ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗОВАЛА НЕ ОБРАЩАЮЩИЕСЯ НА ОРЦБ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ЦЕНА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕННАЯ ОЦЕНЩИКОМ, ВЫШЕ ЦЕНЫ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИСХОДЯ ИЗ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ЭМИТЕНТА, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ АКЦИЮ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАСХОДЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ФАКТИЧЕСКОЙ ЦЕНЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ В ДОГОВОРЕ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ НЕЗАВИСИМЫМ ОЦЕНЩИКОМ НА ДАТУ ПОКУПКИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 31 августа 2009 г. N 03-03-06/1/558 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее. Из письма следует, что организация реализовала не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. Цена приобретения таких ценных бумаг, определенная оценщиком, выше цены, определенной исходя из стоимости чистых активов эмитента, приходящейся на соответствующую акцию. Согласно п. 2 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги. Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию. В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статьей 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что оценщик имеет право, в частности, применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки. Согласно п. 7 Федерального стандарта оценки, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. По нашему мнению, организация, реализовавшая не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, за цену приобретения таких ценных бумаг может принять цену, определенную оценщиком, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 31 августа 2009 г. N 03-03-06/1/558 |