ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
                         О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
             ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
       В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                         11 сентября 2009 г.
                              N Д06-2639

                                 (Д)


     Департамент  корпоративного управления Минэкономразвития России в
пределах  своей  компетенции  рассмотрел обращение, содержащее просьбу
дать  разъяснения положениям Федерального закона от 30 декабря 2008 г.
N  312-ФЗ  "О  внесении  изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), в части "перерегистрации" обществ
с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 5 июня 2008 г. N 437 (далее -
Положение),  Минэкономразвития  России  является  федеральным  органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   выработку  государственной
политики  и  нормативно-правовое  регулирование  в  отнесенных  к  его
ведению  сферах  деятельности.  В  то  же  время,  согласно Положению,
Министерство  не вправе осуществлять толкование норм законодательства,
за     исключением     нормативно-правовых     актов,     утвержденных
Минэкономразвития  России.  В  этой  связи Департамент может высказать
лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
     Основной    целью    указанного    Закона    является   повышение
инвестиционной привлекательности и совершенствование механизмов защиты
прав участников ООО.
     В     целях     повышения     инвестиционной    привлекательности
организационно-правовой формы ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:
     запрет на выход из общества (если иное не предусмотрено уставом);
     возможность  установления  в  уставе  механизма  продажи  доли по
заранее определенной цене;
     возможность заключения соглашений между участниками, регулирующих
порядок  согласованных  действий  по  голосованию  на  общем  собрании
участников,  порядку  управления  обществом  и  иным  вопросам (аналог
"акционерного соглашения").
     В   целях   защиты   прав   участников   ООО   Законом  N  312-ФЗ
предусматривается:
     учет  долей  в  Едином  государственном реестре юридических лиц с
одновременным  исключением  сведений  о  них  из устава и нотариальным
порядком перехода долей;
     право  участника  ООО  истребовать свою долю в случае ее утраты в
результате противоправных действий третьих лиц.
     Таким  образом,  с принятием Закона N 312-ФЗ существенно снизился
риск   "рейдерских   захватов",   увеличилась  гибкость  регулирования
корпоративного управления в ООО.
     В  отношении  так  называемой  "перерегистрации"  уставов обществ
сообщаем.
     Пунктом  2  статьи  5  Закона  установлено,  что  уставы обществ,
созданных   до   вступления  в  силу  Закона,  подлежат  приведению  в
соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным
законом  "Об  обществах  с  ограниченной ответственностью" (в редакции
Закона) до 1 января 2010 года.
     В  то  же  время  согласно  пункту  3  статьи  5 Закона с момента
вступления  его  в  силу  уставы  и  учредительные  договоры  обществ,
созданных  до  вступления  Закона  в  силу,  применяются  в  части, не
противоречащей  вышеуказанным  законодательным актам. При этом пункт 7
статьи 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли
в  уставном  капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с
Законом.
     Таким  образом,  неприведение устава ООО в соответствие с Законом
не  влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может
быть  основанием  для  ликвидации  по  решению суда (пункт 2 статьи 61
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации) такого общества, если не
допущены  иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых
актов. При этом в случае предъявления в суд требования уполномоченного
государственного   органа   или   органа   местного  самоуправления  о
ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных
грубых   или   неоднократных   нарушений  законодательства  Российской
Федерации (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от
18  июля 2003 г. N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда  Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 2163/01, Постановление
Пленума   Верховного  Суда  Российской  Федерации  и  Пленума  Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от 5 февраля 1998 г. N 4/2).
Одновременно,  согласно судебному толкованию положений пункта 2 статьи
61  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,  данному в указанных
актах,  суд  может  предложить  обществу  принять  меры  по устранению
имеющихся  в  учредительных  документах (уставе) расхождений с Законом
путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией
их  в  установленном  порядке.  Арбитражный  суд  может также отложить
рассмотрение   назначенного   к   слушанию  дела,  предложив  обществу
устранить  имеющиеся  в учредительных документах расхождения с Законом
не   позднее   установленного  в  определении  суда  срока.  В  случае
невыполнения  указаний  суда,  данных  в  порядке  подготовки  дела  к
судебному разбирательству либо в определении об отложении рассмотрения
дела, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества.

Заместитель
директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
11 сентября 2009 г.
N Д06-2639
    

Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru