О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Приказ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. 14.06.07 165

Оглавление


Страницы: 1  2  



                      О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ
           ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ЗАПОВЕДНИКОВ
       И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
             СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

                                ПРИКАЗ

       ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
                                   
                           14 июня 2007 г. 
                                N 165
     
                                 (Д)
                                   
                                   
     В  целях повышения эффективности работы государственных инспекций
по   охране  государственных  природных  заповедников  и  национальных
парков,  в  соответствии  с  Основными  направлениями развития системы
государственных   природных   заповедников   и   национальных   парков
Российской  Федерации  на  период до 2015 года, утвержденными Приказом
МПР  России  от  22.04.2003  N 342, и п. 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации
охраны  государственных  природных  заповедников и национальных парков
(далее - Методические рекомендации).
     2.    Директорам   государственных   природных   заповедников   и
национальных парков:
     принять к руководству и исполнению Методические рекомендации;
     обеспечить    инспекторский   состав   бланками   протоколов   об
административных правонарушениях и иной документацией, предусмотренной
Методическими рекомендациями;
     организовать   изучение   инспекторским   составом   Методических
рекомендаций в третьем квартале 2007 года.
     3.   Управлению   особо   охраняемых   природных   территорий   и
разрешительной   деятельности   (Степаницкий  В.Б.)  обеспечить  общую
координацию   работ   по   применению   Методических   рекомендаций  в
государственных природных заповедниках и национальных парках.
     4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
    
Руководитель
                                                               С.И.САЙ
14 июня 2007 г. 
N 165
                                                                      
                                                                      
                                                            Утверждены
                                           Приказом Федеральной службы
                                                    по надзору в сфере 
                                                    природопользования
                                                         от 14.06.2007 
                                                                 N 165
                                   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ
                   ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
    
          1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ
          КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
              ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
                                   
     1.1.  Согласно статье 33 Федерального закона "Об особо охраняемых
природных   территориях"   от  14.03.1995  N  33-ФЗ  охрана  природных
комплексов   и   объектов  на  территориях  государственных  природных
заповедников    (далее    -   заповедники)   и   национальных   парков
осуществляется   специальной   государственной  инспекцией  по  охране
территорий  заповедников  и  национальных  парков,  работники  которой
входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.
     Директора  заповедников  и  национальных  парков и их заместители
являются  соответственно  главными  государственными инспекторами и их
заместителями  по  охране  территорий этих заповедников и национальных
парков.
     1.2.   Тарифно-квалификационные   характеристики   по  должностям
различных категорий государственных инспекторов по охране заповедников
и национальных парков Российской Федерации согласованы Постановлениями
Министерства  труда  и социального развития Российской Федерации от 16
октября  1998 г. N 42, от 22 февраля 2000 г. N 21 и от 19 июля 2001 г.
N  57.  В  соответствие  с  этими  документами  в  состав  специальной
государственной   инспекции   по   охране  территорий  заповедников  и
национальных  парков  помимо  главных государственных инспекторов и их
заместителей  входят  старшие  государственные  инспекторы, участковые
государственные  инспекторы  и  государственные  инспекторы  по охране
территорий.
     Конкретные    должностные    обязанности    каждого    инспектора
определяются  его  должностной  инструкцией,  утверждаемой  директором
заповедника (национального парка), с которой соответствующий инспектор
должен быть ознакомлен под роспись.
     1.3.  К охране территории заповедника (национального парка) могут
привлекаться работники правоохранительных органов, органов рыбоохраны,
органов,  уполномоченных  в  области  охраны, контроля и регулирования
использования  объектов  животного мира, отнесенных к объектам охоты и
среды  их  обитания,  а  также  общественные инспекции, сформированные
территориальными    органами    Росприроднадзора   или   общественными
природоохранными организациями. Рейды указанных органов и общественных
инспекций  на  территории  заповедника  проводятся  только совместно с
представителями   государственной   инспекции   по  охране  территории
заповедника.
     1.4.   Наряду  с  традиционным  формированием  службы  охраны  по
территориальному  принципу  (лесничества  -  кордоны - обходы) большую
эффективность       продемонстрировала       практика      организации
экстерриториальных  подразделений  в  виде  оперативных  групп, в т.ч.
"центральных"  оперативных  групп,  в зону действия которых включается
вся территория заповедника (национального парка).
     
              2. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП
     
     2.1.   Оперативные   группы   являются   постоянно   действующими
структурными  подразделениями служб охраны заповедников и национальных
парков, сформированными с целью усиления охраны природных комплексов и
объектов  и  контроля  за  соблюдением  установленного  режима  и иных
требований природоохранного законодательства.
     2.2.  В  своей  деятельности  оперативные  группы руководствуются
законодательством  Российской  Федерации об особо охраняемых природных
территориях, иными законодательными и нормативными правовыми актами, в
том   числе   нормативными  правовыми  актами  Министерства  природных
ресурсов  Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в
сфере   природопользования   (далее   -  Росприроднадзор),  настоящими
рекомендациями,   приказами  и  распоряжениями  директора  заповедника
(национального парка).
     2.3.  Оперативные  группы  создаются  приказами по заповедникам и
национальным   паркам  и  комплектуются  из  числа  квалифицированных,
дисциплинированных    и    инициативных   работников,   имеющих   опыт
контрольно-инспекционной   работы   по  охране  природы  и  являющихся
государственными   инспекторами   по  охране  территорий  заповедников
(национальных парков).
     2.4.  В  заповедниках  и  национальных  парках  помимо  одной или
нескольких  основных оперативных групп с зоной деятельности в границах
всей  территории  заповедника  (национального  парка) могут быть также
созданы  оперативные  группы в структуре филиалов, лесничеств и других
территориальных подразделений службы охраны. В обоих случаях созданные
оперативные  группы  выделяются  в  штатных  расписаниях  заповедников
(национальных  парков) в качестве обособленных подразделений в составе
отдела  охраны  территории.  В  случае  необходимости при формировании
новой  оперативной группы вносятся соответствующие изменения в штатное
расписание  заповедника  (национального  парка)  в  пределах имеющихся
средств на оплату труда.
     2.5.   В  структуре  одного  заповедника  (национального  парка),
специфические  условия  которого  требуют дополнительных мер по охране
объектов  животного  мира  в  местах  их сезонных концентраций и путей
миграций,  а также охраны редких видов животных, две и более отдельные
оперативные группы могут быть объединены в специализированный отряд по
охране   объектов   животного  мира,  создаваемый  приказом  директора
заповедника (национального парка).
     2.6.  В  соответствии  с  Постановлениями  Министерства  труда  и
социального развития Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 42 и
от  19  июля  2001 г. N 57 оплата труда государственных инспекторов по
охране  территорий  заповедников  и  национальных парков, работающих в
составе  оперативных групп, производится соответственно на один разряд
выше  по  сравнению  с  разрядами,  установленными им в соответствии с
тарифно-квалификационными характеристиками.
     2.7.  Численность  инспекторского  состава оперативной группы, ее
конкретный  состав  и  лицо,  на  которое  возложено  непосредственное
руководство  оперативной  группой, определяются директором заповедника
(национального парка).
     2.8. В своей деятельности основная оперативная группа подчиняется
только  директору  заповедника (национального парка) и его заместителю
по охране территории.
     2.9.  При проведении мероприятий оперативным группам не требуется
согласования  с  филиалами,  лесничествами  и другими территориальными
подразделениями  заповедника  (национального  парка),  его  научным  и
другими  отделами,  а  также  предварительного  оповещения сотрудников
заповедника (национального парка).
     2.10. Задачами оперативных групп являются:
     борьба с браконьерством и иными нарушениями установленного режима
особой  охраны  на  территории  заповедника (национального парка), его
охранной   зоны  и  иной  подконтрольной  особо  охраняемой  природной
территории;
     систематическое  патрулирование  своей  зоны деятельности в целях
предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны,
загораний  и  пожаров,  ухудшения  экологического  состояния природных
комплексов;
     контроль  за  соблюдением  установленного  режима или иных правил
охраны  и  использования  окружающей  среды  и  природных ресурсов при
проведении   на  территории  заповедника  (национального  парка),  его
охранной   зоны  и  иной  подконтрольной  особо  охраняемой  природной
территории     научно-исследовательских,     эколого-просветительских,
рекреационных,       проектно-изыскательских,       лесохозяйственных,
сельскохозяйственных,  заповедно-режимных, строительных и иных работ и
мероприятий,   а   также  побочного  лесопользования  и  других  видов
пользования растительным миром;
     контроль   за   проведением  в  пределах  территории  заповедника
(национального  парка),  его охранной зоны и иной подконтрольной особо
охраняемой  природной  территории  отстрела  и  отлова животных (в том
числе   вылова   рыбы,   добычи   морских   млекопитающих   и   водных
беспозвоночных)  в  регуляционных,  научных  и иных целях, соблюдением
установленного    порядка    сбора   зоологических,   ботанических   и
минералогических коллекций и палеонтологических объектов;
     контроль  за  соблюдением  установленного режима особо охраняемых
природных  территорий  их  посетителями  и  иными  лицами, в том числе
самими работниками заповедников и национальных парков;
     участие в тушении лесных и иных растительных пожаров;
     проведение плановых и внеплановых проверок лесничеств, участков и
иных территориальных подразделений, а также ревизий обходов;
     контроль   за   правильностью   и   своевременностью   оформления
государственными   инспекторами   по   охране  территории  заповедника
(национального  парка) протоколов и иной документации об экологических
правонарушениях;
     проверка  соблюдения порядка хранения и использования работниками
заповедника  (национального  парка)  средств связи, служебного оружия,
боеприпасов, пиротехнических и специальных средств;
     проверка  соблюдения правил и требований техники безопасности при
работе  в  полевых  условиях  работниками  заповедника  (национального
парка);
     участие    в   практическом   обучении   инспекторского   состава
заповедника   (национального   парка),   изучение   и  распространение
передового  опыта  по  охране  территорий  заповедников и национальных
парков.
     2.11. Работники оперативных групп могут привлекаться к проведению
аэровизуальных и наземных учетов зверей и птиц.
     2.12.  Оперативные  группы  максимально  и в приоритетном порядке
обеспечиваются  транспортными  средствами, средствами связи, служебным
оружием,   специальными  средствами,  полевым  снаряжением,  форменным
обмундированием,   приборами   наблюдения,   фото-   и  видеотехникой,
компьютерным   и   иным   оборудованием,   горюче-смазочными  и  иными
расходными  материалами.  В  случае  необходимости  оперативные группы
используют  транспортные  средства  других  подразделений  заповедника
(национального парка).
     
