БАНК ИМЕЕТ ВСТУПИВШЕЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЕ СУДА, ПО КОТОРОМУ ПРИСУЖДЕНЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЗЫСКАНИЮ В ПОЛЬЗУ БАНКА СУММЫ ОСНОВНОГО ДОЛГА, ПРОЦЕНТОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ, НЕ ПОГАШЕННОМУ В УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК. БАНКОМ ПОЛУЧЕНЫ АКТЫ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ИМУЩЕСТВА У ЗАЛОГОДАТЕЛЯ И ПОРУЧИТЕЛЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ОКОНЧАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. МОЖЕТ ЛИ БАНК В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 266 НК РФ ПРИЗНАТЬ СУММЫ ПРИСУЖДЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ БЕЗНАДЕЖНЫМ ДОЛГОМ И ВКЛЮЧИТЬ ИХ В СОСТАВ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/165 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания в целях налогообложения прибыли организаций безнадежной задолженности в виде присужденных судом штрафов и пеней по кредитам и сообщает следующее. В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Таким образом, Кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли. К таким основаниям относятся: - истечение установленного срока исковой давности; - невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством; - невозможность исполнения на основании акта государственного органа; - ликвидация организации-должника. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом. При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Таким образом, учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от 07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность в виде присужденных судом штрафов и пеней по кредиту, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и подлежит списанию в общеустановленном порядке. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 9 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/165 |