О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 16.09.09 Д06-2677

                    О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                         16 сентября 2009 г.
                              N Д06-2677

                                 (Д)


     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
рассмотрел   письмо   ФНС   России   по  вопросу  разъяснения  порядка
взаимодействия  уполномоченного  органа  с  Ростехнадзором  в  делах о
банкротстве, инициированных территориальными органами Ростехнадзора, и
сообщает.
     Согласно статье 2 Федерального  закона  от  26  октября  2002  г.
N 127-ФЗ   "О   несостоятельности  (банкротстве)"  (далее  -  Закон  о
банкротстве) под обязательными платежами понимаются  налоги,  сборы  и
иные   обязательные   взносы   в   бюджет  соответствующего  уровня  и
государственные внебюджетные фонды в порядке и  на  условиях,  которые
определяются законодательством Российской Федерации.
     Согласно   правовым  позициям,  сформулированным  Конституционным
Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О
"По    запросу   Правительства   Российской   Федерации   о   проверке
конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об
утверждении  порядка  определения  платы  и  ее предельных размеров за
загрязнение  окружающей  природной  среды,  размещение отходов, другие
виды  вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении
в  действие  части  первой  Налогового  кодекса Российской Федерации",
платежи   за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  являются
обязательными      публично-правовыми      платежами     (в     рамках
финансово-правовых  отношений).  Они  носят индивидуально-возмездный и
компенсационный   характер   и  являются  по  своей  правовой  природе
фискальным сбором.
     Таким  образом, с учетом изложенной позиции Конституционного Суда
Российской    Федерации,   рассматриваемые   платежи   за   негативное
воздействие  на  окружающую  среду  подпадают под понятие обязательных
платежей, приведенное в статье 2 Закона о банкротстве.
     В случае, если у должника возникла задолженность перед Российской
Федерацией  по  обязательным  платежам,  вопрос  о  том,  какой  орган
представляет  интересы  Российской  Федерации  в  деле  о банкротстве,
урегулирован в законодательном порядке.
     В  соответствии  со статьей 2 Закона о банкротстве уполномоченный
орган  -  это  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством   Российской   Федерации  на  представление  в  деле  о
банкротстве   и  в  процедурах,  применяемых  в  деле  о  банкротстве,
требований  об  уплате  обязательных  платежей и требований Российской
Федерации по денежным обязательствам.
     В  силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации
как  кредитора  в  делах  о  банкротстве и в процедурах банкротства" и
Постановления  Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004
г.  N  506  "Об  утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"
уполномоченным  органом  по  представлению  в  делах о банкротстве и в
процедурах  банкротства  требований  об уплате обязательных платежей и
требований  Российской  Федерации  по денежным обязательствам является
ФНС России.
     Таким  образом,  исключительно  ФНС  России  вправе  представлять
требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве.
     Поэтому,   учитывая   особую  функцию  ФНС  России  в  процедурах
банкротства,    публично-правовую    цель    института    банкротства,
руководствуясь статьей 48 АПК РФ, полагаем, что арбитражный суд вправе
произвести  замену  в  порядке  процессуального  правопреемства на ФНС
России  (по  заявлению  последней)  в  реестре  требований  кредиторов
должника    по    требованиям   Российской   Федерации   по   денежным
обязательствам  в  делах  о  банкротстве,  поименованных в письме УФНС
России   по   Калининградской  области  организаций.  Данный  механизм
представляется   оправданным   (целесообразным)   и   с  точки  зрения
соответствующих правовых последствий процессуального правопреемства.

Директор Департамента
корпоративного управления
                                                         И.В. ОСКОЛКОВ
16 сентября 2009 г.
N Д06-2677