             3. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ
             ТЕРРИТОРИЙ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
     
     Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее  -  КоАП)  и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных
территориях"   государственным   инспекторам   по   охране  территорий
государственных   природных   заповедников   и   национальных   парков
предоставлены следующие права:
     3.1.  Осуществлять  доставление  (принудительное  препровождение)
физического  лица в целях составления протокола (при невозможности его
составления  на  месте)  в  помещение  милиции  или  в  иное служебное
помещение  (ст.  27.2  КоАП).  То  есть госинспектора вправе доставить
нарушителя  также в помещение заповедника или национального парка, что
ранее    действовавшими   правовыми   актами   не   предусматривалось.
Доставление  должно  быть  осуществлено  в  возможно  короткий срок. О
доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись
в протоколе об административном правонарушении.
     3.2. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП):
     личный досмотр и досмотр вещей осуществляется в целях обнаружения
орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
     личный  досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в
присутствии двух понятых того же пола;
     досмотр  (то есть обследование) вещей, находящихся при физическом
лице,   проводится  без  нарушения  их  конструктивной  целостности  и
осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии
двух понятых.
     Согласно   статье  25.7  КоАП  в  качестве  понятого  может  быть
привлечено  любое  не  заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее
лицо.
     В   исключительных  случаях  при  наличии  достаточных  оснований
полагать,  что  при  данном  лице  находятся оружие и другие предметы,
используемые  в  качестве оружия, личный досмотр и досмотр вещей могут
быть осуществлены без понятых.
     В   случае   необходимости   применяются   фото-   и  киносъемка,
видеозапись,   иные   установленные   способы   фиксации  вещественных
доказательств.
     О  совершенных  вышеупомянутых  действиях  составляется протокол,
либо делается запись в протоколе о доставлении.
     Однако,   согласно   действующему   законодательству,  в  порядке
административного производства личный досмотр (равно как досмотр вещей
и транспортных средств) не может быть произведен в отношении отдельных
категорий лиц:
     судей  (ст.  16  Закона  Российской  Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации");
     прокуроров  (ст.  39  Закона  Российской Федерации "О прокуратуре
Российской Федерации");
     депутатов  Государственной  Думы  и Совета Федерации Федерального
Собрания  Российской  Федерации (Федеральный закон "О статусе депутата
Совета  Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации").
     3.3.  Осуществлять  досмотр  (то есть обследование) транспортного
средства (ст. 27.9 КоАП):
     осуществляется   в   целях  обнаружения  орудий  совершения  либо
предметов административного правонарушения;
     проводится без нарушения конструктивной целостности транспортного
средства;
     осуществляется  в  присутствии  лица,  во  владении  которого оно
находится, а также двух понятых;
     в   случаях,  не  терпящих  отлагательства,  досмотр  может  быть
осуществлен в отсутствие владельца;
     о досмотре составляется протокол.
     3.4.  Производить  осмотр  принадлежащих  юридическому  лицу  или
индивидуальному  предпринимателю  помещений,  территорий и находящихся
там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП):
     осуществляется  в  присутствии  представителя  юридического лица,
индивидуального  предпринимателя или его представителя и в присутствии
двух понятых;
     в   случае   необходимости   применяются   фото-   и  киносъемка,
видеозапись,   иные   установленные   способы   фиксации  вещественных
доказательств;
     о произведенном осмотре составляется протокол.
     3.5. Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП):
     Изъятие  вещей,  явившихся  орудиями  совершения  или  предметами
правонарушения,  и документов, имеющих значение доказательств по делу,
осуществляется  в  присутствии  двух  понятых. Об изъятии составляется
протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.
     В  соответствии  со  ст.  26.7  КоАП  изымаемые  документы  могут
содержать  сведения,  зафиксированные  как  в письменной, так и в иной
форме.  К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки,
звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.
     Необходимо  отметить,  что  и  статья  34 Федерального закона "Об
особо    охраняемых   природных   территориях"   устанавливает   право
госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков
"изымать  у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо
охраняемых   природных  территориях  продукцию  и  орудия  незаконного
природопользования,  транспортные  средства,  а  также соответствующие
документы".
     Под этими терминами на практике следует понимать:
     "орудия  незаконного природопользования" - предметы, используемые
для   добывания   (заготовки)   и  уничтожения  объектов  животного  и
растительного  мира, либо иных способов незаконного природопользования
(например,    добыча   общедоступных   полезных   ископаемых,   снятие
плодородного  слоя почвы, сбор минералогических или палеонтологических
коллекций,  поджег  лесного  массива)  (оружие  и иные приспособления,
используемые  для  охоты,  орудия  рыболовства, бензопилы, иные орудия
лесопользования и т.п.);
     "продукция  незаконного природопользования" - животные, растения,
грибы,  палеонтологические  объекты, минералы, иные природные объекты,
добытые  (заготовленные)  в  ходе  правонарушения,  а также их части и
полученная из них продукция;
     "транспортные  средства"  -  плавучие  (в  том  числе  их части -
подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и
иные   транспортные   средства,   используемые   для   транспортировки
нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
     "соответствующие  документы"  -  документы,  связанные  с охраной
окружающей  среды  и  использованием  природных  ресурсов (разрешения,
лицензии,  лесные  и  лесорубочные  билеты,  ордера  на  отпуск  леса,
охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).
     3.6. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей
(ст.   27.14  КоАП),  явившихся  орудиями  совершения  или  предметами
правонарушения:
     заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением
лицу,  в  отношении которого применена данная мера (либо его законному
представителю),  о  запрете  распоряжаться (а в случае необходимости и
пользоваться) ими;
     применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и
(или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;
     осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых;
     в  случаях,  не  терпящих  отлагательства, арест вещей может быть
осуществлен в отсутствии их владельца;
     арестованное  имущество  может  быть  передано  на  ответственное
хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест;
     об аресте составляется протокол.
     3.7.  Составлять  протоколы  об  административных правонарушениях
(ст. 28.3 КоАП), предусмотренных:
     ст. 8.39 КоАП (нарушения режима или иных правил охраны окружающей
среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных
территориях);
     ч.  1  ст.  19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению лица,
осуществляющего государственный контроль);
     ч.   1   ст.   19.5   КоАП  (невыполнение  законного  предписания
должностного лица, осуществляющего государственный контроль);
     ст.    19.7    КоАП   (непредставление   сведений   (информации),
представление которых предусмотрено законом);
     ч. 1 ст. 20.25 (неуплата административного штрафа в установленный
срок).
     3.8.  Выносить определения о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного правонарушения (ст. 28.7
КоАП).
     3.9.   Проверять  (ст.  34  ФЗ  "Об  особо  охраняемых  природных
территориях"):
     разрешения  на  право  пребывания  на  территориях заповедников и
национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях;
     документы   на  право  осуществления  природопользования  и  иной
деятельности  на  территориях  заповедников и национальных парков и их
охранных зон.
     3.10.   Задерживать  на  территориях  заповедников,  национальных
парков  и  их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской
Федерации  об  особо  охраняемых  природных территориях (ст. 34 ФЗ "Об
особо охраняемых природных территориях").
     3.11.  Беспрепятственно  посещать  любые  объекты, находящиеся на
территориях  заповедников,  национальных  парков,  их охранных зон для
проверки  соблюдения  требований законодательства Российской Федерации
об  особо  охраняемых  природных  территориях  (ст.  34  ФЗ  "Об особо
охраняемых природных территориях").
     Необходимо  иметь  в  виду,  что существенная регламентация этого
вопроса   в   части   проверок   юридических   лиц   и  индивидуальных
предпринимателей,  установлена  Федеральным  законом  "О  защите  прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного  контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. В
частности,  этим  законодательным  актом установлен порядок проведения
мероприятий  по  контролю  (ст.  7),  ограничения  при проведении этих
мероприятий  (ст.  8),  порядок  оформления результатов мероприятий по
контролю (ст. 9), обязанности должностных лиц органов государственного
контроля  при  проведении  мероприятий  по  контролю  (ст.  11), права
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
мероприятий по контролю (ст. 13).
     3.12.  При исполнении служебных обязанностей (ст. 34 ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях"):
     применять   в   установленном   порядке  специальные  средства  -
наручники,   резиновые   палки,   слезоточивый   газ,  устройства  для
принудительной остановки транспорта, служебных собак;
