ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ МОРСКИХ СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ ДЛЯ ВЫЛОВА И ПЕРЕРАБОТКИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.06.09 03-07-08/119

            ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ОБЪЕКТОМ 
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС УСЛУГ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ МОРСКИХ 
           СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ ДЛЯ ВЫЛОВА И ПЕРЕРАБОТКИ ВОДНЫХ 
        БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 
          ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ 
        ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В 2005 - 2006 ГГ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            3 июня 2009 г. 
                            N 03-07-08/119
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг
по  сдаче  в  аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки
водных  биологических  ресурсов  в  исключительной  экономической зоне
Российской  Федерации,  оказываемых российской организацией российским
организациям в 2005 - 2006 гг., и сообщает следующее.
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено,
что   объектом   налогообложения   налогом  на  добавленную  стоимость
признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации.
     Порядок  определения  места  реализации  работ  (услуг)  в  целях
применения  налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148
Кодекса.
     Согласно  нормам  ст.  148 Кодекса в редакции, действовавшей до 1
января 2006 г., место реализации услуг по предоставлению в пользование
морских  судов по договору аренды с экипажем определялось на основании
пп.  5  п. 1 данной статьи Кодекса по месту осуществления деятельности
организации, оказывающей такие услуги.
     Таким  образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских
судов  с  экипажем  для  вылова  и  переработки  водных  биологических
ресурсов  в  исключительной  экономической  зоне Российской Федерации,
оказываемых российской организацией российским организациям в 2005 г.,
признавалась   территория  Российской  Федерации  и  указанные  услуги
подлежали   налогообложению   налогом   на   добавленную  стоимость  в
соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.
     Федеральным  законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений
в  главу  21  части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о
признании  утратившими силу отдельных положений актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января
2006  г.,  в  ст.  148  Кодекса  внесены изменения, уточняющие порядок
определения  места  реализации  услуг  при предоставлении транспортных
средств (включая морские суда) по договору фрахтования.
     Так,   согласно  пп.  4.1  п.  1  ст.  148  Кодекса  в  редакции,
действующей  после  1  января  2006  г.,  местом  реализации  услуг по
предоставлению  морских судов по договору фрахтования (включая договор
аренды   с   экипажем),   предполагающему  перевозку  на  этих  судах,
признается   территория   Российской  Федерации,  если  данные  услуги
оказываются  российской организацией и пункт отправления и (или) пункт
назначения  находятся  на  территории Российской Федерации. При этом в
соответствии  с  пп.  5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации
услуг,  непосредственно  связанных с фрахтованием и не перечисленных в
указанном  пп.  4.1  п.  1  ст.  148  Кодекса,  территория  Российской
Федерации   не   признается.   Поэтому   местом  реализации  услуг  по
предоставлению  морских  судов с экипажем во временное пользование для
осуществления  видов  деятельности  за пределами территории Российской
Федерации,   не  перечисленных  в  пп.  4.1  п.  1  ст.  148  Кодекса,
оказываемых   российскими   организациями   российским   организациям,
территория Российской Федерации не признается.
     Необходимо   отметить,   что  на  основании  ст.  67  Конституции
Российской  Федерации  территория Российской Федерации включает в себя
территории  ее  субъектов,  внутренние  воды и территориальное море, а
также  воздушное  пространство  над  ними.  При  этом  согласно  ст. 2
Федерального  закона  от  31.07.1998  N  155-ФЗ  "О внутренних морских
водах,  территориальном  море  и прилежащей зоне Российской Федерации"
под   территориальным   морем   понимается  примыкающий  к  сухопутной
территории  или  к  внутренним  морским  водам морской пояс шириной 12
морских миль.
     В  соответствии  со  ст.  1  Федерального  закона от 17.12.1998 N
191-ФЗ  "Об  исключительной  экономической  зоне Российской Федерации"
исключительной   экономической  зоной  Российской  Федерации  является
морской   район,   находящийся   за  пределами  территориального  моря
Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
     Таким   образом,  исключительная  экономическая  зона  Российской
Федерации не является территорией Российской Федерацией.
     Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по
сдаче  в  аренду  морских  судов  с  экипажем для вылова и переработки
водных  биологических  ресурсов  в  исключительной  экономической зоне
Российской  Федерации,  оказываемых российской организацией российским
организациям   в   2006   г.,   территория   Российской  Федерации  не
признавалась  и  указанные  услуги объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость в Российской Федерации не являлись.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
3 июня 2009 г. 
N 03-07-08/119