О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 31.01.08 34

Оглавление

                  О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
           ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          31 января 2008 г.
                                 N 34

                                 (Д)


     Во исполнение пункта 10 Плана действий по стимулированию развития
наноиндустрии  в  Российской Федерации к Программе координации работ в
области   нанотехнологий  и  наноматериалов  в  Российской  Федерации,
одобренной  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 25
августа   2006  г.  N  1188-р  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее - Программа), приказываю:
     1.   Утвердить   прилагаемую   концепцию   национальной   системы
мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.
     2.  Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.)
обеспечить:
     во   II   квартале   2008   г.   разработку   по  согласованию  с
заинтересованными    федеральными   органами   исполнительной   власти
информационных  форм для сбора данных об исследованиях и разработках в
сфере нанотехнологий (далее - информационные формы);
     сбор данных об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий
по информационным формам;
     в  I  квартале  2009  г. ввод в опытную эксплуатацию национальной
системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий;
     ведение   мониторинга   исследований   и   разработок   в   сфере
нанотехнологий.
     3.  Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.)
представлять  в Министерство ежегодный отчет о результатах мониторинга
исследований  и разработок в сфере нанотехнологий не позднее 25 января
года, следующего за отчетным.
     4.   Департаменту  научно-технической  и  инновационной  политики
(Хлунову  А.В.) на основе анализа результатов мониторинга исследований
и  разработок  в  сфере  нанотехнологий  представлять  в установленном
порядке  в  I  квартале  ежегодный,  начиная  с  2009  года,  доклад о
результатах    мониторинга   исследований   и   разработок   в   сфере
нанотехнологий в Правительственный совет по нанотехнологиям.
     5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
31 января 2008 г.
N 34


                                                            Приложение

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                от 31 января 2008 года
                                                                  N 34

                              КОНЦЕПЦИЯ
      НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
                        В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

                             1. Введение

     В  соответствии  с  Президентской инициативой "Стратегия развития
наноиндустрии",   утвержденной  Президентом  Российской  Федерации  24
апреля  2007  г.  N  Пр-688  (далее  -  Президентская  инициатива),  и
Программой координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов
в   Российской   Федерации,   одобренной  распоряжением  Правительства
Российской  Федерации  от  25  августа  2006  г.  N  1188-р  (Собрание
законодательства  Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее -
Программа   координации),   формирование   современной  инфраструктуры
наноиндустрии  должно осуществляться таким образом, чтобы в результате
была     обеспечена     координация     научно-исследовательских     и
опытно-конструкторских работ в сфере нанотехнологий с целью исключения
неоправданного дублирования.
     Президентской инициативой определен следующий состав национальной
нанотехнологической сети (далее - ННС):
     головная  научная организация Программы координации - федеральное
государственное  учреждение  "Российский  научный  центр "Курчатовский
институт" (далее - головная научная организация);
     головные    организации   отраслей   по   направлениям   развития
нанотехнологий;
     созданная   для   обеспечения  решения  задач  организационной  и
финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий
государственная   корпорация  "Российская  корпорация  нанотехнологий"
(Федеральный  закон  от  19  июля  2007  г.  N  139-ФЗ  "О  Российской
корпорации   нанотехнологий"   (Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2007, N 30, ст. 3753));
     организации,   осуществляющие  финансирование  проектов  развития
нанотехнологий, включая венчурные фонды;
     научные,  образовательные,  проектные  и  промышленные  центры  и
лаборатории,  созданные  на  базе  вузов,  Российской  академии наук и
других  научных  организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих
исследования   и   разработки   в   сфере   нанотехнологий   и  выпуск
нанопродукции.
     С  целью  эффективного использования финансовых и организационных
ресурсов   для   проведения  междисциплинарных  исследований  в  сфере
наноиндустрии    и   формирования   в   Российской   Федерации   рынка
конкурентоспособной  продукции  отечественной наноиндустрии необходимо
обеспечить    разработку   комплексного   информационно-аналитического
обеспечения национальной системы мониторинга исследований и разработок
в сфере нанотехнологий (далее - система мониторинга).