     носить, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.
     Порядок    приобретения,   хранения   и   применения   служебного
огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
     Основополагающим    правовым    актом,    регулирующим    порядок
приобретения,   хранения  и  применения  служебного  оружия,  является
Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ. Перечень
должностных   лиц,  выполняющих  задачи  по  охране  особо  охраняемых
природных   территорий,   которые  обеспечиваются  служебным  оружием,
перечень  типов  и  моделей оружия и нормы обеспечения им, правила его
использования и применения, а также перечень видов специальных средств
и правила их применения установлены подзаконным актом - Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 133 "О мерах
по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных
лиц,   выполняющих  задачи  по  охране  объектов  животного  мира"  (с
последующими  изменениями). Согласно вышеупомянутому нормативному акту
должностные  лица  применяют  служебное оружие, специальные средства и
используют   служебных   собак   при  исполнении  возложенных  на  них
обязанностей по охране объектов животного мира в состоянии необходимой
обороны или крайней необходимости для:
     отражения   нападения,   непосредственно  угрожающего  жизни  или
здоровью  должностных  лиц,  членов  их семей или граждан, исполняющих
возложенные  на  них  законом обязанности по охране объектов животного
мира;
     задержания  лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких
преступлений,   или   оказывающих   вооруженное   сопротивление,   или
отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче
оружия;
     отражения  вооруженного  или  группового  нападения на служебные,
жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам;
     подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
     Применению   служебного   оружия   должностными   лицами   должно
предшествовать предупреждение о намерении его применить.
     Запрещается   использовать   повторно   устройства,   снаряженные
слезоточивыми  или раздражающими веществами, в пределах зоны поражения
и срока действия этих веществ.
     При   применении   специальных   средств   запрещается   наносить
резиновыми  палками  удары  по голове, шее, ключичной области, животу,
половым органам.
     При  применении  наручников  требуется периодическая (не реже чем
один раз в два часа) проверка состояния фиксации их замков.
     Запрещается  применять  служебное  оружие, специальные средства и
использовать   служебных   собак  для  задержания  женщин  с  видимыми
признаками  беременности,  лиц  с  явными  признаками  инвалидности  и
несовершеннолетних,  когда  их  возраст  очевиден  или известен, кроме
случаев    оказания   ими   вооруженного   сопротивления,   совершения
вооруженного или группового нападения.
     Лицам,  получившим телесные повреждения при применении служебного
оружия,  специальных  средств  и  служебных собак, должна быть оказана
доврачебная помощь.
     О  каждом  случае  применения  служебного оружия должностное лицо
обязано  незамедлительно  в  течение  суток сообщить в территориальные
органы  внутренних  дел  по месту применения оружия и администрации по
месту работы.
     Средства  принудительной  остановки  автотранспорта применяются в
случаях,  когда  есть  основания полагать, что конкретное транспортное
средство   является  орудием  преступления,  и  водитель  которого  не
выполнил требования должностного лица остановиться.
     3.13.   Пользоваться   также   всеми   правами  должностных  лиц,
осуществляющих    государственный    лесной    контроль    и    надзор
(государственных  лесных  инспекторов),  и  других федеральных органов
исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 34 ФЗ "Об
особо охраняемых природных территориях").
     Права государственных лесных инспекторов предусмотрены статьей 96
Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
     Права   должностных   лиц  (государственных  инспекторов)  других
федеральных  органов исполнительной власти в области охраны окружающей
среды установлены:
     -  статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от
10 января 2002 г. N 7-ФЗ, в том числе:
     посещать  в  целях  проверки организации, объекты хозяйственной и
иной  деятельности  независимо  от  форм  собственности,  в  том числе
объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты
гражданской  обороны,  знакомиться  с документами и иными необходимыми
для    осуществления    государственного    экологического    контроля
материалами;
     проверять  соблюдение  нормативов,  государственных  стандартов и
иных  нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу
очистных   сооружений  и  других  обезвреживающих  устройств,  средств
контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей
среды;
     проверять  соблюдение  требований, норм и правил в области охраны
окружающей  среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации  и  выводе  из  эксплуатации  производственных  и  других
объектов;
     проверять   выполнение   требований,   указанных   в   заключении
государственной  экологической  экспертизы, и вносить предложения о ее
проведении;
     предъявлять  требования  и  выдавать  предписания  юридическим  и
физическим  лицам  об  устранении нарушения законодательства в области
охраны  окружающей  среды  (при  этом  требования  об  ограничении,  о
приостановлении   или   о   прекращении   деятельности  юридических  и
физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);
     -  статьей  31 Федерального закона "О животном мире" от 24 апреля
1995  г.  N  52-ФЗ,  в  том  числе  производить  остановку  и  досмотр
транспортных  средств,  проверку  оружия  и  других  орудий  добывания
объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во
время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.
     Помимо    вышеперечисленных    прав,    главным   государственным
инспекторам  по охране территорий заповедников и национальных парков и
их заместителям предоставлено право:
     3.14. Рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.
23.25  КоАП), предусмотренных ст. 8.39 КоАП (нарушения правил охраны и
использования   природных   ресурсов  на  особо  охраняемых  природных
территориях).
     Согласно  ст.  29.6 КоАП дела об административных правонарушениях
рассматриваются  в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом,
правомочным   рассматривать   дело,   протокола   об  административном
правонарушении  и  других  материалов  дела.  Согласно же ст. 4.5 КоАП
постановление   по   делу   о  нарушении  законодательства  об  охране
окружающей  среды  не  может быть вынесено по истечении одного года со
дня   совершения  административного  правонарушения,  а  при  длящемся
правонарушении - со дня его обнаружения.
     В   случае   отказа   в  возбуждении  уголовного  дела  либо  его
прекращения,   но   при   наличии  в  действиях  нарушителя  признаков
административного правонарушения административное взыскание может быть
наложено  не  позднее  месяца  со  дня  принятия  решения  об отказе в
возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
     3.15. Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании
в  пользу государственных природных заповедников и национальных парков
средств  в  счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и
объектам   заповедников,   национальных  парков,  их  охранных  зон  в
результате  нарушений  установленного  режима  (ст.  34  ФЗ  "Об особо
охраняемых природных территориях").
     Следует  отметить,  что  согласно  п. 24 действующего Положения о
государственных   природных   заповедниках   в  Российской  Федерации,
утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18
декабря   1991  г.  (в  ред.  Постановления  Правительства  Российской
Федерации   от  23  апреля  1996  г.  N  527)  главному  госинспектору
предоставлено  также  право  взыскания  в пользу заповедника средств в
счет  возмещения ущерба, причиненного не только природным комплексам и
объектам на территории заповедника и его охранной зоны, но и на других
подконтрольных территориях (заказниках, памятниках природы и др.).
     3.16.   Запрещать   хозяйственную   и   иную   деятельность,   не
соответствующую   установленному   режиму   государственных  природных
заповедников,  национальных  парков,  их  охранных  зон (ст. 34 ФЗ "Об
особо охраняемых природных территориях").
     3.17.   Направлять   в   правоохранительные  органы  материалы  о
нарушениях  законодательства  Российской Федерации об особо охраняемых
природных   территориях,   в   случаях,   предусмотренных  действующим
законодательством.
     Если  при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу, что
в  нарушении  содержатся признаки преступления, материалы передаются в
соответствующий  орган  внутренних  дел  или  прокуратуры  для решения
вопроса  о  привлечении  виновных лиц к уголовной ответственности. При
необходимости  -  в случаях направления материалов в органы внутренних
дел - об этом уведомляются органы прокуратуры.
     Согласно  Положению  о  государственных  природных заповедниках в
Российской   Федерации,   утвержденному  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации от 18 декабря 1991 г. N 48 (в ред. Постановления
Правительства  России  от  23  апреля  1996 г. N 527), в случае гибели
государственного  инспектора при исполнении служебных обязанностей или
служебного  долга семье погибшего выплачивается в течение 5 лет со дня
гибели его денежное содержание, а по истечении этого срока - пенсия по
случаю   потери   кормильца   в   порядке,  установленном  действующим
законодательством.   Согласно  этому  же  документу,  ущерб  имуществу
государственных  инспекторов,  причиненный  в  связи с выполнением ими
служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств
заповедников  или  органов,  в ведении которых они находятся. При этом
администрация   заповедника   вправе   предъявить   регрессный  иск  к
организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
     
