О РАЗЪЯСНЕНИИ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 427 (В РЕДАКЦИИ ОТ 8 АПРЕЛЯ 2009 Г. N 123) "ОБ УСЛОВИЯХ ДОПУСКА ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 18 августа 2009 г. N 13498-АП/Д05 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА 17 августа 2009 г. N АЦ/27508 (Д) В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан Приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427" (далее - Приказ N 123). В связи с поступающими вопросами о применении Приказа N 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам. Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения? Ответ. Приказ N 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 Приказа. До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь. Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий: 1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона; 2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе); 3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства; 4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения. Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях: - заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона; - если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа и происходящих из иностранных государств; - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена; - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д. Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств? Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 Приказа N 427). До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15-процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта. В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15-процентного коэффициента. Пример. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей. Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей. Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей. Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые. Критерии оценки: 80% - цена контракта (K = 0,8); h 20% - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (K = 0,2). a Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта": Для поставщиков, предлагающих российские товары: Bh = K x (H - H ) / H i h max i max Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения: Bh = K x (H - H x 1,15) / H h h max i max При этом, если H x 1,15 > H , то Bh принять равным нулю. i max i где: Bh - рейтинг, присуждаемый i-й заявке на участие в конкурсе по i критерию "цена контракта"; H - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в max конкурсной документации; H - предложение i-го участника конкурса по цене контракта; i K - весовой коэффициент критерия "цена контракта". h Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется: Bh = K x (H - H ) / H = 0,8 x (1 000 000 - 800 000) "1" h max "1" max / 1 000 000 = 0,16 Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется: Bh = K x (H - (H x 1,15)) / H = 0,8 x (1 000 000 - "2" h max "2" max 700 000 x 1,15) / 1 000 000 = 0,156 Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1). Таблица 1 ---------------------------------------------------------------------------------------- | Рейтинг по | Критерии, установленные | Предложения поставщиков | | критериям | заказчиком | | | |----------------------------|---------------------------------------| | |весовой | максимальное | предложение N 1 | предложение N 2 | | |коэффициент| значение | (российский товар)|(товар иностранного| | | | | | происхождения) | | | | |-------------------|-------------------| | | | |H = 800 000 руб.|H = 700 000 руб.| | | | | "1" | "2" | |-----------------|-----------|----------------|-------------------|-------------------| | по критерию | K = 0,8|H = 1 000 000|Bh = 0,16 |Bh = 0,156 | | "цена контракта"| hi | max | "1" | "2" | | (Bh) | |руб. | | | |-----------------|-----------|----------------|-------------------|-------------------| | по критерию | K = 0,2| A = 100 |Решением конкурсной|Решением конкурсной| | "функциональные | ai | max |комиссии A = 100|комиссии A = 100| | характеристики | | баллов | "1" | "2" | | (потребительские| | |баллов |баллов | | свойства) или | | | | | | качественные | | |Ba = 0,2 |Ba = 0,2 | | характеристики | | | "1" | "2" | | товара" (Ba) | | | | | |----------------------------------------------|-------------------|-------------------| | Итоговый рейтинг B = Bh + Ba | 0,36 | 0,356 | | i | | | |----------------------------------------------|-------------------|-------------------| | Результаты конкурса | 1 | 2 | ---------------------------------------------------------------------------------------- Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок). В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 Приказа). Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов? Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 Приказа N 427). В соответствии с Приказом N 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта. В соответствии с новым порядком (Приказ N 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта. Пример. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей. Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства. Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей. Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле: Bh = H x 0,85 где: Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства; H - цена контракта, предложенная победителем аукциона. Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене: Bh = H x 0,85 = 500 000 x 0,85 = 425 000 рублей. Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта? Ответ. Приказ N 427 дополнен новым пунктом 7, в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах. В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт. Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе. Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков. Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В.ПОПОВА 18 августа 2009 г. N 13498-АП/Д05 Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ 17 августа 2009 г. N АЦ/27508 |