ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ. Приказ. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 20.05.09 141

Оглавление

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО
           РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                                   
                            20 мая 2009 г. 
                                N 141
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве
юстиции   Российской   Федерации,   утвержденного   Указом  Президента
Российской   Федерации   от   13  октября  2004  г.  N  1313  "Вопросы
Министерства  юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации 2004, N 42, ст. 4108; 2006, N 12, ст. 1284; N 19,
ст.  2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008,
N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921):
     Утверждаю   прилагаемое   Положение   о   Департаменте  правового
регулирования и контроля в сфере правовой помощи.
    
Министр
                                                         А.В.КОНОВАЛОВ
20 мая 2009 г. 
N 141
    
    
                                                            Утверждено
                                         Приказом Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                                     от 20 мая 2009 г. 
                                                                 N 141
    
                               ПОЛОЖЕНИЕ
                 О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                   И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
    
                           I. Общие положения
    
     1.   Департамент  правового  регулирования  и  контроля  в  сфере
правовой   помощи   (далее   -   Департамент)   является   структурным
подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
     2.  Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской    Федерации,   федеральными   конституционными   законами,
федеральными   законами,  актами  Президента  Российской  Федерации  и
Правительства    Российской   Федерации,   международными   договорами
Российской  Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а
также настоящим Положением.
     3. Основными задачами Департамента являются:
     1)   организация   деятельности  по  разработке  общей  стратегии
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
     - адвокатуры;
     - нотариата;
     - государственной регистрации актов гражданского состояния;
     -  бесплатной  юридической  помощи  малоимущим гражданам, а также
иным отдельным категориям граждан;
     2)  обеспечение  в пределах своих полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина;
     3)  организация  и  осуществление  контроля  и  надзора  в  сфере
адвокатуры  и  нотариата,  а также в сфере государственной регистрации
актов гражданского состояния;
     4)  осуществление  организационного  и  методического руководства
деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
     5)  обеспечение  в  пределах своих полномочий реализации Минюстом
России функции по правовому просвещению.
     4.  В  Департаменте  для  выполнения  возложенных  на  него задач
создаются  структурные  подразделения - отделы. Предложения о внесении
изменений  в  структуру  и  штатное  расписание  центрального аппарата
Минюста  России  в  части,  касающейся  Департамента, представляются в
установленном порядке.
     5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно,
так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста
России,   территориальными  органами  Минюста  России  и  федеральными
государственными    учреждениями,   в   том   числе   государственными
юридическими бюро и судебно-экспертными учреждениями Минюста России.
     
