КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, АРЕНДОВАННЫХ У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.06.09 03-03-06/2/131

            КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА 
          НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ 
       СРЕДСТВ, АРЕНДОВАННЫХ У ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            7 июня 2009 г. 
                           N 03-03-06/2/131
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке учета для целей налогообложения расходов
на ремонт основных средств и сообщает следующее.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируются порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ст.  8  ч.  1  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
     Одновременно  сообщаем,  что  в  соответствии  со ст. 260 Кодекса
расходы  на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком,
рассматриваются   как   прочие   расходы   и   признаются   для  целей
налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, в размере фактических затрат.
     Указанное положение ст. 260 Кодекса применяется также в отношении
расходов  арендатора  амортизируемых  основных средств, если договором
(соглашением)    между   сторонами   возмещение   указанных   расходов
арендодателем не предусмотрено.
     При  этом  расходы  на  ремонт  основных  средств,  не являющихся
амортизируемым  имуществом  в налоговом учете арендодателя (имущество,
арендованное  у  налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые
режимы,  физических  лиц  и  др.),  по мнению Департамента, могут быть
учтены  для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп.
49  п.  1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и
документально подтверждены надлежащим образом.
     Учитывая   изложенное,   расходы   на  ремонт  основных  средств,
арендованных   у   индивидуального   предпринимателя,   не  подлежащие
компенсации   арендодателем,  учитываются  для  целей  налогообложения
прибыли   организаций   в  составе  прочих  расходов  при  условии  их
соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
7 июня 2009 г. 
N 03-03-06/2/131