ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБЛАГАЕМУЮ ЕНВД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В СВЯЗИ С КРИЗИСОМ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИОСТАНОВИТЬ ЕЕ ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ ДОХОДОВ. КАКОВ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕНВД В УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ? ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, УПЛАЧИВАЮЩИЕ ЕНВД, НА СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 сентября 2009 г. N 03-11-09/313 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел коллективное письмо предпринимателей малого бизнеса по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании представленной информации сообщает следующее. В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика. Статьей 346.27 Кодекса определено, что вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления. В случае приостановления на неопределенный срок ведения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик вправе подать заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход. До снятия с учета налогоплательщик обязан уплачивать единый налог на вмененный доход независимо от длительности периода приостановления деятельности. Согласно п. 3 ст. 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Статьей 346.26 Кодекса предусмотрено, что уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности освобождает от обязанности по уплате нескольких налогов, в том числе налога на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Предоставление социальных налоговых вычетов применяется только к доходам налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. В связи с этим на доходы, по которым индивидуальный предприниматель уплачивает единый налог на вмененный доход, указанные вычеты не распространяются. Одновременно обращаем внимание, что в случае, если налогоплательщик единого налога на вмененный доход одновременно получает и другие доходы (от иной деятельности), подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, то он вправе уменьшить сумму таких доходов на социальные налоговые вычеты. Согласно п. 6 ст. 346.29 Кодекса при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2. Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса, в том числе величину доходов налогоплательщиков и особенность ведения предпринимательской деятельности. При этом согласно п. 7 ст. 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Таким образом, для решения вопроса об установлении оптимальной нагрузки налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 сентября 2009 г. N 03-11-09/313 |