Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на имущество организаций воздушных (морских) судов, арендованных российскими организациями, базируемых и эксплуатируемых на территории Российской Федерации, принадлежащих иностранной организации, зарегистрированной в государстве, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и сообщает. В соответствии со ст. 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом согласно ст. 373 Налогового кодекса деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В соответствии с Комментариями к Модели Конвенции по налогам на доходы и капитал ОЭСР установлено, что права налогообложения должны принадлежать тому договаривающемуся государству, в котором находится фактический руководящий орган предприятия. Прибыль, полученная от аренды воздушных судов, должна рассматриваться как прибыль от перевозок пассажиров и грузов. Что касается вопроса об образовании постоянного представительства иностранной компании от сдачи в аренду воздушного или морского судна, то необходимо отметить, что данный вид деятельности регулируется или статьями "международные перевозки" межправительственных соглашений, или ст. 309 Налогового кодекса, если данные соглашения отсутствуют. Пунктом 7 ст. 309 Налогового кодекса установлено, что доходы от предоставления в аренду воздушных и морских судов, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, в соответствии с особенностями, установленными ст. 310 Налогового кодекса. Следовательно, деятельность иностранной организации, связанная со сдачей в аренду воздушных и морских судов российской организации, не образует постоянного представительства. В то же время п. 3 ст. 374 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности. Подлежащие государственной регистрации воздушные (морские) суда на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к недвижимым вещам, если иное не предусмотрено международными договорами. Действующие международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества предусматривают, что термин "недвижимое имущество" должен иметь то значение, которое он имеет по законодательству того Договаривающегося государства, в котором находится рассматриваемое имущество. При этом морские и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества. Кроме того, в соответствии с Общей частью Модельного налогового кодекса для государств - участников СНГ (далее - Модельный кодекс), принят на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 31.05.2007 N 28-9), недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, дома, квартиры, гаражи и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с п. 2 ст. 13 Общей части Модельного кодекса. Морские и воздушные суда также не рассматриваются в качестве недвижимого имущества. Пунктом 2 ст. 375 Налогового кодекса установлено, что налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Также определено, что уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов. В соответствии с действующими нормативными актами учет и техническая инвентаризация осуществляются исключительно в отношении объектов градостроительной деятельности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" (далее - Постановление) определено, что государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета. Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, в том числе их инвентаризационной стоимости, во исполнение п. 5 данного Постановления утвержден Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67. Таким образом, исходя из положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса к недвижимому имуществу в целях налогообложения относятся объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, и подлежащие государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Следовательно, в отношении морских и воздушных судов, принадлежащих на праве собственности иностранным организациям, не имеющим постоянных представительств на территории Российской Федерации, нормы п. 3 ст. 374 Налогового кодекса не применяются. Учитывая изложенное, морские и воздушные суда могут облагаться налогом на имущество организаций только при наличии постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации. Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 18 ст. 381 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 20 января 2009 г. N 03-05-04-01/07 |