ОРГАНИЗАЦИЯ-АРЕНДОДАТЕЛЬ ПЛАНИРУЕТ ВКЛЮЧАТЬ В ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ ПУНКТ ОБ ОСОБОМ СПОСОБЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ АРЕНДАТОРОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВНЕСЕНИЕ АРЕНДАТОРОМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ СУММЫ НА СЧЕТ АРЕНДОДАТЕЛЯ, КОТОРУЮ АРЕНДОДАТЕЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.09.09 03-07-11/231

            ОРГАНИЗАЦИЯ-АРЕНДОДАТЕЛЬ ПЛАНИРУЕТ ВКЛЮЧАТЬ В
         ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ ПУНКТ ОБ ОСОБОМ СПОСОБЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
             ИСПОЛНЕНИЯ АРЕНДАТОРОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, КОТОРЫЙ
          ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВНЕСЕНИЕ АРЕНДАТОРОМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ
             ДЕНЕЖНОЙ СУММЫ НА СЧЕТ АРЕНДОДАТЕЛЯ, КОТОРУЮ
             АРЕНДОДАТЕЛЬ ВПРАВЕ ЗАЧЕСТЬ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ
       ЗАДОЛЖЕННОСТИ АРЕНДАТОРА В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ АРЕНДАТОР ПОСЛЕ
        ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ЛИБО ЕГО ДОСРОЧНОГО
           РАСТОРЖЕНИЯ НЕ ИСПОЛНИТ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД
         АРЕНДОДАТЕЛЕМ (НАПРИМЕР, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ
         УБЫТКОВ). ПО ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ АРЕНДАТОРА ДАННАЯ
             СУММА МОЖЕТ БЫТЬ ЗАЧТЕНА В СЧЕТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
         ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО НОВОМУ ДОГОВОРУ АРЕНДЫ, ЗАКЛЮЧЕННОМУ
         ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕГО
            ДОГОВОРА, БЕЗ ВОЗВРАТА ЕЕ НА СЧЕТ АРЕНДАТОРА.
         ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ ДАННАЯ СУММА В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС И
                          НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         17 сентября 2009 г.
                            N 03-07-11/231

                                 (Д)

     В связи  с  письмом  по вопросам применения налога на добавленную
стоимость  и  налога  на  прибыль  организаций  в  отношении  денежных
средств,  полученных  арендодателем  от  арендатора в качестве особого
способа обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных условиями
договора  аренды,  Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает.
     Согласно пп.  2  п.  1  ст.  162  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - Кодекс) в налоговую базу по налогу  на  добавленную
стоимость  включаются полученные налогоплательщиком денежные средства,
связанные с  оплатой  реализованных  этим  налогоплательщиком  товаров
(работ, услуг).
     По нашему мнению,  денежные средства, получаемые арендодателем от
арендатора   в   качестве   особого   способа  обеспечения  исполнения
обязательств,  предусмотренных условиями договора аренды,  в том числе
обязательств  по  оплате  услуг  по  аренде  (далее  - обеспечительный
платеж),  следует относить к денежным средствам,  связанным с  оплатой
услуг.   В  связи  с  этим  суммы  обеспечительного  платежа  подлежат
включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
     В случае  если  обеспечительный  платеж  по  предыдущему договору
аренды  засчитывается  в  счет  обеспечительного  платежа  по   новому
договору  аренды,  сумма налога на добавленную стоимость,  исчисленная
арендодателем при его получении,  к вычету не принимается на основании
п.  5 ст.  172 Кодекса, поскольку обеспечительный платеж арендатору не
возвращается.  При  этом  начислять  налог  на  добавленную  стоимость
повторно   на   сумму  обеспечительного  платежа,  зачтенного  в  счет
обеспечительного платежа по новому договору аренды,  по нашему мнению,
не следует.
     Что касается налога на прибыль организаций,  то согласно пп. 2 п.
1  ст.  251  Кодекса при получении арендодателем от арендатора платежа
для обеспечения исполнения обязательств при условии возврата указанных
сумм      после      истечения     срока     договора     аренды     у
налогоплательщика-арендодателя не возникает доходов,  учитываемых  при
исчислении налогооблагаемой прибыли.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
17 сентября 2009 г.
N 03-07-11/231