В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 322 НК РФ В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО 01.01.2009, НА 01.01.2002 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫДЕЛИЛА В ОТДЕЛЬНУЮ АМОРТИЗАЦИОННУЮ ГРУППУ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ОС), ФАКТИЧЕСКИЙ СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫХ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЙ СТ. 258 НК РФ. СПИСАНИЕ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРОИЗВОДИЛОСЬ РАВНОМЕРНО В ТЕЧЕНИЕ СЕМИ ЛЕТ. НА 01.01.2009 ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ДАННЫХ ОС РАВНА НУЛЮ. В ЯНВАРЕ 2009 Г. ПРОИЗВЕДЕНА МОДЕРНИЗАЦИЯ ОС, ВКЛЮЧЕННОГО В ЭТУ АМОРТИЗАЦИОННУЮ ГРУППУ, ПРИ ЭТОМ ЕГО СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ УВЕЛИЧИЛСЯ. КАКОВ ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПО УКАЗАННОМУ ОС В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/76 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке начисления амортизации в отношении модернизированных основных средств, которые по состоянию на 1 января 2002 г. были выделены в отдельную амортизационную группу, и сообщает следующее. На основании п. 1 ст. 322 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 Кодекса, на 1 января 2002 г. выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления в силу гл. 25 Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Указанное положение ст. 257 Кодекса применяется также и в отношении основных средств, стоимость которых была полностью списана в налоговом учете через начисление амортизации. В случае модернизации таких основных средств сумма расходов на модернизацию сформирует их остаточную стоимость. Согласно положениям абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса. Учитывая изложенное, считаем, что в отношении имущества, выделенного в отдельную амортизационную группу по состоянию на 1 января 2002 г., после произведенной в январе 2009 г. модернизации следует продолжать начисление амортизации до полного списания их стоимости в налоговом учете в соответствии с установленным на 1 января 2002 г. порядком амортизации данного имущества (исходя из ежемесячно начисляемых по такому имуществу сумм амортизации). Организация также имеет право единовременно включить в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, сумму, не превышающую 10 процентов от расходов, которые понесены в результате модернизации данного основного средства. Сумму в размере не более 30 процентов расходов на модернизацию включить в состав расходов в данном случае нельзя, поскольку амортизационная премия в размере 30 процентов предусмотрена только для основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 8 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/76 |