ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. Приказ. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 04.06.09 171

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
      О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ
               ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                                   
                            4 июня 2009 г. 
                                N 171
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  соответствии  с  Положением  о Министерстве юстиции Российской
Федерации,  утвержденным  Указом Президента Российской Федерации от 13
октября  2004  г.  N  1313  "Вопросы  Министерства  юстиции Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2004, N
42, ст. 4108; 2005, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19,
ст.  2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008,
N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921), приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте законопроектной
деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
     2.   Признать   утратившим   силу   Приказ  Министерства  юстиции
Российской Федерации от 30 мая 2007 г. N 111 "Об утверждении Положения
о    Департаменте    законопроектной    деятельности   и   регистрации
ведомственных нормативных актов".
    
Министр
                                                         А.В.КОНОВАЛОВ
4 июня 2009 г. 
N 171
    
    
                                                            Утверждено
                                                 Приказом Министерства
                                          юстиции Российской Федерации
                                                     от 4 июня 2009 г. 
                                                                 N 171
    
                               ПОЛОЖЕНИЕ
       О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ
                ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
    
                           I. Общие положения
                                   
     1.   Департамент   законопроектной   деятельности  и  регистрации
ведомственных   нормативных   правовых  актов  (далее  -  Департамент)
является  структурным  подразделением  Министерства юстиции Российской
Федерации.
     2.  Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской    Федерации,   федеральными   конституционными   законами,
федеральными   законами,  актами  Президента  Российской  Федерации  и
Правительства    Российской   Федерации,   международными   договорами
Российской  Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а
также настоящим Положением.
     3. Основными задачами Департамента являются:
     1) участие в пределах компетенции Департамента в разработке общей
стратегии   государственной  политики  в  сфере  деятельности  Минюста
России;
     2)   обеспечение   в   пределах   своих   полномочий  координации
деятельности   федеральных   органов  исполнительной  власти  в  сфере
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
     3)   организация   работы   по   обеспечению  единства  правового
пространства Российской Федерации;
     4)  обеспечение  соблюдения  законности  при принятии нормативных
правовых  актов  федеральными  органами  исполнительной власти и иными
органами   в   случаях,   установленных  законодательством  Российской
Федерации;
     5)   организация  и  осуществление  мониторинга  законодательства
Российской Федерации и правоприменительной практики;
     6)  обеспечение  в пределах своих полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина.
     4.  В  Департаменте  для  выполнения  возложенных  на  него задач
создаются  структурные  подразделения - отделы. Предложения о внесении
изменений  в  структуру  и  штатное  расписание  центрального аппарата
Минюста  России  в  части,  касающейся  Департамента, представляются в
установленном порядке.
     5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно,
так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста
России,  территориальными  органами  и  федеральными  государственными
учреждениями Минюста России.
     