                         2. Основные понятия

     Наноиндустрия   -   интегрированный   комплекс  производственных,
научных,  образовательных  и  финансовых  организаций  различных  форм
собственности,   осуществляющих   целенаправленную   деятельность   по
созданию    интеллектуальной    и   промышленной   конкурентоспособной
продукции, относящейся к сфере нанотехнологий.
     Продукция   наноиндустрии   -   интеллектуальная  и  промышленная
конкурентоспособная      продукция      с      ранее     недостижимыми
технико-экономическими показателями, создаваемая с широким применением
наноматериалов,  процессов  нанотехнологий  и методов нанодиагностики,
ориентированная   на  решение  задач  обеспечения  обороноспособности,
безопасности  и  технологической независимости государства, реализацию
социально  и  экономически  значимых  национальных проектов, повышение
качества и разнообразия современных товаров и услуг.
     Национальная  нанотехнологическая сеть - совокупность организаций
различных  организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и
прикладные   исследования,   обеспечивающих   развитие  инфраструктуры
наноиндустрии,  осуществляющих  процесс коммерциализации технологий, а
также организаций, ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий.
Деятельность  ННС  координируется федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации на межотраслевом уровне.
     Нанотехнологии  -  совокупность  методов  и приемов (технологий),
позволяющих  создавать  и  модифицировать  объекты,  размер которых не
превышает 100 нм.

            3. Цели, задачи и функции системы мониторинга

     Основными целями функционирования системы мониторинга являются:
     обеспечение  органов управления полной, оперативной и достоверной
информацией  о  процессах  развития  наноиндустрии  в  различных видах
экономической деятельности;
     своевременное    предвидение    позитивных   событий,   выявление
негативных тенденций, оценка их возможного влияния на результативность
процесса формирования передовой наноиндустрии в Российской Федерации;
     информационное   обеспечение   исследователей   и  разработчиков,
проводящих НИОКР в сфере нанотехнологий.
     Задачей  системы  мониторинга  является  информационная поддержка
процессов развития нанотехнологий и отечественного рынка наноиндустрии
и  интеграция  в  существующие  отечественные  и международные системы
научно-технической информации.
     Система  мониторинга  должна  обеспечивать  выполнение  следующих
функций:
     сбор,  обработка,  анализ,  хранение  и  передача  информации  об
исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий;
     формирование информационных баз данных для использования в целях:
     управления   и   координации   работ   в  области  наноиндустрии,
выполняемых   в   рамках   федеральной   целевой  программы  "Развитие
инфраструктуры  наноиндустрии  в  Российской  Федерации на 2008 - 2010
годы",  утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от  2  августа  2007  г.  N  498 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 33, ст. 4205) (далее - ФЦП), и других федеральных и
ведомственных  программ,  а  также  отдельных  программ  регионального
развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом;
     информационной      поддержки      коммерциализации     продукции
наноиндустрии;
     информационное   обеспечение   управленческих   решений  в  сфере
нанотехнологий;
     предоставление  по запросу в установленном порядке информационных
ресурсов  системы  мониторинга,  обеспечение  защиты  этих ресурсов от
несанкционированного воздействия;
     обмен  информацией между организациями, входящими в состав ННС, с
соблюдением, при необходимости, режима секретности;
     формирование   единого   информационного   пространства   системы
мониторинга  на  основе  унификации  и  совместимости  информационных,
программных и аппаратных средств;
     информационное  обеспечение  реализации  международных проектов в
сфере   нанотехнологий,   участницей   которых   является   Российская
Федерация.

              4. Основные компоненты, состав и структура
                         системы мониторинга