                             II. Полномочия
     
     6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
     1)  разрабатывает  и  представляет руководству Минюста России для
внесения  Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской
Федерации  проекты  федеральных  конституционных  законов, федеральных
законов,   актов   Президента  Российской  Федерации  и  Правительства
Российской  Федерации, других документов, по которым требуется решение
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     2)  представляет  предложения  для  включения  в  план  работы  и
прогнозные показатели деятельности Минюста России;
     3)  обеспечивает  исполнение  Конституции  Российской  Федерации,
федеральных   конституционных   законов,  федеральных  законов,  актов
Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
а  также  международных  договоров  Российской  Федерации по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     4)  разрабатывает  проекты  нормативных  правовых  актов  Минюста
России, утверждающие формы реестров регистрации нотариальных действий,
нотариальных   свидетельств   и  удостоверительных  надписей,  порядок
ведения  реестров  адвокатов  субъектов  Российской  Федерации,  форму
ордера  на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием,
и    форму    удостоверения    адвоката,   порядок   ведения   реестра
государственных  нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся
частной  практикой,  порядок  ведения  реестра  адвокатов  иностранных
государств,  осуществляющих  адвокатскую  деятельность  на  территории
Российской  Федерации, а также иные проекты нормативных правовых актов
Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     5)   обобщает  практику  применения  законодательства  Российской
Федерации  и  проводит  анализ  реализации государственной политики по
вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой
основе  предложения  о мерах по совершенствованию деятельности Минюста
России,   государственных   юридических   бюро   и  судебно-экспертных
учреждений Минюста России;
     6)  в  рамках своей компетенции участвует в организации работы по
систематизации  законодательства  Российской  Федерации  и  подготовке
Свода законов Российской Федерации;
     7)  проводит  юридическую  экспертизу  проектов законодательных и
иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента,  вносимых федеральными органами исполнительной власти на
рассмотрение   Президента   Российской   Федерации   и   Правительства
Российской Федерации;
     8)  проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических
заданий  на  разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для
включения   в   планы   законопроектной   деятельности   Правительства
Российской   Федерации,   по   вопросам,   относящимся  к  компетенции
Департамента;
     9) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных
документов  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции Департамента, в
целях  выявления  в них положений, способствующих созданию условий для
проявления коррупции;
     10)  готовит  проекты официальных отзывов и заключений на проекты
федеральных  конституционных  законов  и  федеральных законов, а также
проекты   поправок  к  ним  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции
Департамента;
     11)   представляет   предложения   о   приоритетных  направлениях
законопроектной  деятельности  Правительства  Российской  Федерации, а
также  о  включении  в  проекты  планов  законопроектной  деятельности
Правительства Российской Федерации;
     12)  в  рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке
правовых   заключений  о  целесообразности  разработки  законопроектов
федеральными органами исполнительной власти;
     13)  представляет  в  Департамент государственной службы и кадров
предложения    по    согласованию   назначения   руководителя   органа
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации, в компетенцию
которого    входит   организация   деятельности   по   государственной
регистрации   актов  гражданского  состояния  на  территории  субъекта
Российской Федерации;
     14)  разрабатывает  и  представляет  Министру  юстиции Российской
Федерации  для  внесения  в  Правительство Российской Федерации проект
представления   о  временном  изъятии  полномочий  по  государственной
регистрации   актов   гражданского   состояния,   переданных   органам
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  в  случае
ненадлежащего их осуществления;
     15)  по  поручению  руководства  Минюста  России направляет своих
представителей  для  участия  в  мероприятиях,  проводимых Федеральной
палатой   адвокатов  Российской  Федерации,  Федеральной  нотариальной
палатой,  а  также органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,  в  компетенцию  которых входит организация деятельности по
государственной регистрации актов гражданского состояния на территории
субъектов Российской Федерации;
     16)   осуществляет  организационное  и  методическое  руководство
деятельностью  территориальных  органов  Минюста  России,  связанной с
ведением  реестров  адвокатов  субъектов Российской Федерации, выдачей
удостоверений   адвоката,   участием   представителей  территориальных
органов   Минюста   России  в  работе  квалификационных  комиссий  при
адвокатских  палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных
функций,   установленных  законодательством  Российской  Федерации  об
адвокатуре;
     17)  организует  и  осуществляет контроль и надзор за соблюдением
законодательства   Российской   Федерации   адвокатами,   адвокатскими
образованиями и адвокатскими палатами;
     18)  организует  и  осуществляет работу по открытию и упразднению
государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
     19)  организует работу по осуществлению территориальными органами
Минюста  России  функции  по наделению на конкурсной основе нотариусов
полномочиями  по  совершению нотариальных действий от имени Российской
Федерации;
     20) организует работу по выдаче территориальными органами Минюста
России лицензий на право нотариальной деятельности;
     21)  удостоверяет  подлинность  подписи  нотариуса  и оттиска его
печати   при  легализации  документов,  представляемых  физическими  и
юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
     22)  организует и осуществляет в соответствии с законодательством
Российской    Федерации    контроль    за    исполнением   нотариусами
профессиональных обязанностей;
     23)   обеспечивает   реализацию  Минюстом  России  полномочий  по
утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:
     определения   количества  должностей  нотариусов  в  нотариальном
округе;
     изменения территории деятельности нотариуса;
     учреждения и ликвидации должности нотариуса;
     24)   обеспечивает   реализацию  Минюстом  России  полномочий  по
образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной
комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по
приему   экзаменов   у   лиц,  желающих  получить  лицензию  на  право
осуществления нотариальной деятельности;
     25)  обеспечивает  реализацию  Минюстом  России  иных полномочий,
предусмотренных законодательством о нотариате;
     26)  координирует  деятельность  по  государственной  регистрации
