О ПРАВОМЕРНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ ЕСН, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, РАССМОТРЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ П. 2 СТ. 346.2 НК РФ НА ПРЕДМЕТ СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В НЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 сентября 2009 г. N 03-04-06-02/66 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения организации, занимающейся выловом и реализацией рыбы, к сельскохозяйственным товаропроизводителям с целью применения пониженных ставок единого социального налога и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии со ст. 241 гл. 24 Кодекса для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 Кодекса, применяются пониженные ставки единого социального налога. Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2008 г.) сельскохозяйственными товаропроизводителями признавались организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов. К сельскохозяйственным товаропроизводителям относились также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции. Таким образом, по нашему мнению, если организация, осуществляющая вылов рыбы, соответствовала критериям, указанным в абз. 2 п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2008 г.), то она могла быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях применения гл. 24 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действующей с 2009 г.) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов. Что касается применения пониженных ставок единого социального налога в 2009 г., то, учитывая положения п. 2 ст. 346.2 Кодекса (в редакции, действующей с 2009 г.), организации, занимающиеся выловом рыбы, не относятся с текущего года к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях гл. 24 Кодекса. Вместе с тем обращаем внимание, что понятие сельскохозяйственной продукции для целей применения гл. 26.1 Кодекса (в том числе и для целей применения п. 2 ст. 346.2 Кодекса) дано в п. 3 ст. 346.2 Кодекса, согласно которому к сельскохозяйственной продукции относятся в том числе уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 Кодекса, а также уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Учитывая изложенное, а также п. 7 ст. 3 Кодекса, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что при решении поставленного вопроса о применении пониженной ставки единого социального налога, предусмотренной п. 1 ст. 241 Кодекса для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 346.2 Кодекса, рассматривая содержащееся в нем определение сельскохозяйственного товаропроизводителя с учетом п. 3 указанной статьи. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 7 сентября 2009 г. N 03-04-06-02/66 |