ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДС И НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ ДАННЫМ НАЛОГОМ, А ТАКЖЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ, МЕСТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ. В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ П. 4 СТ. 170 НК РФ СЛЕДУЕТ ЛИ В СОСТАВЕ 5%. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.09.09 03-07-11/223

            ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДС И НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ ДАННЫМ НАЛОГОМ, А
         ТАКЖЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ, МЕСТОМ РЕАЛИЗАЦИИ
       КОТОРЫХ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ТЕРРИТОРИЯ РФ. В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
         П. 4 СТ. 170 НК РФ СЛЕДУЕТ ЛИ В СОСТАВЕ 5% УЧИТЫВАТЬ
           РАСХОДЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ, МЕСТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ
            ТЕРРИТОРИЯ РФ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ И ОСВОБОЖДАЕМЫХ ОТ
                         НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         14 сентября 2009 г.
                            N 03-07-11/223

                                 (Д)


     В связи  с  письмом  об учете налога на добавленную стоимость при
одновременном осуществлении операций,  подлежащих налогообложению и не
облагаемых  этим налогом,  а также операций по оказанию услуг,  местом
реализации которых  не  признается  территория  Российской  Федерации,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
     На основании п. 4 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс),  если налогоплательщиком осуществляются операции, не
подлежащие  налогообложению  (освобождаемые  от  налогообложения),   и
операции,  подлежащие  налогообложению,  налогоплательщик обязан вести
раздельный учет  таких  операций  для  целей  раздельного  учета  сумм
налога, не подлежащих и подлежащих вычету.
     Согласно пп.  2 п.  2 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную
стоимость   по   товарам   (работам,   услугам),   приобретенным   для
осуществления операций,  не подлежащих налогообложению  (освобождаемых
от налогообложения) этим налогом, а также местом реализации которых не
признается территория Российской Федерации,  учитываются  в  стоимости
таких товаров (работ, услуг).
     Кроме того,  п.  4  ст.  170  Кодекса  предусмотрена  обязанность
ведения  раздельного  учета  сумм  налога  на добавленную стоимость по
приобретенным  товарам  (работам,  услугам)  в  случаях  осуществления
налогоплательщиком     операций,    подлежащих    налогообложению    и
освобождаемых от налогообложения.
     Согласно нормам указанного п.  4 ст.  170 Кодекса суммы налога на
добавленную стоимость по товарам (работам,  услугам), используемым для
осуществления   операций,   как   подлежащих  налогообложению,  так  и
освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются
в  стоимости приобретаемых товаров (работ,  услуг) в той пропорции,  в
которой они используются для производства и реализации товаров (работ,
услуг),  операции  по  реализации которых подлежат налогообложению или
освобождаются от налогообложения.
     Указанная пропорция  определяется исходя из стоимости отгруженных
товаров  (работ,  услуг),  операции  по  реализации  которых  подлежат
налогообложению  (освобождены  от налогообложения),  в общей стоимости
товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
     Если в  течение  налогового  периода наряду с операциями,  местом
реализации которых территория Российской  Федерации  не  признается  и
освобождаемыми от налогообложения, осуществлялись операции, подлежащие
налогообложению,  но при этом расходы на операции,  местом  реализации
которых  территория Российской Федерации не признается и освобождаемые
от налогообложения,  составили менее 5 процентов, раздельный учет сумм
налога  на добавленную стоимость на основании положений вышеуказанного
п. 4 ст. 170 Кодекса может не производиться.
     Одновременно сообщаем,   что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N  03-02-07/2-138  направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
14 сентября 2009 г.
N 03-07-11/223