             4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
               ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                                   
     4.1  Протоколы  о  мерах  обеспечения  производства  по  делу  об
административном правонарушении.
     
     4.1.1. Протокол о доставлении.
     В  соответствии  со  статьей 27.2 КоАП о доставлении составляется
протокол   (приложение  1)  либо  делается  соответствующая  запись  в
протоколе   об  административном  правонарушении.  Копия  протокола  о
доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
     Составлять  протокол  о доставлении особенно важно в тех случаях,
когда  доставляемое  лицо  подлежит  личному досмотру, досмотру вещей,
либо  имеет при себе вещи или документы, подлежащие изъятию, поскольку
в соответствии со статьями 27.7 и 27.10 КоАП в протоколе о доставлении
может  делаться  запись  о  проведении досмотра или об изъятии вещей и
документов.  То есть в таких случаях не требуется составлять отдельные
протоколы  о  досмотре  или  изъятии.  Следует  иметь  в  виду,  что в
указанных  случаях  протокол  должен быть составлен в присутствии двух
понятых,  а  при изъятии имущества копия протокола должна быть вручена
доставленному лицу под роспись.
     4.1.2. Протокол о личном досмотре и досмотре вещей.
     В  соответствии со статьей 27.7 КоАП о личном досмотре и досмотре
вещей,   находящихся   при   физическом  лице,  составляется  протокол
(приложение  2)  либо  делается  соответствующая  запись в протоколе о
доставлении.   В   протоколе  о  личном  досмотре  и  досмотре  вещей,
находящихся   при  физическом  лице,  указываются  дата  и  место  его
составления,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,  составившего
протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о
виде,  количестве,  об  иных  идентификационных признаках вещей, в том
числе   о   типе,   марке,   модели,   калибре,  серии,  номере,  иных
идентификационных признаках оружия, виде и количестве боевых припасов,
виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.
     Описание обнаруженного производится так же, как и при составлении
протокола об административном правонарушении (см. п. 2.3). При этом:
     выловленная   рыба   указывается  по  видам,  количеству  и  весу
(отдельно  указывается  вес  незаконно  заготовленной икры осетровых и
лососевых видов рыб);
     продукция охоты - по видам и количеству добытых зверей и птиц;
     дикоросы  (грибы,  ягоды,  орехи,  коренья,  цветы  и  др.)  -  в
зависимости  от их ценности и установленных мер охраны (иски за ущерб,
причиненный незаконным сбором различных дикоросов, могут исчисляться в
установленном  порядке,  как от веса заготовленной продукции, так и от
количества собранных экземпляров).
     Особенно  подробно  следует описать продукцию в случаях наличия в
ней  видов  животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской
Федерации.
     В  протоколе  о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при
физическом  лице,  делается  запись  о применении фото- и видеосъемки.
Материалы,  полученные  при  осуществлении личного досмотра и досмотра
вещей    с    применением   фото-   и   видеосъемки,   прилагаются   к
соответствующему протоколу.
     Протокол  о  личном  досмотре  и  досмотре вещей, находящихся при
физическом лице, подписывается:
     госинспектором, его составившим;
     лицом,  в  отношении  которого  ведется  производство  по делу об
административном  правонарушении,  либо владельцем вещей, подвергнутых
досмотру;
     понятыми.
     В  случае  отказа лица, в отношении которого ведется производство
по  делу,  от  подписания  протокола  в  нем  делается соответствующая
запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.
     Копия  протокола  о  личном досмотре, досмотре вещей, находящихся
при  физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых осмотру,
по его просьбе.
     4.1.3. Протокол о досмотре транспортного средства.
     В  соответствии  со  статьей  27.9  КоАП  в  протоколе о досмотре
транспортного  средства  (приложение  3)  указываются дата и место его
составления,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,  составившего
протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное
средство,    подвергнутое    досмотру,    о   типе,   марке,   модели,
государственном  регистрационном  номере,  об  иных  идентификационных
признаках   транспортного   средства,  о  виде,  количестве,  об  иных
идентификационных  признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели,
калибре,  серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о
виде  и  количестве  боевых  припасов, о виде и реквизитах документов,
обнаруженных при досмотре транспортного средства.
     В  протоколе  о досмотре транспортного средства делается запись о
применении    фото-   и   видеосъемки.   Материалы,   полученные   при
осуществлении  досмотра с применением фото- и видеосъемки, прилагаются
к протоколу.
     Протокол о досмотре транспортного средства подписывается:
     госинспектором, его составившим;
     лицом,  в  отношении  которого  ведется  производство  по делу об
административном  правонарушении,  и (или) лицом, во владении которого
находится транспортное средство, подвергнутое досмотру;
     понятыми.
     В  случае  отказа лица, в отношении которого ведется производство
по  делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении
которого  находится  транспортное  средство, подвергнутое досмотру, от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная
подписью госинспектора и понятых.
     Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу,
во  владении  которого  находится  транспортное средство, подвергнутое
досмотру.
     4.1.4.  Протокол  об  осмотре принадлежащих юридическому лицу или
индивидуальному  предпринимателю  помещений,  территорий и находящихся
там вещей и документов.
     В  соответствии  со  статьей  27.8  КоАП  об осмотре составляется
протокол  (приложение  4),  в  котором  указываются  дата  и место его
составления,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,  составившего
протокол,  сведения  о соответствующем юридическом лице, а также о его
законном  представителе  либо об ином представителе, об индивидуальном
предпринимателе  или о его представителе, об осмотренных территориях и
помещениях,  о  виде,  количестве  и  иных идентификационных признаках
вещей и реквизитах документов.
     В  протоколе  об  осмотре сведения о юридическом лице указываются
так   же,  как  и  в  протоколе  об  административном  правонарушении,
составляемом на юридическое лицо (см. п. 2.3).
     В  протоколе  об  осмотре  делается  запись  о применении фото- и
видеосъемки.   Материалы,   полученные  при  осуществлении  осмотра  с
применением фото- и видеосъемки прилагаются к протоколу.
     Протокол об осмотре подписывается:
     госинспектором,    его   составившим,   законным   представителем
юридического  лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не
терпящих  отлагательства,  иным  представителем  юридического лица или
представителем индивидуального предпринимателя;
     понятыми.
     В  случае  отказа  законного  представителя юридического лица или
иного  его  представителя,  индивидуального  предпринимателя  или  его
представителя  от  подписания протокола в нем делается соответствующая
запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.
     Копия  протокола  об  осмотре  вручается  законному представителю
юридического   лица   или  иному  его  представителю,  индивидуальному
предпринимателю или его представителю.
     4.1.5. Протокол об изъятии вещей и документов.
     В   соответствии  со  статьей  27.10  КоАП  об  изъятии  вещей  и
документов   составляется   протокол   (приложение  5)  либо  делается
соответствующая запись в протоколе о доставлении.
     В  протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о
виде  и  реквизитах  изъятых  документов,  о виде, количестве, об иных
идентификационных  признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке,
модели,  калибре,  серии,  номере  оружия,  о виде и количестве боевых
припасов.
     В  протоколе  об  изъятии  вещей  и  документов делается запись о
применении  фото-  и  видеосъемки.  Материалы,  полученные при изъятии
вещей  и  документов  с применением фото- и видеосъемки, прилагаются к
протоколу.
     Протокол об изъятии вещей и документов подписывается:
     госинспектором, его составившим;
     лицом, у которого изъяты вещи и документы;
     понятыми.
     В  случае  отказа  лица,  у  которого изъяты вещи и документы, от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная
подписью госинспектора и понятых.
     Копия   протокола  вручается  лицу,  у  которого  изъяты  вещи  и
документы, или его законному представителю.
     Изъятая  продукция незаконного природопользования, подвергающаяся
быстрой  порче,  реализуется  по  договорным  ценам  заготовительным и
торговым   организациям,   в   сеть  общественного  питания,  а  также
организациям здравоохранения, образования и социального обеспечения. В
сдаточной  накладной (квитанции) указывается вес и иные количественные
характеристики   незаконно   добытой  (заготовленной)  продукции  либо
полуфабрикатов от ее переработки, а также стоимость этой продукции.
     Изъятые  объекты  животного  мира  подлежат  возвращению  в среду
обитания.   Указанные   объекты  животного  мира  в  случае,  если  их
физическое  состояние  не  позволяет возвратить их в среду обитания, а
также  полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению
в  установленном  порядке.  При  этом водные биоресурсы, относящиеся к
осетровым,  лососевым  видам  рыб,  крабам,  включая крабоиды, морским
гребешкам,  трепангам,  морским  ежам,  в  случае,  если их физическое
состояние  не  позволяет  возвратить  их  в  среду  обитания,  а также
продукты  их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному
уничтожению.
     Допускается  также  использование  изъятой  продукции незаконного
природопользования в следующих целях:
     для  кормления  диких  животных,  содержащихся  заповедником  или
национальным   парком  в  неволе  (в  том  числе  в  экспериментальных
питомниках);
     для   пополнения   коллекционных  фондов  и  музейных  экспонатов
заповедника или национального парка;
     живых  животных  - для сдачи в зоопарки, а также для содержания в
неволе   в   самих   заповедниках  или  национальных  парках  с  целью
демонстрации посетителям.
     Продукция  оставляется  нарушителю,  с  последующим взысканием ее
стоимости в следующих случаях:
     когда  продукцию  незаконного природопользования невозможно сдать
соответствующим  организациям  в связи с их удаленностью, вероятностью
порчи   этой  продукции,  а  также  незначительным  объемом  незаконно
добытого;
     при незаконной добыче пернатой дичи и зайцев.
     При   этом   в   протоколе   об  административном  правонарушении
указываются  количество,  видовой  состав,  вес оставленной нарушителю
незаконно добытой продукции и причины оставления.
     Не подлежат оставлению нарушителю:
     объекты  животного  и растительного мира, имеющие коллекционную и
коммерческую ценность;
     живые особи диких животных;
     водные  биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб,
крабам,  включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам,
а также продукты их переработки, в том числе икра;
     шкуры пушных зверей, включая все виды хищных;
     медвежья желчь, кабарожья струя, панты, рога сайгаков;
     женьшень, элеутерококк, золотой корень.
     При  выявлении  нарушений,  связанных с использованием взрывчатых
веществ и огнестрельного оружия, указанные орудия совершения нарушения
изымаются  и  сдаются в органы внутренних дел. При этом к протоколу об
изъятии  приобщается документ, подтверждающий сдачу-приемку оружия или
взрывчатых веществ.
     Изъятие  взрывчатых  веществ  осуществляется  в  любых случаях, а
огнестрельного (нарезного и гладкоствольного) оружия в случаях:
     если   выявленное   нарушение   содержит  признаки  преступления,
предусмотренные статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации;
     отсутствия  у  нарушителя  разрешения  органов  внутренних дел на
право ношения оружия;
     оказания нарушителем сопротивления при задержании.
     Орудия  рыбной  ловли, разрешенные действующими в соответствующем
регионе  правилами  любительского  и  спортивного рыболовства, а также
разрешенные  региональными  правилами  охоты  орудия  пушного промысла
могут быть оставлены нарушителю.
     Запрещенные  орудия  добывания животных у нарушителей изымаются в
обязательном порядке.
     В   исключительных   случаях   изъятые  у  нарушителя  малоценные
запрещенные орудия добывания животных при невозможности доставки их на
склады  заповедников  или  национальных  парков  могут уничтожаться на
месте  обнаружения  нарушения,  о  чем  делается  запись в протоколе с
указанием причин уничтожения орудий добывания животных (с составлением
акт   уничтожения   произвольной   формы   за   подписью   трех   лиц,
присутствовавших при уничтожении).
     Запрещается  уничтожать  изъятые  у  нарушителей орудия добывания
животных  и иные орудия природопользования, если материалы о нарушении
подлежат  направлению  в  следственные  органы. В этих случаях изъятые
предметы  направляются в следственные органы вместе с соответствующими
материалами  для  приобщения к уголовному делу в качестве вещественных
доказательств.
     Изъятие  транспортных  средств  у  нарушителей  производится  при
совершении  ими  грубых  нарушений,  содержащих признаки преступления,
предусмотренного  уголовным  законодательством  Российской  Федерации,
если   транспортное   средство   непосредственно   использовалось  для
незаконной  добычи,  лова, заготовки, уничтожения объектов животного и
растительного мира.
     Изъятые  орудия природопользования сдаются на склады заповедников
и национальных парков.
     4.1.6.  Протокол  об  аресте товаров, транспортных средств и иных
вещей,  явившихся орудиями совершения или предметами административного
правонарушения.
     В  соответствии  со  статьей  27.14  КоАП  в  протоколе об аресте
товаров,  транспортных средств и иных вещей (приложение 6) указываются
дата  и  место  его  составления,  должность, фамилия и инициалы лица,
составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена
данная  мера  обеспечения  производства  по  делу  об административном
правонарушении,  и  о  лице,  во  владении  которого находятся товары,
транспортные  средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись
и  идентификационные  признаки,  а  также делается запись о применении
фото-  и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации
вещественных  доказательств.  Материалы,  полученные при осуществлении
ареста   с   применением   фото-   и   киносъемки,  видеозаписи,  иных
установленных    способов    фиксации    вещественных   доказательств,
прилагаются к протоколу.
     В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи,
на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.
     Копия  протокола  об  аресте товаров, транспортных средств и иных
вещей  вручается  лицу,  в  отношении  которого  применена данная мера
обеспечения  производства  по делу об административном правонарушении,
либо его законному представителю.
     Арест  товаров,  транспортных  средств и иных вещей целесообразно
производить  в  случаях,  когда изъятие указанных предметов невозможно
(например,  в  случае  отсутствия  у  инспекторской группы транспорта,
необходимого  для  доставки  изъятого  к местам хранения необходимости
продолжить  рейд  и  др.).  Эту меру следует применять и при выявлении
серьезных  правонарушений  (например,  незаконной  порубки  деревьев в
крупных  размерах),  когда  имеются  признаки  состава  преступления и
необходимо   обеспечить  неизменность  вещественных  доказательств  до
приезда работников дознания или следствия.
     
