О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
11 сентября 2009 г.
N Д06-2639
(Д)
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в
пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу
дать разъяснения положениям Федерального закона от 30 декабря 2008 г.
N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), в части "перерегистрации" обществ
с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического
развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его
ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению,
Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства,
за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных
Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать
лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
Основной целью указанного Закона является повышение
инвестиционной привлекательности и совершенствование механизмов защиты
прав участников ООО.
В целях повышения инвестиционной привлекательности
организационно-правовой формы ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:
запрет на выход из общества (если иное не предусмотрено уставом);
возможность установления в уставе механизма продажи доли по
заранее определенной цене;
возможность заключения соглашений между участниками, регулирующих
порядок согласованных действий по голосованию на общем собрании
участников, порядку управления обществом и иным вопросам (аналог
"акционерного соглашения").
В целях защиты прав участников ООО Законом N 312-ФЗ
предусматривается:
учет долей в Едином государственном реестре юридических лиц с
одновременным исключением сведений о них из устава и нотариальным
порядком перехода долей;
право участника ООО истребовать свою долю в случае ее утраты в
результате противоправных действий третьих лиц.
Таким образом, с принятием Закона N 312-ФЗ существенно снизился
риск "рейдерских захватов", увеличилась гибкость регулирования
корпоративного управления в ООО.
В отношении так называемой "перерегистрации" уставов обществ
сообщаем.
Пунктом 2 статьи 5 Закона установлено, что уставы обществ,
созданных до вступления в силу Закона, подлежат приведению в
соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным
законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции
Закона) до 1 января 2010 года.
В то же время согласно пункту 3 статьи 5 Закона с момента
вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ,
созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не
противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом пункт 7
статьи 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли
в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с
Законом.
Таким образом, неприведение устава ООО в соответствие с Законом
не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может
быть основанием для ликвидации по решению суда (пункт 2 статьи 61
Гражданского кодекса Российской Федерации) такого общества, если не
допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых
актов. При этом в случае предъявления в суд требования уполномоченного
государственного органа или органа местного самоуправления о
ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных
грубых или неоднократных нарушений законодательства Российской
Федерации (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от
18 июля 2003 г. N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 2163/01, Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 4/2).
Одновременно, согласно судебному толкованию положений пункта 2 статьи
61 Гражданского кодекса Российской Федерации, данному в указанных
актах, суд может предложить обществу принять меры по устранению
имеющихся в учредительных документах (уставе) расхождений с Законом
путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией
их в установленном порядке. Арбитражный суд может также отложить
рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу
устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом
не позднее установленного в определении суда срока. В случае
невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к
судебному разбирательству либо в определении об отложении рассмотрения
дела, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества.
Заместитель
директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
11 сентября 2009 г.
N Д06-2639
|