ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 20 мая 2009 г. N 141 (Д) В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 42, ст. 4108; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921): Утверждаю прилагаемое Положение о Департаменте правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи. Министр А.В.КОНОВАЛОВ 20 мая 2009 г. N 141 Утверждено Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N 141 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ I. Общие положения 1. Департамент правового регулирования и контроля в сфере правовой помощи (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации. 2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением. 3. Основными задачами Департамента являются: 1) организация деятельности по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере: - адвокатуры; - нотариата; - государственной регистрации актов гражданского состояния; - бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан; 2) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) организация и осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; 4) осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России; 5) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России функции по правовому просвещению. 4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке. 5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России и федеральными государственными учреждениями, в том числе государственными юридическими бюро и судебно-экспертными учреждениями Минюста России. II. Полномочия 6. Департамент осуществляет следующие полномочия: 1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России; 3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России, утверждающие формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, а также иные проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 5) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России, государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России; 6) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации; 7) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 8) проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 9) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; 10) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 11) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также о включении в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 12) в рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти; 13) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; 14) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления; 15) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации; 16) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре; 17) организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами; 18) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации; 19) организует работу по осуществлению территориальными органами Минюста России функции по наделению на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; 20) организует работу по выдаче территориальными органами Минюста России лицензий на право нотариальной деятельности; 21) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; 22) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей; 23) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка: определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе; изменения территории деятельности нотариуса; учреждения и ликвидации должности нотариуса; 24) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; 25) обеспечивает реализацию Минюстом России иных полномочий, предусмотренных законодательством о нотариате; 26) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; 27) разрабатывает и представляет для утверждения Министру юстиции Российской Федерации: формы бланков записей актов гражданского состояния, свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок их заполнения; формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния либо их отсутствие; образцы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; 28) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; 29) организует и осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния; 30) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; 31) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России; 32) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральным архивным агентством правил передачи в государственные архивы актовых книг, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг; 33) ведет реестры государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, экспертов-техников; предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах; 34) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации; 35) выдает свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников; 36) проставляет апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу; 37) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России; 38) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности; 39) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России и государственных юридических бюро; 40) представляет в Департамент международного права и сотрудничества предложения о заключении и выполнении международных договоров в области организации и производства судебной экспертизы, согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения таких международных договоров; 41) организует и осуществляет координацию и контроль деятельности государственных юридических бюро, обеспечивает осуществление Минюстом России иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в отношении государственных юридических бюро; 42) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты уставов государственных юридических бюро, а также изменения в них; 43) разрабатывает и представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по проектам структур и штатных расписаний государственных юридических бюро, а также изменений в них; 44) представляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников государственных юридических бюро, а также об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности; 45) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России; 46) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование; 47) проводит проверки деятельности территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 48) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России; 49) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 50) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственных юридических бюро, судебно-экспертных учреждений Минюста России; 51) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России; 52) осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 53) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния; 54) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России. Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент. Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора. 8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор: 1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти по соответствующим направлениям деятельности Минюста России; 2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений; 3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и учреждений Минюста России документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку; 4) привлекает в необходимых случаях для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти; 5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов; 6) утверждает положения об отделах Департамента; 7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента; 8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России; 10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на обучение и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также для направления в служебные командировки; 11) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 12) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования; 13) подписывает апостиль, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, и предоставляет право подписи и удостоверения одному из своих заместителей, начальнику или заместителю начальника отдела Департамента; 14) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России. 9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента. 10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента. 11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей. 12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России. 13. В Департаменте хранятся и используются для проставления апостиля и удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов печать Министерства юстиции Российской Федерации с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (N 3) и штамп "Апостиль". 14. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базами данных, системам связи и коммуникаций. |