                             II. Полномочия
     
     6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
     1)  разрабатывает  и  представляет  Министру  юстиции  Российской
Федерации  и  его  заместителям  для  внесения  Президенту  Российской
Федерации  и  в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
конституционных   законов,   федеральных   законов,  актов  Президента
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации, других
документов,   по   которым  требуется  решение  Президента  Российской
Федерации   или   Правительства  Российской  Федерации,  по  вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     2)  представляет  предложения  для  включения  в  план  работы  и
прогнозные показатели деятельности Минюста России;
     3)  обеспечивает  исполнение  Конституции  Российской  Федерации,
федеральных   конституционных   законов,  федеральных  законов,  актов
Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
а  также  международных  договоров  Российской  Федерации по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     4)  разрабатывает  проекты  нормативных  правовых  актов  Минюста
России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     5)  организует  обобщение  практики  применения  законодательства
Российской  Федерации  и проведение анализа реализации государственной
политики  в  установленной  сфере  деятельности, разрабатывает на этой
основе предложения по совершенствованию этой деятельности;
     6)  в  рамках своей компетенции участвует в организации работы по
систематизации  законодательства  Российской  Федерации  и  подготовке
Свода законов Российской Федерации;
     7)  проводит  юридическую  экспертизу  проектов законодательных и
иных   нормативных  правовых  актов,  вносимых  федеральными  органами
исполнительной  власти на рассмотрение Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации;
     8)  проводит правовую экспертизу концепций и проектов технических
заданий на разработку законопроектов;
     9) проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных
документов  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции Департамента, а
также   представленных   на  государственную  регистрацию  нормативных
правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти  и  иных
органов   в   случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,  в целях выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции;
     10)  готовит  проекты официальных отзывов и заключений на проекты
федеральных  конституционных  законов  и  федеральных законов, а также
проекты   поправок  к  ним  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции
Департамента;
     11)   разрабатывает   предложения   о  приоритетных  направлениях
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
     12)   обеспечивает   разработку   проекта  плана  законопроектной
деятельности  Правительства Российской Федерации на основе предложений
федеральных  органов  исполнительной власти и организаций о разработке
законопроектов;
     13)  обобщает  практику  подготовки  федеральными  министерствами
проектов    федеральных   конституционных   и   федеральных   законов,
осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
     14)   обеспечивает   координацию   работы   федеральных   органов
исполнительной  власти  по  подготовке  предложений  к  проекту  плана
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
     15)  обеспечивает  осуществление  контроля  за  исполнением плана
законопроектной   деятельности   Правительства   Российской  Федерации
федеральными органами исполнительной власти и организациями в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
     16)  подготавливает  отчеты  Правительству Российской Федерации о
выполнении    планов    законопроектной   деятельности   Правительства
Российской  Федерации  федеральными  органами  исполнительной власти и
организациями;
     17)  формирует  на  основе  предложений структурных подразделений
Минюста  России  проект  плана  Минюста  России по подготовке проектов
федеральных законов;
     18)   координирует   законопроектную   деятельность   структурных
подразделений Минюста России;
     19)  обеспечивает  участие представителей Минюста России в работе
палат  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  их  комитетов и
комиссий;
     20)  обеспечивает участие руководства Минюста России в заседаниях
Комиссии   Правительства   Российской   Федерации  по  законопроектной
деятельности  и  в  совещаниях у Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации;
     21)    осуществляет    информационно-аналитическое    обеспечение
руководства  Минюста России и структурных подразделений Минюста России
по  вопросам  законопроектной  деятельности  Правительства  Российской
Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации;
     22)  в  рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке
правовых   заключений  о  целесообразности  разработки  законопроектов
федеральными органами исполнительной власти;
     23) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых
актов  федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права,
свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой
статус  организаций  или  имеющих  межведомственный  характер, а также
актов   иных  органов  в  случаях,  предусмотренных  законодательством
Российской  Федерации,  в ходе которой проводит юридическую экспертизу
соответствия актов законодательству Российской Федерации;
     24)  ведет  Государственный  реестр  нормативных  правовых  актов
федеральных органов исполнительной власти;
     25)   осуществляет   проверку  деятельности  федеральных  органов
исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих
государственной регистрации;
     26)  ведет  контрольные  экземпляры  нормативных  правовых  актов
федеральных  органов исполнительной власти, подлежащих государственной
регистрации;
     27)  обобщает  практику  государственной  регистрации нормативных
правовых    актов    федеральных    органов   исполнительной   власти,
затрагивающих  права,  свободы  и  обязанности  человека и гражданина,
устанавливающих    правовой    статус    организаций    или    имеющих
межведомственный  характер,  готовит для представления Минюстом России
по   поручениям   Президента   Российской  Федерации  и  Правительства
Российской  Федерации соответствующую информацию Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации;
     28)  подготавливает  ежегодные  доклады Минюста России Президенту
Российской   Федерации   и  в  Правительство  Российской  Федерации  о
соблюдении  законности федеральными органами исполнительной власти при
принятии ими нормативных правовых актов;
     29)    осуществляет   подготовку   и   направление   в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам
исполнительной  власти  и  иным  органам  представлений  об отмене или
изменении  принятых  ими  нормативных  правовых  актов, противоречащих
Конституции   Российской   Федерации   и  законодательству  Российской
Федерации;
     30)  подготавливает  для представления в Правительство Российской
Федерации   предложения   об   отмене   или  приостановлении  действия
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в
случае    их    несоответствия   Конституции   Российской   Федерации,
международным  договорам  Российской  Федерации,  федеральным законам,
указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям
и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
     31) организует направление писем с запросами в федеральные органы
исполнительной  власти  о  представлении нормативных правовых актов на
государственную регистрацию;
     32) обеспечивает направление копий зарегистрированных нормативных
правовых   актов   федеральных   органов   исполнительной  власти  для
официального опубликования в редакцию "Российской газеты", в Бюллетень
нормативных    актов   федеральных   органов   исполнительной   власти
издательства   "Юридическая   литература"   Администрации   Президента
Российской  Федерации,  в Научно-технический центр правовой информации
"Система";
     33)  направляет  копии  зарегистрированных  нормативных  правовых
актов   федеральных   органов   исполнительной   власти   в   Институт
законодательства   и  сравнительного  правоведения  при  Правительстве
Российской  Федерации,  Научный  центр правовой информации при Минюсте
России и в другие адреса;
     34)   обеспечивает  осуществление  контроля  за  правильностью  и
своевременностью   опубликования  зарегистрированных  Минюстом  России
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
     35)  передает  сведения о нормативных правовых актах, применяемых
без   государственной   регистрации,  а  также  об  актах,  признанных
Верховным  Судом  Российской  Федерации  или  Высшим Арбитражным Судом
Российской  Федерации не соответствующими законодательству, в средства
массовой информации;
     36)  обеспечивает  реализацию  поручений заместителя Председателя
Правительства  Российской  Федерации  (в соответствии с распределением
обязанностей)  Минюсту  России  о  приостановке  регистрации  акта  до
принятия соответствующего решения;
     37) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых
актов  Минюста  России  в  целях  принятия  решения о необходимости их
государственной регистрации после подписания (утверждения);
     38)  проводит  юридическую  экспертизу нормативных правовых актов
субъектов  Российской  Федерации, поступивших на рассмотрение в Минюст
России,  по  поручению  Президента Российской Федерации, Правительства
Российской  Федерации,  письмам  федеральных  органов  государственной
власти,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации
должностных   лиц,  замещающих  государственные  должности  Российской
Федерации   и   субъектов  Российской  Федерации,  или  по  инициативе
Департамента   на  соответствие  Конституции  Российской  Федерации  и
федеральному законодательству;
     39)   организует   и  контролирует  деятельность  территориальных
органов   Минюста   России   по   проведению   юридической  экспертизы
нормативных   правовых   актов   субъектов   Российской  Федерации  на
соответствие   Конституции   Российской   Федерации   и   федеральному
законодательству;
     40)   организует   и  контролирует  деятельность  территориальных
органов Минюста России:
     по  государственному  учету  нормативных правовых актов субъектов