     4.2.   Определение   о   возбуждении   дела  об  административном
правонарушении и проведении административного расследования.
     
     В  соответствии  со  статьей  28.7  КоАП  в  случаях, когда после
выявления  административного  правонарушения осуществляются экспертиза
или  иные  процессуальные  действия,  требующие значительных временных
затрат, проводится административное расследование.
     Административное расследование проводится по месту совершения или
выявления административного правонарушения.
     Решение  о  возбуждении дела об административном правонарушении и
проведении  административного расследования принимается госинспектором
в  виде  определения,  немедленно  после  выявления  факта  совершения
административного  правонарушения. В определении о возбуждении дела об
административном   правонарушении   и   проведении   административного
расследования  (приложение  7)  указываются  дата  и место составления
определения,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,  составившего
определение,   повод   для   возбуждения   дела   об  административном
правонарушении, данные, указывающие на наличие события правонарушения,
статья   федерального   закона,   предусматривающая   административную
ответственность за данное правонарушение.
     Лицу,  в  отношении  которого  вынесено определение о возбуждении
дела об административном правонарушении и проведении административного
расследования  (в  случае если это лицо установлено), разъясняются его
права,  предусмотренные  КоАП. Копия определения вручается под роспись
или  в  течение  суток  направляется почтой лицу, в отношении которого
вынесено определение (если данное лицо установлено).
     Определение о возбуждении дела об административном правонарушении
и  проведении  административного  расследования составляется также при
обнаружении     бесхозных     орудий    совершения    или    предметов
административного   правонарушения   (бесхозных   орудий  рыболовства,
самовольно возведенных построек и т.д.). При этом в случае обнаружения
орудий  совершения  или  предметов  административного  правонарушения,
подлежащих  изъятию  (см. выше), помимо определения о возбуждении дела
об  административном  правонарушении  и  проведении  административного
расследования  составляется  протокол об изъятии вещей и документов, в
графе  "Лицо,  у которого изъяты вещи и документы" делается запись "не
установлено".
     При   обнаружении   бесхозных   орудий   рыболовства   (например,
установленной в водоеме сети) составление протокола об изъятии вещей и
документов следует начинать до того, как эти орудия будут извлечены из
воды. Уже после заполнения основных граф протокола орудия лова следует
вынуть из воды, в т.ч. для производства необходимых измерений.
     Срок   проведения   административного   расследования   не  может
превышать  один  месяц  с момента возбуждения дела об административном
правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному
ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело,
может  быть  продлен  вышестоящим  должностным  лицом на срок не более
одного месяца.
     В  случае  проведения административного расследования протокол об
административном     правонарушении    составляется    по    окончании
расследования.
     
