских  работ, не признаются целевыми поступлениями из
бюджета в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
28 августа 2009 г. 
N 03-03-06/1/554