ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННОМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОСТАВЕ ИЛИ ПРИ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 16 августа 2000 г. N 436 (Д) В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления. 2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр С.К. ШОЙГУ 16 августа 2000 г. N 436 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 сентября 2000 г. N 2376 Приложение к Приказу МЧС России от 16 августа 2000 года N 436 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНЕ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННОМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, В СОСТАВЕ ИЛИ ПРИ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ I. Общие положения 1. Настоящее Примерное положение разработано на основе Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (1), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (2), Указов Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" (3), от 2 августа 1999 г. N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (4) и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" (5). -------------------------------- (1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 7, ст. 799. (2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 35, ст. 3648. (3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 22, ст. 2671. (4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 32,ст. 4042. (5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 49, ст. 5563. Орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (далее - орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) создается и функционирует в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления и предназначен для организации выполнения мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время. 2. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, директивами Начальника гражданской обороны Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, нормативными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), приказами начальника регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр), Положением об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 3. Руководство деятельностью органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации осуществляет руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, прохождения военной службы военнослужащими войск гражданской обороны - МЧС России. Руководство деятельностью органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования осуществляет руководитель органа местного самоуправления, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, прохождения военной службы военнослужащими войск гражданской обороны - МЧС России через орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. 4. Численность военнослужащих войск гражданской обороны, проходящих военную службу в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям устанавливается в соответствии со штатами, утверждаемыми МЧС России по согласованию с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем органа местного самоуправления). 5. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может иметь статус юридического лица. II. Основные задачи органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 6. Основными задачами органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются: 1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 2) поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 3) планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и контроль за их выполнением; 4) разработка проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (только для органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации) и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5) осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; 6) осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. III. Основные функции органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 7. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: 1) разрабатывает предложения по формированию единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и организует ее реализацию на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 2) участвует в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; 3) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и организует их выполнение; 4) осуществляет методическое руководство созданием и функционированием служб гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования, организации); 5) участвует в подготовке ежегодных государственных докладов "О состоянии гражданской обороны Российской Федерации" и "О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; 6) осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с органами военного управления при решении задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 7) организует разработку Плана гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования), осуществляет методическое руководство и контроль за разработкой и реализацией органами местного самоуправления и организациями мероприятий гражданской обороны, разрабатывает и вносит в установленном порядке руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) предложения о введении в действие Плана гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в полном объеме или частично; 8) поддерживает боевую готовность (готовность к применению) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 9) осуществляет в пределах своих полномочий руководство органами местного самоуправления (только для органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации) и организациями при определении состава, размещении и оснащении сил территориальной (местной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС); 10) координирует в установленном порядке деятельность всех аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, служб гражданской обороны, организаций, имеющих уставные задачи по проведению аварийно - спасательных работ и действующих на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), участвует в проведении аттестации спасателей и аварийно - спасательных формирований; 11) организует в установленном порядке подготовку, переподготовку или повышение квалификации должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и аварийно - спасательных формирований по вопросам гражданской обороны, вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 12) участвует в организации и проведении научно - исследовательских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, участвует в разработке методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций; 13) разрабатывает документы мобилизационного планирования, обеспечивает мобилизационное развертывание вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 14) организует в соответствии с выпиской из Схемы мобилизационного развертывания накопление и хранение техники и материально - технических средств для обеспечения перевода органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на организацию и состав военного времени и отмобилизования вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны; 15) участвует в разработке предложений по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне; 16) участвует в разработке предложений по отнесению территорий к группам по гражданской обороне, а также по созданию убежищ и иных объектов гражданской обороны, накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств; 17) участвует в разработке и проведении мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; 18) участвует в разработке мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации в части, касающейся мероприятий гражданской обороны; 19) контролирует осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, контролирует создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организует проведение мероприятий гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), включая подготовку необходимых сил и средств, участвует в создании и поддержании в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 20) участвует в создании, совершенствовании и поддержании в готовности территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны; 21) контролирует создание и состояние локальных систем оповещения потенциально опасных объектов; 22) организует и осуществляет оповещение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также информирование населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, об угрозе нападения противника и применения им средств массового поражения; 23) организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий; 24) организует ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля; 25) организует работу по привлечению в установленном порядке к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и гражданских организаций гражданской обороны; 26) осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно - технических мероприятий гражданской обороны, накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке; 27) осуществляет методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 28) организует работу по выявлению высвобождаемого движимого военного имущества, готовит и представляет в довольствующие структурные подразделения МЧС России через региональный центр "Перечни имущества, подлежащего реализации в установленном порядке", а также осуществляет подготовку указанного имущества к реализации; 29) организует функционирование и организационно - техническое обеспечение деятельности учебно - методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, осуществляет методическое руководство подготовкой гражданских организаций гражданской обороны и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; 30) организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств территориальной (местной) подсистемы РСЧС к действиям при их возникновении; 31) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль деятельности организаций по обучению своих работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; 32) осуществляет сбор, обобщение и анализ информации об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации; 33) обеспечивает готовность органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС; 34) готовит предложения руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о привлечении сил и средств РСЧС постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций; 35) готовит предложения по привлечению соединений, воинских частей войск гражданской обороны для проведения в мирное время мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в соответствии с возложенными на них задачами; 36) осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных акваториях (в границах соответствующей территории); 37) участвует в установленном порядке в организации проведения экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства; 38) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную или служебную тайну, организации и осуществлению специальной связи; 39) организует работу по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения; 40) осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции. IV. Полномочия органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 8. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции: 1) проводит в установленном порядке проверки органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 2) запрашивает и получает в установленном порядке от органов государственной статистики, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач; 3) привлекает на договорной основе экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 4) имеет специальные транспортные средства, оборудованные в установленном порядке. V. Руководство органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 9. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации (территории, отнесенной к группе по гражданской обороне) возглавляет военнослужащий войск гражданской обороны, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (*) и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем органа местного самоуправления). -------------------------------- (*) Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 (ред. от 21.06.2000) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., N 20, ст. 2112). Руководителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территории, не отнесенной к группе по гражданской обороне, по решению руководителя органа местного самоуправления назначается работник, имеющий соответствующую подготовку по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по согласованию с руководителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующего субъекта Российской Федерации. 10. Руководитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: 1) организует работу органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 2) несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 3) распределяет обязанности между должностными лицами органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 4) вносит в установленном порядке в МЧС России предложения по совершенствованию структуры и штата органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 5) вносит в установленном порядке на рассмотрение руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и предложения по вопросам организации и деятельности органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 6) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации прием на работу и увольнение с работы работников; 7) осуществляет в установленном порядке представление военнослужащих к назначению на должности (перемещению по службе), присвоению воинских званий, увольнению с военной службы; 8) вносит в установленном порядке предложения о награждении отличившихся военнослужащих и работников государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, а также предложения по другим видам поощрения; 9) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты подчиненных ему военнослужащих, членов их семей и работников органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 10) направляет в установленном порядке военнослужащих и работников органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в служебные командировки; 11) по результатам проверок состояния гражданской обороны, выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении направляет в установленном порядке предложения об устранении выявленных недостатков руководителям организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности; 12) несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну (*), и создание условий, обеспечивающих правильное использование специальной связи. -------------------------------- (*) Ст. 20 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 41, с. 8230 - 8231). 11. Руководитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации (территории, отнесенной к группе по гражданской обороне) в отношении подчиненных ему военнослужащих пользуется дисциплинарной властью в объеме и порядке, установленных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. 12. Решения руководителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оформляются, как правило, приказами. 13. Финансирование расходов на содержание органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а военнослужащих войск гражданской обороны, проходящих военную службу в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, и работников, содержащихся за счет численности МЧС России, - за счет предусматриваемых на эти цели средств в смете доходов и расходов МЧС России. |