О ПРАВОМЕРНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ ЕСН, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, РАССМОТРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ П. 2 СТ. 346.2 НК РФ НА ПРЕДМЕТ СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В НЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.09.09 03-04-06-02/66

            О ПРАВОМЕРНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНИЖЕННОЙ 
         СТАВКИ ЕСН, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - 
       СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, РАССМОТРЕНИЯ 
       ПОЛОЖЕНИЙ П. 2 СТ. 346.2 НК РФ НА ПРЕДМЕТ СОДЕРЖАЩЕГОСЯ 
               В НЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО 
                         ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          7 сентября 2009 г. 
                           N 03-04-06-02/66

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  отнесения  организации,  занимающейся  выловом  и
реализацией  рыбы, к сельскохозяйственным товаропроизводителям с целью
применения   пониженных   ставок   единого   социального  налога  и  в
соответствии  со  ст.  34.2  Налогового  кодекса  Российской Федерации
(далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     В соответствии со ст. 241 гл. 24 Кодекса для налогоплательщиков -
сельскохозяйственных   товаропроизводителей,   отвечающих   критериям,
указанным  в  п.  2  ст.  346.2 Кодекса, применяются пониженные ставки
единого социального налога.
     Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2008
г.)     сельскохозяйственными    товаропроизводителями    признавались
организации    и    индивидуальные    предприниматели,    производящие
сельскохозяйственную   продукцию,   осуществляющие   ее   первичную  и
последующую  (промышленную)  переработку  (в том числе на арендованных
основных  средствах)  и  реализующие эту продукцию, при условии, что в
общем  доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и
индивидуальных    предпринимателей    доля    дохода   от   реализации
произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее
первичной  переработки,  произведенную  ими  из  сельскохозяйственного
сырья  собственного  производства, составляет не менее 70 процентов, а
также       сельскохозяйственные      потребительские      кооперативы
(перерабатывающие,  сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие,
огороднические,    животноводческие),    признаваемые    таковыми    в
соответствии    с    Федеральным   законом   "О   сельскохозяйственной
кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной
продукции   собственного   производства  членов  данных  кооперативов,
включая   продукцию   первичной   переработки,  произведенную  данными
кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства
членов  этих  кооперативов,  а  также от выполненных работ (услуг) для
членов  данных  кооперативов  составляет  в общем доходе от реализации
товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
     К   сельскохозяйственным  товаропроизводителям  относились  также
градо-  и  поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации,
численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними
членов  семей  составляет  не  менее  половины  численности  населения
соответствующего  населенного  пункта,  которые  эксплуатируют  только
находящиеся   у  них  на  праве  собственности  рыбопромысловые  суда,
зарегистрированы   в  качестве  юридического  лица  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной
ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических
ресурсов  составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего
объема реализуемой ими продукции.
     Таким образом, по нашему мнению, если организация, осуществляющая
вылов  рыбы,  соответствовала  критериям,  указанным в абз. 2 п. 2 ст.
346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2008 г.), то она могла быть
признана  сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях применения
гл. 24 Кодекса.
     Согласно  п.  2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действующей с 2009
г.) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации
и  индивидуальные  предприниматели,  производящие сельскохозяйственную
продукцию,  осуществляющие  ее  первичную и последующую (промышленную)
переработку  (в  том  числе  на  арендованных  основных  средствах)  и
реализующие  эту  продукцию,  при  условии,  если  в  общем  доходе от
реализации  товаров  (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных
предпринимателей   доля   дохода   от   реализации  произведенной  ими
сельскохозяйственной   продукции,   включая   продукцию  ее  первичной
переработки,   произведенную   ими   из   сельскохозяйственного  сырья
собственного  производства,  составляет не менее 70 процентов, а также
сельскохозяйственные  потребительские  кооперативы  (перерабатывающие,
сбытовые  (торговые),  снабженческие,  садоводческие,  огороднические,
животноводческие),  признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным
законом  от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у
которых  доля  доходов  от  реализации  сельскохозяйственной продукции
собственного   производства   членов   данных   кооперативов,  включая
продукцию  первичной  переработки, произведенную данными кооперативами
из  сельскохозяйственного  сырья собственного производства членов этих
кооперативов,  а  также от выполненных работ (услуг) для членов данных
кооперативов  составляет  в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) не менее 70 процентов.
     Что  касается  применения  пониженных  ставок единого социального
налога  в  2009  г.,  то, учитывая положения п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в
редакции,  действующей  с  2009 г.), организации, занимающиеся выловом
рыбы,   не   относятся   с   текущего   года   к  сельскохозяйственным
товаропроизводителям в целях гл. 24 Кодекса.
     Вместе  с тем обращаем внимание, что понятие сельскохозяйственной
продукции  для  целей  применения  гл. 26.1 Кодекса (в том числе и для
целей  применения  п.  2  ст.  346.2  Кодекса)  дано  в п. 3 ст. 346.2
Кодекса,  согласно которому к сельскохозяйственной продукции относятся
в  том  числе  уловы  водных  биологических  ресурсов,  рыбная  и иная
продукция  из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. п. 4
и  5  ст.  333.3 Кодекса, а также уловы водных биологических ресурсов,
добытых  (выловленных)  за пределами исключительной экономической зоны
Российской   Федерации  в  соответствии  с  международными  договорами
Российской   Федерации  в  области  рыболовства  и  сохранения  водных
биологических   ресурсов,   рыбная   и  иная  произведенная  на  судах
рыбопромыслового  флота  продукция  из  водных биологических ресурсов,
добытых  (выловленных)  за пределами исключительной экономической зоны
Российской   Федерации  в  соответствии  с  международными  договорами
Российской   Федерации  в  области  рыболовства  и  сохранения  водных
биологических ресурсов.
     Учитывая изложенное, а также п. 7 ст. 3 Кодекса, в соответствии с
которым  все  неустранимые  сомнения,  противоречия  и неясности актов
законодательства    о    налогах   и   сборах   толкуются   в   пользу
налогоплательщика,  полагаем,  что при решении поставленного вопроса о
применении    пониженной    ставки    единого    социального   налога,
предусмотренной   п.  1  ст.  241  Кодекса  для  налогоплательщиков  -
сельскохозяйственных  товаропроизводителей,  по нашему мнению, следует
руководствоваться  положениями  п.  2  ст. 346.2 Кодекса, рассматривая
содержащееся      в      нем     определение     сельскохозяйственного
товаропроизводителя с учетом п. 3 указанной статьи.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.
                                                                      
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
7 сентября 2009 г. 
N 03-04-06-02/66