Российской  Федерации  -  ведению  федерального  регистра  нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации;
     по  государственной регистрации уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
     по   ведению   государственных   реестров  уставов  муниципальных
образований и муниципальных образований Российской Федерации;
     41)  проводит  юридическую экспертизу соглашений об осуществлении
международных   и   внешнеэкономических  связей  субъектов  Российской
Федерации;
     42)   подготавливает   проекты   распоряжений  Минюста  России  о
государственной  регистрации соглашений об осуществлении международных
и  внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации, а также
заключения  об  отказе  в  государственной  регистрации  или  возврате
соглашений без государственной регистрации;
     43)  осуществляет  методическое  обеспечение ведения федерального
регистра муниципальных нормативных правовых актов;
     44)  обеспечивает  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации  координацию  деятельности  органов  государственной  власти
Российской   Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации,  судебных
органов,  иных  субъектов  мониторинга  правоприменения, проводимого в
целях корректировки законодательства;
     45)   организует  и  осуществляет  работу  по  анализу  и  оценке
информации  о  подзаконных  нормативных  правовых актах, необходимость
принятия  которых  вытекает  из  федеральных конституционных законов и
федеральных  законов;  при выявлении фактов несвоевременной подготовки
или  принятия  нормативных  правовых  актов  обеспечивает подготовку и
направление   в   Правительство   Российской  Федерации  информации  о
допущенных нарушениях;
     46)   анализирует   судебную   практику   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  и  готовит предложения по изменению нормативных
правовых   актов  в  целях  приведения  их  в  соответствие  с  актами
Конституционного  Суда  Российской  Федерации,  а  также  по  принятию
нормативных  правовых  актов во исполнение актов Конституционного Суда
Российской Федерации;
     47)  осуществляет  подготовку  доклада  о  состоянии  и  практике
применения нормативных правовых актов в Российской Федерации;
     48)   обеспечивает   руководство   Минюста  России  аналитической
информацией   о   состоянии   законодательства  и  правоприменительной
практики;
     49)   осуществляет   систематизированный   учет   поступивших  на
государственную  регистрацию  нормативных  правовых актов, в том числе
прошедших  государственную  регистрацию, в государственной регистрации
которых    отказано,   не   требующих   государственной   регистрации,
возвращенных без регистрации, и их хранение;
     50)  в  пределах  компетенции  Департамента  принимает  участие в
разработке  форм  статистической  отчетности  и  документов первичного
учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
     51)   проводит   проверку  деятельности  территориальных  органов
Минюста России по вопросам юридической экспертизы нормативных правовых
актов  субъектов  Российской  Федерации, ведению федерального регистра
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регистрации
уставов  муниципальных  образований  и  муниципальных правовых актов о
внесении  изменений  в  эти  уставы,  ведению государственных реестров
уставов   муниципальных   образований   и   муниципальных  образований
Российской Федерации;
     52)  в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению
достижений  науки,  техники  и  положительного  опыта  в  деятельность
территориальных органов Минюста России;
     53) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и
ведению   специализированных   баз   данных   правовой   информации  в
соответствии   с   единой   технической  политикой  в  сфере  правовой
информатизации России;
     54)  осуществляет представление и защиту интересов Минюста России
и  Правительства  Российской  Федерации в судах Российской Федерации и
других органах по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     55)    осуществляет   рассмотрение   обращений   граждан,   писем
федеральных  органов исполнительной власти, иных органов и организаций
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
     56)    осуществляет    организационно-методическое    руководство
деятельностью  территориальных  органов  Минюста  России  по вопросам,
отнесенным к ведению Департамента;
     57)   участвует   в   мероприятиях   по   повышению  квалификации
федеральных   государственных   гражданских  служащих  территориальных
органов  Минюста  России по вопросам проведения юридической экспертизы
нормативных    правовых    актов   субъектов   Российской   Федерации,
государственной   регистрации   уставов  муниципальных  образований  и
муниципальных  правовых  актов  о  внесении  изменений  в  эти уставы,
ведения  федерального  регистра  нормативных  правовых актов субъектов
Российской  Федерации,  государственных реестров уставов муниципальных
образований и муниципальных образований Российской Федерации;
     58)   осуществляет  иные  полномочия,  отнесенные  к  компетенции
Департамента  законодательными  и  иными нормативными правовыми актами
Российской  Федерации,  а  также нормативными правовыми актами Минюста
России.
     