     4.3. Протокол об административном правонарушении.
     
     В   соответствии   со   статьей   28.2   КоАП   в   протоколе  об
административном  правонарушении  (приложение  8)  указываются  дата и
место   его   составления,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,
составившего   протокол,   сведения   о  лице,  в  отношении  которого
возбуждено  дело  об  административном правонарушении, фамилии, имена,
отчества,  адреса места жительства свидетелей, место, время совершения
и   событие   административного  правонарушения,  статья  федерального
закона,  предусматривающая  административную ответственность за данное
правонарушение,    объяснение    физического    лица   или   законного
представителя  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     В  случае,  если  лицо,  в  отношении которого возбуждено дело об
административном   правонарушении,   не   в  состоянии  самостоятельно
написать  объяснение, это делается под его диктовку лицом, составившим
протокол. При этом в конце делается запись "С моих слов записано верно
и   мне  прочитано,  замечаний  и  дополнений  не  имею",  после  чего
объяснение  подписывается  лицом, в отношении которого возбуждено дело
об административном правонарушении.
     При  составлении  протокола  об  административном  правонарушении
физическому  лицу  или  законному  представителю  юридического лица, в
отношении    которых    возбуждается    дело    об    административном
правонарушении,  разъясняются  их права и обязанности, предусмотренные
КоАП, о чем делается запись в протоколе.
     Исключительно   ответственно  следует  подойти  к  формулированию
состава  нарушения.  Оно  должно как можно более точно соответствовать
формулировке  нарушения в соответствующей статье КоАП и при этом четко
описывать событие правонарушения. Например:
     "10  июня  2007  г. в 15.00 допустил нарушение..., выразившееся в
незаконном  лове рыбы сетью в оз. Зюраткуль близ ур. Мыс Долгий Ельник
на  территории  национального парка "Зюраткуль" и незаконном вылове 14
(четырнадцати) экз. леща";
     "2  июня  2007  г.  в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в
незаконном,  без соответствующего разрешения, нахождении на территории
Башкирского заповедника в кв. 15 Узянского лесничества";
     "2  июня  2007  г.  в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в
незаконной  охоте на территории заповедника "Шульган-Таш" и незаконном
отстреле  медведя  в  кв. 17 Прибельского лесничества заповедника близ
ур. Капова пещера".
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
должна  быть  предоставлена  возможность  ознакомления с протоколом об
административном  правонарушении.  Указанные  лица  вправе представить
объяснения  и  замечания  по  его  содержанию,  которые  прилагаются к
протоколу.  Протокол  об административном правонарушении подписывается
госинспектором,   его   составившим,  физическим  лицом  или  законным
представителем  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об  административном  правонарушении. В случае отказа указанных лиц от
подписания  протокола  или  дачи  объяснения в нем делается запись "от
подписи  (объяснения)  отказался  без  причины",  заверенная  подписью
госинспектора и свидетелей.
     В  случае  необходимости  внесения  в протокол исправлений текст,
который  необходимо  исправить,  зачеркивается,  рядом делается запись
"исправленному   верить",   заверяемая  подписями  лица,  составившего
протокол, и двух свидетелей.
     Физическое  лицо  или  законный  представитель  юридического лица
должен  быть надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения
дела об административном правонарушении.
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
вручается   под   расписку   копия   протокола   об   административном
правонарушении.
     При  составлении  протокола об административном правонарушении, в
совершении  которого  подозревается юридическое лицо (приложение 9), в
протоколе  должны  быть  указаны  полное  и  сокращенное  наименование
юридического  лица,  включая  его организационно-правовую форму, адрес
местонахождения  (юридический  и фактический), вышестоящую организацию
(если  имеется),  Ф.И.О.  и должность руководителя, Ф.И.О. и должность
законного представителя, присутствующего при составлении протокола.
     В  соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном
правонарушении  составляется  немедленно  после  выявления  совершения
административного правонарушения.
     В  случае,  если требуется дополнительное выяснение обстоятельств
дела  либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в
отношении    которых    возбуждается    дело    об    административном
правонарушении,    протокол    об    административном   правонарушении
составляется    в    течение    двух   суток   с   момента   выявления
административного правонарушения.
     В   зависимости  от  характера  и  обстоятельств  дела  наряду  с
составлением  протокола  рекомендуется производить фото- и видеосъемку
места нарушения и окружающей обстановки, нарушителей, орудий добывания
животных,  транспортных  средств  и других предметов, имеющих значение
для   подтверждения  факта  правонарушения  и  изобличения  лица,  его
совершившего.
     Записи  в  протоколе  делаются  четко и разборчиво, шариковой или
гелевой  ручкой  синего  или  черного  цвета,  без  ошибок  и помарок.
Протокол  должен  полностью  заполняться  одним почерком с применением
одной авторучки.
     Состав нарушения должен быть сформулирован четко и правильно. Это
приобретает  особенно  большое  значение,  когда  рассмотрение дела об
административном  правонарушении  происходит  в отсутствии составителя
протокола.  В  этом  случае  соответствующее  должностное  лицо  может
получить  сведения  о нарушении лишь из содержания протокола и со слов
нарушителя.
     Протоколы  об  административных  правонарушениях  составляются на
каждого  нарушителя  в  отдельности.  В случаях, когда нарушение носит
групповой  характер,  об  этом  делается  отметка  при  формулировании
существа  нарушения. Например, "...осуществлял самовольное сенокошение
на территории Башкирского заповедника в кв. Узянского лесничества близ
д.   Саргая  совместно  с  гр.  Ивановым  И.И.".  При  этом  протоколы
составляются на обоих нарушителей.
     Личность  нарушителя  следует  устанавливать  по имеющимся у него
документам, а также путем опознания свидетелями или личным опознанием.
     Если   личность   нарушителя   на   месте   нарушения  установить
невозможно,  его  следует  доставить  в  ближайшее служебное помещение
органа внутренних дел, иное служебное помещение (в том числе служебное
помещение  заповедника или национального парка) для выяснения личности
и составления протокола.
     Если нарушителей несколько, а документы, удостоверяющие личность,
у  них  отсутствуют,  целесообразно использовать "перекрестный опрос".
При  этом  у каждого нарушителя спрашивают данные о других, записывают
их и сравнивают.
     Не   следует   переоценивать  возможность  установления  личности
нарушителя,  использующего  автомототранспорт, по номеру транспортного
средства  (через  ГИБДД).  В  ходе  самой  процедуры  уточнения  могут
возникнуть  сложности,  нарушитель  же может использовать транспорт по
доверенности  или  вовсе без нее. При любых обстоятельствах изначально
должен быть составлен протокол хотя бы со слов нарушителя.
     Большую  роль в установлении личности нарушителя может играть его
фотография,  в  том числе направленная с официальным запросом в органы
милиции.
     Оформление протокола начинается с указания даты его составления.
     Дата  составления  может  отличаться от даты выявления нарушения.
Затем  указывается  место  составления  протокола  (отдел заповедника,
номер  квартала,  название  урочища,  кордона,  водоема либо отделения
милиции  и  др.).  Место  составления тоже может не совпадать с местом
совершения  нарушения  (в  случае доставления нарушителя для выявления
личности в отделение милиции и иное служебное помещение).
     В  графах,  описывающих  сведения  о  лице,  в отношении которого
возбуждено  дело  об  административном правонарушении, указывается его
фамилия,  имя  и  отчество  (полностью,  в именительном падеже), год и
место рождения (последнее указывается с точностью до республики, края,
области,   округа  Российской  Федерации  или  бывшего  СССР).  Данные
сведения  необходимы  для  уточнения  личности нарушителя через органы
внутренних дел и их адресные бюро.
     Место  работы  и должность нарушителя пишутся полностью. В случае
работы   нарушителя   на   небольшом   предприятии  (например,  СМУ-8)
указывается   подчиненность   данного   предприятия   (например,   ЗАО
"Кубаньэнерго")  и  почтовый  адрес  места  работы  (в  т.ч.  со  слов
вышеупомянутого лица). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело
об  административном  правонарушении,  работает на крупном предприятии
(организации),  необходимо  указать, в каком подразделении он работает
(например:    автобаза    Краснодарского   фарфорофаянсового   завода,
юридический факультет Кубанского госуниверситета и т.п.).
     Для  лиц,  находящихся на государственном пенсионном обеспечении,
делается  запись  "пенсионер"  с  указанием соответствующего отделения
пенсионного фонда.
     Далее  в  протоколе  указывается  почтовый  адрес  (желательно  с
почтовым   индексом)   местожительства   лица,  в  отношении  которого
возбуждено дело об административном правонарушении.
     Целесообразно  указать  также номер домашнего и иного контактного
телефона нарушителя (с его слов).
     Если    лицо,   в   отношении   которого   возбуждено   дело   об
административном  правонарушении,  проживает  в  окружном,  областном,
краевом  или  республиканском  центре,  то указывается только название
города, район, название улицы, номер и корпус дома, номер квартиры.
     Если    лицо,   в   отношении   которого   возбуждено   дело   об
административном  правонарушении,  проживает  в городе, то указывается
область,  где  этот город расположен, название города, название улицы,
номер и корпус дома, номер квартиры.
     Если он проживает в поселке городского типа, указывается область,
район, название поселка, название улицы, номер дома и квартиры.
     Если    лицо,   в   отношении   которого   возбуждено   дело   об
административном   правонарушении,  проживает  в  сельском  населенном
пункте  -  указывается  область, район, сельсовет или отделение связи,
обслуживающее  данный  населенный  пункт, название населенного пункта,
название улицы, номер дома.
     В  графе "Документ, удостоверяющий личность" указывается название
документа,  его  серия и номер, кем и когда выдан. Пример: "паспорт 44
05 525182, выдан ОВД Центрального р-на г. Сочи 06.08.2004".
     Если  личность  установлена в милиции или напрямую через адресное
бюро,  то  это  записывается  в той же графе. При опознании нарушителя
членом  рейдовой  группы  или  посторонним  человеком указывается, кем
именно была подтверждена личность задержанного.
     При  отсутствии у нарушителя документов, удостоверяющих личность,
и  невозможности доставить его в милицию или иное служебное помещение,
в  данной  графе  пишется  "Со слов" и записываются данные, которые он
сообщает.
     Особое  внимание  следует  обращать  на указание даты (может и не
совпадать  с  датой  составления протокола), времени и места выявления
нарушения.  Следует  не  ограничиваться  в  указании  места  нарушения
формулировками  (типа  "на  территории  охранной зоны заповедника"), а
конкретно указывать место нарушения.
     При  выявлении нарушений, связанных с порубкой (либо присвоением)
леса,  необходимо  указать  конкретный  вид  данного  лесонарушения, а
именно:
     самовольная рубка растущего леса;
     повреждение   растущих   деревьев   и   кустарников   до  степени
прекращения роста;
     повреждение   растущих  деревьев  и  кустарников  не  до  степени
прекращения роста;
     самовольная рубка сухостойных деревьев;
     присвоение   срубленных  с  корня,  буреломных  или  ветровальных
деревьев.
     Следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума
Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  5  ноября 1998 г. N 14 "О
практике  применения  судами  законодательства  от  ответственности за
экологические правонарушения" под незаконной порубкой следует понимать
рубку  деревьев,  кустарников  и лиан без лесорубочного билета, ордера
или  рубку  по  лесорубочному  билету,  ордеру, выданному с нарушением
действующих  правил  рубок,  а  также  рубку, осуществляемую не на том
участке  или за его границами, сверх установленного количества, не тех
пород  или  не  подлежащих  рубке  деревьев,  кустарников  и лиан, как
указано  в  лесорубочном  билете, ордере, до или после установленных в
лесорубочном  билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников
и  лиан,  запрещенных  к  рубке Правилами отпуска древесины на корню в
лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства
Российской  Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 <*>, или после вынесения
решения  о  приостановлении,  ограничении или прекращении деятельности
лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
     --------------------------------
     <*>  В  настоящее  время  перечень  деревьев, кустарников и лиан,
заготовка   древесины   которых  запрещена,  утвержден  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 года N 162.
     