актов   гражданского   состояния   и   осуществляет   ее  методическое
обеспечение;
     27) разрабатывает и представляет для утверждения Министру юстиции
Российской Федерации:
     формы  бланков записей актов гражданского состояния, свидетельств
о государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок их
заполнения;
     формы  бланков  заявлений  о  государственной  регистрации  актов
гражданского   состояния   и  иных  документов,  подтверждающих  факты
государственной  регистрации  актов  гражданского  состояния  либо  их
отсутствие;
     образцы  бланков свидетельств о государственной регистрации актов
гражданского состояния;
     28)  вносит  предложения Министру юстиции Российской Федерации по
закреплению   за   субъектами   Российской   Федерации  серий  бланков
свидетельств   о   государственной   регистрации   актов  гражданского
состояния;
     29)  организует  и  осуществляет  контроль  деятельности органов,
осуществляющих    государственную   регистрацию   актов   гражданского
состояния,   в   том   числе  контроль  за  осуществлением  полномочий
Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского
состояния;
     30)    организует    и   осуществляет   надзор   за   соблюдением
законодательства  Российской Федерации при государственной регистрации
актов   гражданского   состояния,   в   том  числе  проводит  проверки
деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов
гражданского   состояния,   истребует   документы  и  готовит  проекты
предписаний   об   устранении  нарушений  законодательства  Российской
Федерации;
     31)  обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста
России  функций в сфере государственной регистрации актов гражданского
состояния  в  случае  их  временного изъятия Правительством Российской
Федерации;   организует   и  осуществляет  контроль  за  данным  видом
деятельности территориальных органов Минюста России;
     32)   обеспечивает   реализацию  Минюстом  России  полномочий  по
утверждению   совместно   с  Федеральным  архивным  агентством  правил
передачи  в  государственные  архивы актовых книг, собранных из первых
экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг;
     33)  ведет  реестры  государственных нотариальных контор и контор
нотариусов,  занимающихся  частной  практикой,  адвокатов  иностранных
государств,  осуществляющих  адвокатскую  деятельность  на  территории
Российской     Федерации,    экспертов-техников;    предоставляет    в
установленном  порядке  физическим  и  юридическим  лицам  информацию,
содержащуюся в указанных реестрах;
     34)  выдает  свидетельства  о  регистрации  в  реестре  адвокатов
иностранных  государств,  осуществляющих  адвокатскую  деятельность на
территории Российской Федерации;
     35)  выдает  свидетельства  о  включении в государственный реестр
экспертов-техников;
     36)  проставляет  апостиль  на официальных документах, подлежащих
вывозу за границу;
     37)   осуществляет  организационное  и  методическое  руководство
деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
     38)  представляет  в  Департамент государственной службы и кадров
предложения  о  назначении  на  должности и освобождении от должностей
руководителей судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также об
их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности;
     39)  вносит  в  установленном  порядке предложения по обеспечению
деятельности    судебно-экспертных   учреждений   Минюста   России   и
государственных юридических бюро;
     40)   представляет   в   Департамент   международного   права   и
сотрудничества  предложения  о  заключении  и выполнении международных
договоров  в  области  организации и производства судебной экспертизы,
согласовывает  предложения  о заключении, прекращении, приостановлении
действия или временного применения таких международных договоров;
     41) организует и осуществляет координацию и контроль деятельности
государственных  юридических бюро, обеспечивает осуществление Минюстом
России  иных  предусмотренных  законодательством  Российской Федерации
полномочий в отношении государственных юридических бюро;
     42)  разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции
Российской Федерации проекты уставов государственных юридических бюро,
а также изменения в них;
     43)  разрабатывает  и  представляет в Департамент государственной
службы  и кадров предложения по проектам структур и штатных расписаний
государственных юридических бюро, а также изменений в них;
     44)  представляет  в  Департамент государственной службы и кадров
предложения  о  назначении  на  должности и освобождении от должностей
начальников  государственных юридических бюро, а также об их поощрении
и привлечении к дисциплинарной ответственности;
     45)  в  пределах своей компетенции принимает участие в разработке
форм   ведомственной  отчетности  и  документов  первичного  учета  по
вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
     46)   обобщает   практику  деятельности  органов,  осуществляющих
государственную     регистрацию    актов    гражданского    состояния,
государственных   юридических   бюро,   судебно-экспертных  учреждений
Минюста   России  и  разрабатывает  предложения,  направленные  на  ее
совершенствование;
     47)   проводит   проверки  деятельности  территориальных  органов
Минюста  России,  органов,  осуществляющих государственную регистрацию
актов   гражданского   состояния,  государственных  юридических  бюро,
судебно-экспертных  учреждений Минюста России по вопросам, относящимся
к компетенции Департамента;
     48)  в  рамках  своей  компетенции  осуществляет информационное и
правовое  обеспечение территориальных органов Минюста России, органов,
осуществляющих    государственную   регистрацию   актов   гражданского
состояния,   государственных   юридических   бюро,  судебно-экспертных
учреждений Минюста России;
     49)  осуществляет представление и защиту интересов Минюста России
и  Правительства  Российской Федерации в судах Российской Федерации по
вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     50)  в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению
достижений  науки,  техники  и  положительного  опыта  в  деятельность
территориальных   органов   Минюста  России,  органов,  осуществляющих
государственную     регистрацию    актов    гражданского    состояния,
государственных   юридических   бюро,   судебно-экспертных  учреждений
Минюста России;
     51) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и
ведению   специализированных   баз   данных   правовой   информации  в
соответствии   с   единой   технической  политикой  в  сфере  правовой
информатизации России;
     52)  осуществляет  рассмотрение  обращений  граждан  по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     53)   участвует   в   мероприятиях   по   повышению  квалификации
федеральных   государственных   гражданских  служащих  территориальных
органов   Минюста   России   и   работников   органов,  осуществляющих
государственную регистрацию актов гражданского состояния;
     54)   осуществляет  иные  полномочия,  отнесенные  к  компетенции
Департамента  законодательными  и  иными нормативными правовыми актами
Российской  Федерации,  а  также нормативными правовыми актами Минюста
России.
     