                     III. Организация деятельности
                                   
     7.  Департамент возглавляет директор Департамента законопроектной
деятельности  и  регистрации  ведомственных нормативных правовых актов
(далее  -  Директор),  назначаемый  на  должность  и  освобождаемый от
должности приказом Минюста России.
     Директор  подчиняется  Министру  юстиции  Российской Федерации, а
также заместителю Министра, курирующему Департамент.
     Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом,
несет   персональную  ответственность  за  выполнение  возложенных  на
Департамент  задач  и  реализацию  полномочий, соблюдение федеральными
государственными    гражданскими    служащими    Департамента   режима
секретности, состояние служебной дисциплины.
     Директор   имеет   заместителей,   назначаемых   на  должность  и
освобождаемых  от  должности приказами Минюста России по представлению
Директора.
     8.  Для  решения  предусмотренных  настоящим  Положением  задач и
осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
     1)   по   вопросам,   относящимся   к  компетенции  Департамента,
представляет  по  доверенности  или  по  поручению руководства Минюста
России  интересы  Минюста  России  в  органах  государственной власти,
государственных,     общественных    организациях    и    судах,    во
взаимоотношениях  с  должностными  лицами  органов  власти иностранных
государств,  иностранных  и  международных  организаций;  участвует  в
работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных
комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
     2)  осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и
письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
организует  и  контролирует  своевременное и качественное рассмотрение
федеральными   государственными  гражданскими  служащими  Департамента
обращений  и  писем,  а  также  полноту  и  законность принятых по ним
решений;
     3)  в  рамках  полномочий,  установленных  нормативными правовыми
актами   Минюста   России,   запрашивает  и  получает  от  структурных
подразделений,  территориальных  органов и федеральных государственных
учреждений  Минюста России документы, необходимые для принятия решений
по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с
этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
     4)  привлекает  в необходимых случаях в установленном порядке для
выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента,
ученых,  специалистов  и работников федеральных органов исполнительной
власти;
     5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует
в подготовке должностных регламентов;
     6) утверждает положения об отделах Департамента;
     7)   вносит   предложения   по  изменению  структуры  и  штатного
расписания  центрального  аппарата  Минюста России в части, касающейся
Департамента;
     8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности
Департамента,  его  эффективное  взаимодействие с другими структурными
подразделениями    Минюста   России,   территориальными   органами   и
федеральными    государственными    учреждениями    Минюста    России,
структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     9)   вносит   предложения   в   планы   основных  организационных
мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
     10)  вносит  предложения  о назначении на должности и включении в
кадровый  резерв,  перемещении, освобождении от должности, аттестации,
направлении на профессиональную переподготовку, повышение квалификации
и  стажировку,  в  том  числе  за рубежом, федеральных государственных
гражданских  служащих  Департамента,  а также о присвоении им классных
чинов,  о  награждении государственными и ведомственными наградами, их
поощрении  и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе
увольнении;  включении  их в состав рабочих групп, комиссий, а также о
направлении в служебные командировки;
     11)       проводит      совещания,      семинары      и      иные
организационно-методические  мероприятия  по  вопросам,  отнесенным  к
компетенции Департамента;
     12)  в  соответствии  с  установленным  в Минюсте России порядком
делопроизводства  визирует  организационно-распорядительные документы,
контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
     13)   пользуется   иными   правами,   предоставленными  Директору
законодательными  и  иными  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
     9.    Для   решения   наиболее   важных   вопросов   деятельности
Департамента,  осуществления  контроля  за выполнением планов работы и
поручений  руководства  Минюста России, а также обмена опытом работы в
Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
     Решения,   принятые   на   оперативном   совещании,   оформляются
протоколом  и  являются  обязательными для федеральных государственных
гражданских служащих Департамента.
     10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего
и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
     11.  В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один
из его заместителей.
     12.   Делопроизводство   и   мероприятия  по  обеспечению  режима
секретности   в   Департаменте   осуществляются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Минюста России.
     13.    Департаменту    передаются    в    установленном   порядке
соответствующие  материальные  и технические средства, необходимые для
своевременной   и   качественной   реализации   возложенных   на  него
полномочий,   а   также   обеспечивается   доступ   к  соответствующим
информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.
Оглавление