     Для   реализации   функций   системы   мониторинга   должны  быть
разработаны следующие компоненты:
     Информационная  компонента, обеспечивающая полноту документальных
структурированных  данных  об отечественных и зарубежных публикациях в
области  наноиндустрии,  а также метаданных (формализованных описаний)
содержательной   информации  и  о  результатах  научных  исследований,
технологических   разработок   и   инновационных   проектов   в  сфере
наноиндустрии,  кадровом  потенциале,  производстве  и  продаже  новой
нанотехнологической продукции, материалов и оборудования и другое. Всю
информацию  планируется  накапливать в следующих базах данных (далее -
БД):   организации   и   предприятия,   являющиеся   участниками   ННС
(разработчики,   производители,   продавцы,   потребители,  финансовые
институты,  прочие  участники  ННС);  уникальное  оборудование в сфере
наноиндустрии;   результаты   НИОКР   и  соответствующая  промышленная
товарная  продукция наноиндустрии, потенциально способная использовать
результаты  НИОКР;  перспективные базовые нанотехнологии; направления,
проекты    и   программы   международного   сотрудничества   в   сфере
наноиндустрии;  кадровый  состав  ведущих  ученых  и специалистов ННС;
отечественные  и  зарубежные  научно-технические  публикации  в  сфере
наноиндустрии;   патенты   в   сфере   наноиндустрии,   находящиеся  в
хозяйственном   обороте;   мероприятия   и  государственные  заказчики
программ   по   сформированному  полному  перечню  ФЦП,  ведомственным
программам, а также отдельным программам регионального развития, в том
числе  реализуемым бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии;
другие БД.
     Лингвистическая    компонента,    обеспечивающая    однозначность
толкования  всеми  участниками  системы  предметов и явлений в области
наноиндустрии  и  адекватность этих толкований взгляду на них мирового
научного сообщества: терминологический справочник (глоссарий) основных
понятий  и  терминов в области наноиндустрии; классификаторы в области
наноиндустрии    (предметный   классификатор   основных   тематических
направлений   наноиндустрии,   с   учетом   тематических   направлений
деятельности ННС, классификатора реальной и потенциальной промышленной
продукции,   относящейся  к  области  наноиндустрии,  а  также  других
классификаторов, необходимых для четкой структуризации данных).
     Программно-технологическая   и  телекоммуникационная  компонента,
обеспечивающая    интеграцию    программно-технических    решений    и
информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом
требования унификации используемых проектных решений и технологий:
     обеспечение  интеграции  программно-технологических  решений  для
доступа  к  информационным  ресурсам  разных  типов и технологического
поддержания;
     использование телекоммуникационных сетей;
     обеспечение  интеграции  интернет-порталов,  объединяющих  портал
головной  научной  организации, портал информационного центра, порталы
головных   организаций  по  направлению  работ  (отраслей)  в  области
наноиндустрии  и порталы организаций, ведущих научную, инновационную и
научно-образовательную деятельность в области наноиндустрии;
     обеспечение   единой   навигации   и   поиска   по  массиву  всех
представленных данных;
     обеспечение  доступности  информации о месторасположении данных и
самих   данных   в   случае  наличия  у  пользователя  соответствующей
авторизации доступа;
     унификация используемых проектных решений и технологий;
     разработка   и  создание  классификационного  интернет-сервиса  -
автоматизированного   перехода   от   разработанных   к   общепринятым
классификаторам:   Государственному   рубрикатору   научно-технической
информации,  Универсальной  десятичной  классификации, Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности и др.;
     Телекоммуникационный  компонент  системы является интегрированной
телекоммуникационной  средой,  с помощью которой пользователям системы
предоставляются    в   соответствии   с   международными   стандартами
современные  телекоммуникационные  услуги  с  гарантированным  уровнем
информационной безопасности и выполняет следующие основные задачи:
     обеспечение   надежной   и   достоверной  доставки  пользователям
необходимой информации;
     обеспечение     требуемого     качества     телекоммуникационного
взаимодействия  компонентов  и  пользователей  системы между собой и с
внешними государственными информационными системами.
     Аналитическая  компонента, обеспечивающая автоматизацию процессов
обработки  информации  на  основе  параметризации заложенных в систему
данных,  т.е. возможность их обработки по различным наборам признаков.
Аналитическая обработка должна обеспечивать решение следующих задач:
     способствовать   объективной   оценке   эффективности  реализации
проектов в сфере нанотехнологий;
     способствовать   оценке   эффективности   расходования  бюджетных
средств   на   реализацию  мероприятий  в  рамках  ФЦП,  ведомственных
программ,  а  также  отдельных  программ регионального развития, в том
числе реализуемых бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии;
     сравнительный   анализ   эффективности   проектов   по  отдельным
критериям;
     оценка  эффективности  информационного обеспечения мероприятий по
реализации  ФЦП,  ведомственных  программ,  а также отдельных программ
регионального  развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, в
сфере наноиндустрии;
     выявление и анализ проблем развития наноиндустрии, в том числе на
основе экспертных опросов;
     прогнозирование  результативности  выполнения  ФЦП, ведомственных
программ,  а  также  отдельных  программ регионального развития, в том
числе реализуемых бизнес-сообществом в сферы наноиндустрии, и развития
наноиндустрии в целом.
     визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а
также картографических данных о ходе реализации проектов в рамках ФЦП,
ведомственных  программ,  а  также  отдельных  программ  регионального
развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, касающейся сферы
наноиндустрии,   с   помощью   выносных   мультимедийных   комплексов,
устанавливаемых на рабочих местах государственных заказчиков.
     Решение  указанных аналитических задач обеспечивается реализацией
специальных  технологий  аналитической обработки собираемой информации
на  основе  как  типовых решений, так и за счет разработки и установки
специальной  информационно-аналитической  подсистемы  системы в центре
обработки данных, размещаемом в информационном центре.
     Компонента   информационной   безопасности   обеспечивает  защиту
информации   и  поддерживающей  ее  инфраструктуры  от  случайных  или
преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера,
чреватых  нанесением ущерба системе и ее пользователям. Информационная
безопасность  системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой
системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
     обеспечение  равнопрочной  защиты информации и контроля доступа к
ней   на  всех  этапах  ее  сбора,  передачи,  обработки,  хранения  и
предоставления пользователю системы;
     обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
     обеспечение    защиты    программных   и   технических   средств,
используемых  для  сбора,  передачи и обработки информации от утечки и
разрушающего воздействия.
Оглавление