     В   протоколе   при   описании   события   правонарушения   также
перечисляются   орудия   незаконного  природопользования  и  незаконно
добытая продукция. При этом количество указанных предметов указывается
цифрами   и  прописью.  Количество  указывается  в  единицах,  которые
используются в утвержденных таксах для исчисления размера взыскания за
ущерб.
     При  составлении протокола о незаконной порубке указывается также
порода   срубленных   или  поврежденных  деревьев  и  кустарников,  их
количество  и  диаметр  (для  растущих деревьев - на высоте груди, для
срубленных  -  в  комлевой  части).  В  случае  отсутствия  на делянке
срубленной древесины в протокол вписывается количество пней срубленных
деревьев   с   их   диаметрами  отдельно  по  породам,  сухостойным  и
сырорастущим  деревьям.  Помимо  этого,  таким  же  образом в протокол
обязательно   вписывается  количество  деревьев  (пней)  за  границами
делянки,  не  подлежащих  рубке,  в  том  числе  -  не заклейменных на
делянках  выборочных  рубок,  деревьев,  заготовка  древесины  которых
запрещена  (в  соответствии  с Постановлением Правительства Российской
Федерации  от  15  марта  2007  года  N  162).  Кроме того, в протокол
обязательно  вписывается количество (объем) деревьев, срубленных сверх
установленного   лесорубочным  билетом,  ордером  разрешенного  объема
вырубленной  древесины,  а  также вырубленных по лесорубочным билетам,
выданным с нарушением действующих правил рубок.
     В   протоколе   также   указывается   площадь  уничтоженного  или
поврежденного  плодородного  слоя лесных почв, захламленных водотоков,
лесных      земель,      загрязненных     ГСМ     или     захламленных
производственно-бытовыми отходами.
     При  обнаружении  незаконно заготовленной древесины отмечается ее
вид:   крупные   лесоматериалы,   дрова,  жерди,  причем  для  круглых
лесоматериалов  указывают:  деловые  или  дровяные), длина (в метрах),
толщина  (в  см в верхнем отрубе), количество (в шт.), масса в плотных
куб. м.
     Описывая  оружие,  необходимо  указать  его модель или тип (число
стволов  и  их  модификация),  калибр, заводской номер (если на разных
деталях  ружья  стоят  разные  номера,  это  обязательно  должно  быть
отражено  в  протоколе),  а  также каким органом внутренних дел выдано
разрешение на оружие, его номер и дата выдачи.
     При описании капканов указываются их тип, номер и количество.
     В   случае,   если   правонарушение  совершено  с  использованием
транспортного средства, оно также указывается в протоколе.
     Для  орудий  природопользования,  плавучих  и других транспортных
средств   приводятся  описания,  позволяющие  отличить  их,  например:
"бензопила "Урал 2-Т Электрон" красного цвета".
     Следует  обращать внимание и на комплектность изымаемого. Если на
изымаемом  орудии  обнаружены дефекты, они должны быть отмечены в этой
графе.
     Лицо,  в  отношении  которого возбуждено дело об административном
правонарушении,   имеет   право   собственноручно  внести  в  протокол
объяснения  и  замечания  по  существу содержания протокола и за своей
подписью,  в  том  числе на листке бумаги, отдельно от протокола. Если
указанное  лицо физически не может написать объявление (неграмотность,
нетрезвое  состояние,  отсутствие очков и т.п.), объяснение с его слов
записывается составителем протокола и в конце объяснения пишется фраза
"С  моих  слов записано верно и мне зачитано. Дополнений и поправок не
имею".  Текст  объяснения зачитывается упомянутому лицу, который в его
конце ставит свою подпись.
     Составленный  протокол подписывается его составителем, после чего
лицу,   в  отношении  которого  возбуждено  дело  об  административном
правонарушении,  предлагается  подписать  его. В случае отказа от дачи
объяснения  и  (или)  подписания  протокола  ему предлагается изложить
причины отказа за своей подписью. При отказе сделать и это составитель
излагает  причины  отказа  за своей подписью и подписями свидетелей, а
при  отсутствии  видимых  причин  отказа  делает  отметку  "От подписи
протокола  (дачи объяснения) отказался без причины" и удостоверяет эту
отметку  своей  подписью и подписями свидетелей. Отказ вышеупомянутого
лица  от  подписания  протокола  и дачи объяснений не приостанавливает
дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.
     Неиспользованные  графы  протокола  перечеркиваются в форме буквы
"Z".
     В  соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном
правонарушении    направляется   должностному   лицу,   уполномоченным
рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток
с момента составления протокола об административном правонарушении.
     В  случае  невозможности  направления  протокола  в течение суток
(например,  когда  оперативная  группа находится в длительном рейде на
отдаленной  территории  заповедника (национального парка)) к протоколу
прикладывается   докладная   госинспектора,   составившего   протокол,
объясняющая    причины    невозможности    направления   протокола   в
установленный срок.
     