                     III. Организация деятельности
     
     7.   Департамент   возглавляет   директор   (далее  -  Директор),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста
России.
     Директор  подчиняется  Министру  юстиции  Российской Федерации, а
также заместителю Министра, курирующему Департамент.
     Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом,
несет   персональную  ответственность  за  выполнение  возложенных  на
Департамент  задач  и  реализацию  полномочий, соблюдение федеральными
государственными    гражданскими    служащими    Департамента   режима
секретности, состояние служебной дисциплины.
     Директор   имеет   заместителей,   назначаемых   на  должность  и
освобождаемых  от  должности приказами Минюста России по представлению
Директора.
     8.  Для  решения  предусмотренных  настоящим  Положением  задач и
осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
     1)   по   вопросам,   относящимся   к  компетенции  Департамента,
представляет  по  доверенности  или  по  поручению руководства Минюста
России  интересы  Минюста  России  в  органах  государственной власти,
государственных,     общественных    организациях    и    судах,    во
взаимоотношениях  с  должностными  лицами  органов  власти иностранных
государств,  иностранных  и  международных  организаций;  участвует  в
работе  межведомственных  комиссий  органов  государственной власти по
соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
     2)  осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и
письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
организует  и  контролирует  своевременное и качественное рассмотрение
федеральными   государственными  гражданскими  служащими  Департамента
обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;
     3)  в  рамках  полномочий,  установленных  нормативными правовыми
актами   Минюста   России,   запрашивает  и  получает  от  структурных
подразделений,  территориальных  органов  и  учреждений Минюста России
документы,  справочные  и  иные  материалы,  необходимые  для принятия
решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в
связи  с  этим  обязательные  для  исполнения  поручения, ведет с ними
переписку;
     4)  привлекает  в  необходимых  случаях  для выработки решений по
вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов
и работников федеральных органов исполнительной власти;
     5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует
в подготовке должностных регламентов;
     6) утверждает положения об отделах Департамента;
     7)   вносит   предложения   по  изменению  структуры  и  штатного
расписания  центрального  аппарата  Минюста России в части, касающейся
Департамента;
     8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности
Департамента,  его  эффективное  взаимодействие с другими структурными
подразделениями    Минюста   России,   территориальными   органами   и
учреждениями  Минюста России, структурными подразделениями федеральных
органов   исполнительной   власти   и  органов  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     9)   вносит   предложения   в   планы   основных  организационных
мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
     10)  вносит  предложения  о назначении на должности и включении в
кадровый  резерв,  перемещении, освобождении от должности, аттестации,
направлении   на   обучение   и   повышение  квалификации  федеральных
государственных   гражданских   служащих   Департамента,   а  также  о
присвоении   им  классных  чинов,  о  награждении  государственными  и
ведомственными  наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной
ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих
групп, комиссий, а также для направления в служебные командировки;
     11)       проводит      совещания,      семинары      и      иные
организационно-методические  мероприятия  по  вопросам,  отнесенным  к
компетенции Департамента;
     12)  в  соответствии  с  установленным  в Минюсте России порядком
делопроизводства  визирует  организационно-распорядительные документы,
контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
     13)   подписывает   апостиль,  удостоверяет  подлинность  подписи
нотариуса   и   оттиска   его   печати   при  легализации  документов,
представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы
иностранных  государств, и предоставляет право подписи и удостоверения
одному  из  своих  заместителей, начальнику или заместителю начальника
отдела Департамента;
     14)   пользуется   иными   правами,   предоставленными  Директору
законодательными  и  иными  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
     9.    Для   решения   наиболее   важных   вопросов   деятельности
Департамента,  осуществления  контроля  за выполнением планов работы и
поручений  руководства  Минюста России, а также обмена опытом работы в
Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
     Решения,   принятые   на   оперативном   совещании,   оформляются
протоколом  и  являются  обязательными для федеральных государственных
гражданских служащих Департамента.
     10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего
и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
     11.  В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один
из его заместителей.
     12.   Делопроизводство   и   мероприятия  по  обеспечению  режима
секретности   в   Департаменте   осуществляются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Минюста России.
     13.  В  Департаменте  хранятся  и  используются  для проставления
апостиля  и  удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его
печати   при   легализации   документов  печать  Министерства  юстиции
Российской   Федерации   с   воспроизведением  Государственного  герба
Российской Федерации (N 3) и штамп "Апостиль".
     14.    Департаменту    передаются    в    установленном   порядке
соответствующие  материальные  и технические средства, необходимые для
своевременной   и   качественной   реализации   возложенных   на  него
полномочий,   а   также   обеспечивается   доступ   к  соответствующим
информационным базами данных, системам связи и коммуникаций.
Оглавление