     4.4. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере
природопользования и охраны окружающей среды.
     
     В   соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  особо  охраняемых
природных  территориях"  (ст.  34, п. 3) государственные инспектора по
охране  территорий заповедников и национальных парков пользуются всеми
правами  должностных  лиц  федеральных органов исполнительной власти в
области охраны окружающей среды.
     В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды"
(ст.  66) государственные инспектора в области охраны окружающей среды
при   исполнении  своих  должностных  обязанностей  в  пределах  своих
полномочий имеют право в установленном порядке:
     -  предъявлять  требования  и  выдавать предписания юридическим и
физическим  лицам  об  устранении нарушения законодательства в области
охраны   окружающей  среды  и  нарушений  природоохранных  требований,
выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
     Предписание  об  устранении  нарушений  законодательства  в сфере
природопользования  и  охраны  окружающей  среды (далее - предписание)
является  документом,  содержащим  в  себе обязательное для исполнения
требование   юридическому   (физическому,   должностному)   лицу   или
индивидуальному  предпринимателю  провести  мероприятия  по устранению
выявленных нарушений.
     Бланк   предписания  (приложение  11)  состоит  из  трех  частей:
вводной, непосредственно предписания и заключительной.
     Вводная  часть  предписания  содержит  в себе следующие положения
(информация вносится в соответствующие графы бланка предписания):
     место  составления  предписания  -  указывается  населенный пункт
(место),  где  составляется  предписание  (аналогично  соответствующим
графам протокола об административном правонарушении);
     дата  составления  предписания  -  указывается число, месяц и год
составления предписания;
     дата и номер акта проверки соблюдения требований законодательства
в   сфере   природопользования,   на   основании   которого   выдается
предписание;
     фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание;
     наименование   юридического   лица,   фамилия,   имя  и  отчество
должностного   (физического)  лица,  индивидуального  предпринимателя,
которому выдается предписание.
     Пункты  непосредственно  предписания вносятся в табличную форму с
отражением   конкретного   мероприятия,   которое   должно   выполнить
юридическое     (должностное,     физическое)    лицо,    ссылки    на
нормативно-правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность,
и предельного срока его выполнения.
     В   заключительной  части  отражается  информация  о  возможности
обжалования     предписания;     срок     представления     информации
природопользователем  в  дирекцию  заповедника (национального парка) о
результатах   выполнения   каждого   пункта   предписания   или  всего
предписания  в  целом;  должность,  фамилия  и инициалы, подпись лица,
вынесшего  предписание;  сведения  о  вручении копии предписания лицу,
которому   вынесено   предписание,  его  законному  представителю,  их
подписи,   расшифровка   подписей,   дата  вручения  либо  отметка  об
отправлении предписания почтой.
     
                      5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                                   
     5.1. В соответствии со статьей 23.25 КоАП главные государственные
инспектора по охране территорий государственных природных заповедников
и  национальных  парков  и их заместители вправе рассматривать дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП.
     Конкретные  лица  из числа заместителей главного государственного
инспектора,  рассматривающие  дела  о нарушениях заповедного режима, в
каждом заповеднике и национальном парке определяются его директором.
     5.2. В соответствии со статьей 29.6 КоАП дела об административных
правонарушениях    в    государственных   природных   заповедниках   и
национальных парках рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения
должностным   лицом,  правомочным  рассматривать  дело,  протокола  об
административном   правонарушении   и  других  материалов  дела.  Днем
получения  считается  дата  регистрации  протокола об административном
правонарушении в Журнале регистрации нарушений (см. п. 4.1).
     В  случае  поступления  ходатайств  от участников производства по
делу  об административном правонарушении либо в случае необходимости в
дополнительном  выяснении  обстоятельств  дела  срок рассмотрения дела
может  быть  продлен  должностным  лицом,  рассматривающим дело, но не
более  чем  на  один  месяц.  О продлении указанного срока должностное
лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.
     В  соответствии  со  статьей  4.5  КоАП  постановление  по делу о
нарушении  законодательства  Российской Федерации об охране окружающей
природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня
совершения     административного    правонарушения.    При    длящемся
административном  правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня
обнаружения административного правонарушения.
     В  случае  отказа  в  возбуждении уголовного дела или прекращения
уголовного   дела,   но   при   наличии  в  действиях  лица  признаков
административного    правонарушения   вышеупомянутый   срок   начинает
исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного
дела или о его прекращении.
     5.3.  Дело  рассматривается  открыто,  в присутствии нарушителя в
день  и час, указанные в протоколе. В отсутствие нарушителя дело может
быть  рассмотрено  лишь  в  случаях, когда в протоколе имеется запись,
подтверждающая об извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и
если  от этого лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения
дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
     Следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума
Верховного  Суда  Российской  Федерации  от 24.03.2005 N 5 (в редакции
Постановления Пленума ВС РФ от 25.05.2006 N 12) "О некоторых вопросах,
возникающих  у  судов  при  применении Кодекса Российской Федерации об
административных  правонарушениях"  (п.  6) лицо, в отношении которого
ведется  производство  по делу, считается извещенным о времени и месте
судебного  рассмотрения  и  в  случае,  когда  с  указанного  им места
жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически
не проживает по этому адресу.
     5.4. В соответствии со статьей 29.7 КоАП при рассмотрении дела об
административном правонарушении:
     объявляется,   кто   рассматривает   дело,  какое  дело  подлежит
рассмотрению,   кто  и  на  основании  какого  закона  привлекается  к
административной ответственности;
     устанавливается   факт   явки  физического  лица,  или  законного
представителя    физического   лица,   или   законного   представителя
юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об
административном  правонарушении,  а  также  иных  лиц,  участвующих в
рассмотрении дела;
     проверяются  полномочия  законных  представителей физического или
юридического лица, защитника и представителя;
     выясняется,   извещены   ли  участники  производства  по  делу  в
установленном    порядке,   выясняются   причины   неявки   участников
производства  по  делу  и  принимается  решение  о рассмотрении дела в
отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
     разъясняются  лицам,  участвующим в рассмотрении дела, их права и
обязанности;
     рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
     выносится  определение  об отложении рассмотрения дела в случаях,
установленных КоАП;
     при   продолжении   рассмотрения   дела  оглашается  протокол  об
административном  правонарушении, а при необходимости и иные материалы
дела.   Заслушиваются   объяснения   физического  лица  или  законного
представителя   юридического   лица,   в   отношении  которых  ведется
производство  по  делу  об  административном правонарушении, показания
других  лиц,  участвующих  в  производстве  по  делу, исследуются иные
доказательства.
     5.5.  В  соответствии  со статьей 2.9 КоАП при малозначительности
совершенного   административного   правонарушения   должностное  лицо,
уполномоченное  решить  дело об административном правонарушении, может
освободить   лицо,  совершившее  административное  правонарушение,  от
административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
     5.6.   В   соответствии  со  статьей  29.9  КоАП  по  результатам
рассмотрения   дела  об  административном  правонарушении  может  быть
вынесено постановление:
     а) о назначении административного наказания;
     б)   о  прекращении  производства  по  делу  об  административном
правонарушении.
     Постановление    о    прекращении   производства   по   делу   об
административном правонарушении выносится в случае:
     а)   наличия   хотя   бы  одного  из  обстоятельств,  исключающих
производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП;
     б)  объявления  устного  замечания  в соответствии со статьей 2.9
КоАП;
     в)  прекращения  производства  по делу и передачи материалов дела
прокурору,  в  орган предварительного следствия или в орган дознания в
случае,   если   в   действиях   (бездействии)   содержатся   признаки
преступления.
     5.7.   По   результатам  рассмотрения  дела  об  административном
правонарушении выносится определение:
     а) о передаче дела судье;
     б)  о  передаче  дела на рассмотрение по подведомственности, если
выяснено,   что   рассмотрение   дела   не   относится  к  компетенции
рассмотревшего его должностного лица.
     Определение  о  передаче дела судье вместе с оригиналом протокола

Страницы: 1  2  


Оглавление